Данное мероприятие формирует добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивает стремление быть
терпимыми в обществе людей, воспитывает уважение к одноклассникам. Дети знакомятся с понятием «Настоящая дружба», какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; учатся замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Дружба – главное чудо».»
Внеклассное мероприятие
«Дружба – главное чудо»
Цель: расширить представление учащихся о качествах человека, о дружбе.
Задачи: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
Оборудование: презентация, музыкальный ряд песен о дружбе альбомные листы и краски, клей, пословицы о дружбе, жетоны, законы дружбы,
Тип: тренинг
Методы: беседа, тренинг, опыт, групповая работа.
Ход мероприятия:
На доске эпиграф:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
Приветствие. Круг радости. Звучит музыка Песни «Мир похож на цветной луг»
1. Мир похож на цветной луг
Ветер зовет за собой облака
Вдаль, вдаль, вдаль…
Если ты друга не встретил пока,
Жаль, жаль, жаль!
Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь!
Другом верным всегда будь!
Песня не зря собирает друзей
В круг. В круг, в круг.
Сделает хмурый денек веселей
Друг, друг, друг!
Припев:
Друг для тебя одолеть сто преград
Рад, рад, рад.
С другом любая беда – не беда,
Да, да, да!
Сл. М.Пляцковского
2. Вступительное слово.
Учитель: - Дорогие, ребята! Наше занятие называется «Дружба – главное чудо». Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях. И в конце занятия мы должны создать правила дружбы. Будьте активны и внимательны.
А разговор о дружбе я хотела бы начать со сказки. (Звучит музыка учитель, рассказывает сказку)
3. Сказка «Ежик и звездочка».
В одном лесу жил Ежик. Ты знаешь, какие обычно бывают ежики – деловитые и солидные, часто они любят шуршать по ночам иголками в траве. А этот Ежик любил по ночам мечтать. Иногда он делал это не один – у Ежика была знакомая Звезда. Это хорошо, когда у тебя есть с кем разделить свои мечты. К сожалению, они не могли часто видеться: иногда им препятствовали тучи, а иногда Земля поворачивалась не тем боком и мешала им встретиться. “Подумать только, – восклицала иногда Звездочка, – нас РАЗЛУЧАЕТ закон всемирного ТЯГОТЕНИЯ!”
После долгой разлуки Ежик обычно говорил:
- Звездочка, я очень соскучился. Я так долго ждал тебя – почти вечность!
- Ты же знаешь, насколько сильными бывают иногда обстоятельства, – говорила Звезда.
- Да, я знаю, – вздыхал Ежик.
А больше они не говорили ничего. Они тихо мечтали вместе.
А когда приближалось утро, Звезда говорила:
- Мне пора.
- Я буду ждать тебя, – говорил Ежик, – я знаю, что это опять будет очень долго, но я все равно буду ждать тебя, возвращайся скорее!
- Я вернусь, ты же знаешь, – говорила Звезда.
- Да, я знаю, – улыбался Ежик. Ведь это так важно – знать, что тот, кого ты ждешь, обязательно вернется, несмотря даже на всемирные законы.
Учитель: Почему Еж и Звезда ждали встречи друг с другом? Что объединяло их?
Какое чувство помогало им дружить?
Вывод: настоящих друзей не разлучат никакие препятствия, потому что их объединяют общие интересы.
Ведущий: -Что такое «дружба» все понимают, а как объяснить это при помощи слов?
«Что такое дружба?»-спросила я у птицы.
«Это когда коршун летает вместе с синицей».
Спросила я у зверя: «Что такое дружба?»
«Это когда зайцу лисицы бояться не нужно».
А после спросила я у девочки: «Дружба - что такое?»
«Это что-то огромное, радостное и большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют,
Это когда мальчишки девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете
И звери, и птицы, и дети!»
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
5. Тренинг «Как пахнет дружба?» (ваши ощущения)
Учитель: Давайте представим, что дружба – это что-то материальное, ощущаемое.
Какая она на ощупь?
На вкус? С какой погодой вы бы сравнили дружбу?
С какими животными можно связать слово дружба?
Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?
Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
Учитель: Что, по-вашему мнению, лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей? (высказывания детей)
– Учитель: Про дружбу сложено большое количество песен, стихотворений, люди используют пословицы и поговорки. Попробуйте и вы найти окончание пословиц о дружбе?
Чтение пословиц о дружбе с доски.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Нет друга – ищи……. а нашел - береги.
Не имей 100 рублей …. а имей 100друзей.
Человек без друзей …… что дерево без корней
Дружба – как стекло:…. разобьешь – нсложишь.
Не имей сто рублей, а имей… береги
Друг познается… не сложишь
Нет друга - ищи, а найдёшь… сто друзей
Дружба, как стекло, разобьёшь… без корней
Человек без друзей, что дерево… в беде
Один за всех…………… и все за одного.
Дружба не гриб,………. в лесу не найдешь.
VI. Продолжение беседы
– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.)
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
Ведущий: Народная мудрость гласит: «Друг познается в беде, лучший друг в радости»
Мне хочется рассказать вам притчу. Послушайте и скажите, о какой пословице вы вспомнили, слушая рассказ.
« Давным –давно жил в горах богатый человек.Имел он огромную отару овец и столько же друзей .
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось.Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал.Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге.Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
-О какой пословице речь в этой притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Здорово, когда на свете есть друзья.
Песня « У меня есть друзья»
А сейчас послушайте стихотворение и подумайте : « Кто придумал слово «друг?»
Когда еще никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи. Прошли века.
Умнее стал наш предок.
И он придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
2 ученик:
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»
Показывал язык или кулак
И корчил рожи.
Учитель:
Так кто придумал слово «друг?» Зачем?
Можно ли оскорблять друга, обзывать? К сожалению, грубые слова можно слышать и у нас в классе, бывает так, как в стихотворении «Два козла». Послушайте его, может кто-нибудь узнает себя.
3 ученик: Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Учитель: Можно ли назвать эти отношения дружескими? Драка и ссора унижают человека.
Проанализируем несколько ситуаций.
6. Анализ ситуации “Друзья”.
Учитель: Послушайте ситуацию “Друзья”, которую подготовили ваши одноклассники и выскажите свое мнение.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он.
– Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Учитель: Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Кто из мальчиков достоин быть другом? Можно ли научить Максима дружить?
Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: “Ты мне – я тебе”. Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Ситуация№2.
Друг напомнил мне вчера
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок.
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда - то,
А теперь представил счёт.
Не, влечёт, меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Ведущий:
Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему? (ответы).
Ситуация№3
Анализ стихотворения А. Л. Барто «Требуется друг»
Все живут не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной : « Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день
Будешь ты меня спасать. Дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: « Срочно требуется друг».
Ведущий:
- Что героиня этого стихотворения ждёт от дружбы?
-Почему она не может найти друзей?
(ответы)
Да, девочка ищет не друзей. А выгоду для себя: привлечь внимание к себе с помощью чужих заслуг. Стать хорошей ученицей за счёт чужих способностей.
Выступают ребята
Что значит дружно? У меня вот друг есть – Борис Заходер, так он про нас стишок сочинил и назвал «Мы – друзья».
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе... отстаем!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка,
Дрались честно,
Как положено друзьям:
– Я как стукну!
– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра.
Облила нас из ведра!
А она ещё смеётся:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.
Мы уроки вместе делаем, играем, угощаем друг друга, а когда Бориса чуть не побили, так я полез его спасать, потом, правда, его стукнул, чтобы он не дрался. Так скажите мне, ребята, мы с Борькой живем дружно или нет, И дружба между нами или что?
(дети высказывают свои мнения, предложения)
Стихотворение Олега Бондура « Про девчонок.»
Ученик 1. Со Светкой, соседкой,
Не буду водиться –
Она то смеется, то плачет,
То злится.
Но мама сказала,
Что так не годится,
Что с девочкой нужно
Уметь подружиться,
Что с папой они
Еще с детства дружили,
И вместе играли,
И рыбу удили.
С такою девчонкой,
Как мама моя,
Конечно, бы мог
Подружиться и я!
-- Как, вы понимаете выражение «уметь подружиться»?
Ведущий:
- Давайте подведём итог нашего разговора и ответим на вопрос: Друг - это..
(ответы детей)
Ребята главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали? ( Ответы учащихся)
Учитель: Поиграем в игру «Кто с кем дружит». На экране показан герой сказки , а вы должны найти его друга.
Собрались как-то четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пёс, осёл.)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)
Карлсон бухнулся на кровать и. схватившись за голову, произнёс: « Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: « Друг спас жизнь друга». Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)
Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя - решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили - все подружились.)
Учитель. Книг о дружбе и друзьях очень много, читая эти книги, вы приобретёте себе настоящих друзей - литературных героев.
Книга - учитель,
Книга - наставница,
Книга - близкий товарищ, друг.
(В. Боков)
Учитель делает обзор выставки книг.
Учитель: Да, ребята, без друзей плохо их надо искать, как это делали сейчас вы.
5 ученик:
Если есть друзья на свете – Все прекрасно – все цветет.
Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело шагать.
При любой погоде дружим – Дружбой этой не порвать,
И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете Для хороших, славных дел.
Учитель: Умению дружить надо учиться с детства. Кто из вас умеет дружить, поднимите руку? (Зачитывается сочинения, которые дети писали дома «Что значит уметь дружить?»).
Дружба - самое необходимое в жизни. Истинный друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни.
Настоящий друг - это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе мы - сила!
Дружба - одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу.
Если друг добр и отзывчив, то и дружба крепкая и настоящая.
7. Упражнение «Настоящий друг» .
Учитель: Найдите лишние качества, не соответствующие настоящему другу. То качество, которое является лишним, покажите аплодисментами.
1. А сейчас закрасьте красным карандашом кружки рядом с " хорошими " чертами характера, которые помогают дружить черным - рядом с " плохими", которые мешают дружбе.
0 - смелость 0 - неуверенность
0 - скромность 0 - капризность
0 - трудолюбие 0 - вежливость
0 - честность 0 - отзывчивость
0 - трусость 0 - грубость
0 - хвастливость 0 - общительность
0 - лень 0 - драчливость
0 - открытость 0 - обидчивость
0 - ответственность 0 - заносчивость
0 - активность 0 - добросовестность
0 - замкнутость 0 - безразличие
0 - правдивость 0 - настойчивость
0 - решительность
Проверка задания.
Учитель: На ваших столах лежат рисунки-ладошки. Напишите на них свои достоинства и хорошие качества. - А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться, при этом, глядя глаза в глаза, пожелайте ему что-то такое, отчего наш класс станет ещё дружнее.
Вывод: Все знаете положительные черты характера. Но есть такие черты с которыми трудно мириться. Иногда у таких ребят происходят ссоры. К сожалению это происходит и в нашем классе. Мы будем учиться жить дружно.
Надо учиться общаться с разными людьми, не только с теми, кто вам нравится. Вы, наверное, не раз замечали, что мнения и желания людей не всегда совпадают, иногда они прямо противоположны друг другу. Бывают ситуации, когда люди недовольны друг другом и тогда возникает ссора.
Как, вы, думаете, почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно?
Практическая работа: В одном конверте, на карточках написаны причины, из - за которых возникают ссоры и карточки - как помириться после ссоры.
Вы должны их разделить в две части.
Неумение выслушивать другого.
Нежелание уступить.
Стремление отстоять свою точку зрения во чтобы то ни стало.
Неумение поставить себя на место другого человека.
Обида на любое замечание.
Равнодушие.
Неумение критически оценивать свои поступки.
Не копить обиды и не дуться, лучше первым улыбнуться.
В решающий момент себя сдержать и конфликта избежать.
Стараться проявить терпение, чтобы услышать и другое мнение.
Проверка: - Прочитайте, почему возникают ссоры?
- Как помириться после ссоры?
Игра: " Как надо мириться".
Берем друг друга за мизинцы, улыбаемся и говорим такие слова: " Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться".
Это очень помогает забыть о ссоре. Очень часто шутка помогает выйти из трудной ситуации. Но важно еще извиняться. Вряд ли кто- либо будет продолжать обижаться, если вовремя извиниться.
10. Правила дружбы.
Учитель. Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. У вас на партах лежат памятки с основными законами. Прочитайте их (Учащиеся читают по цепочке.)
Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
Не выдавать чужие секреты;
Всегда быть откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не надо менять друзей;
Надо быть постоянным в дружбе;
Не ябедничай.
Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду.
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть, почитать книгу, не отказывай ему.
Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).
Учитель: Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
Правила дружбы вы можете использовать в школе, дома при общении с друзьями. Запомните эти правила. Я надеюсь, что вы ими воспользуетесь.
14. Подведение итогов занятия.
Учитель: Кого мы называем другом?
Каких друзей нам хотелось бы иметь?
А каким другом является каждый из вас?
Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
Дети высказывают свои мнения по вопросам учителя.
Вывод: Школа — наш общий дом. Наш класс — это семья. И пусть семья наша будет дружной, прочной и крепкой. А чтобы наш класс был по настоящему дружным, нам нужно придерживаться тех правил, о которых сегодня вы сами говорили.
Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, если все вокруг подружатся? ( Ответы учащихся.)
Если все вокруг подружатся -
Улыбнётся вся земля!
15. Игра «Салют».
Участвуют 3 команды. По команде «Добро» хлопает 1 команда, при команде «Вежливость» - вторая команда, а при команде «Взаимопонимание» - 3 команда. При команде «Добро, вежливость, взаимопонимание» все 3 команды.
Учитель: На фоне дружных аплодисментов мы закончим наше занятие песней. Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг».