Вашему вниманию представляется разработка внеклассного мероприятия по безопасности дорожного движения "Безопасная дорога". Данное занятие было проведено в 5 классе в рамках конкурса "Знание - жизнь 2016". Мы заняли 1 место.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Заранее готовится класс и все оборудование. Изготавливаются галстуки из атласных лент 3-х цветов для каждого участника команд: красные, желтые, зеленые. Класс заранее делится на 3 команды.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
(слайд 1) Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами не обычный классный час. А вот о чем на нем пойдет речь, я вам предлагаю догадаться самим. Давайте прислушаемся и постараемся понять, что за звук мы с вами услышим. (Звук тормозов.)
Что означает этот звук?
Что такое ДТП?
(слайд 2) "Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
(слайд 3) В мире ежегодно погибают в автокатастрофах почти 250 тыс. человек, около 6 млн. получают увечья.
Как вы думаете, в каком году произошла первая авария?
(слайд 4) Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо в 1769 году. Водитель не смог справиться с управлением тяжелой и неуклюжей паровой машины, и она врезалась в каменный забор. Котел паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж». Водителя отправили в больницу.
Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и число дорожно-транспортных происшествий. Почему же существует такое явление, как дорожно-транспортное происшествие? (ответы детей)
Причин много, вот некоторые из них:
(слайд 5)
несовершенство автомобиля (как в случае с паровой машиной) или его неисправность;
плохие дороги и несовершенное регулирование дорожного движения (в начале развития автомобильного парка);
плохие погодные условия (туман, гололед, ливень...);
низкая дисциплина участников дорожного движения (ДТП по вине водителя, по вине пешехода). И это в наше время основная причина.
Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу.
Итак, с чем будет связан наш классный час?
Сегодня у вас есть возможность показать, как вы знаете эти правила. Мы с вами поиграем в игру под названием «Безопасная дорога». (слайд 6) В игре примут участие 3 команды, на которые вы разделились заранее. (слайд 7)
Одна команда у нас в красных галстуках – команда «красные», другая в желтых – команда «желтые», третья в зеленых – команда «зеленые». Как вы думаете, с чем связан выбор таких цветов? (это цвета светофора).
А зачем нужен светофор? (ответы детей)
Светофор нужен для того, чтобы автомобили и пешеходы двигались по дороге правильно.Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. (слайд 8)
Конкурс «Разминка». Перед вами на экране будут появляться ребусы. Ответ дает та команда, которая вперед всех заявила о своей готовности, подняв зеленую табличку. За правильный ответ команда получает 3 очка (слайд 9-16)
Конкурс «Знатоки» (слайд 17)
На вопросы команды отвечают письменно в бланках для ответов, затем озвучивают свои ответы. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.
1 блок вопросов «Пешеходы»
Кто нарушает правила дорожного движения? (слайд 18-22)
2 блок вопросов «Велосипедист»
Какой велосипедист подает знак поворот направо, поворот налево, остановка? (слайд 23-26)
Все дороги состоят из двух частей. Из каких? (ответы детей)
Посмотрим небольшую историческую справку о том, как появился тротуар.
(Видео на слайде 27)
(Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом становилось всё больше и больше экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попадали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару, а чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.)
Конкурс «Узнай знаки»:
Этот знак обозначает…(слайд 28-31) (отвечает команда, которая вперед всех подняла зеленую табличку, 3 балла)
Конкурс «Дорисуй дорожный знак» (слайд 32-34)
В течение 2 минут дорисовать предложенный знак. (знаки вывешиваю на доску и показываю правильный ответ)
1. (движение без остановки запрещено)
2. (въезд запрещен)
3. (движение пешеходов запрещено)
Игра “Три огонька светофора” (слайд 35)
Знаете ли вы, как выполнять команды светофора? Сейчас это и проверим. Я буду читать вам стихи из “Азбуки безопасности”, а команда в галстуках соответствующего ответу цвета должна встать
1. Есть сигналы светофора,
Подчиняйтесь им без спора.
Бурлит в движении мостовая-
Бегут авто, спешат трамваи.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешехода свет? (встает команда красных)
Правильно! Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
2. Особый свет – предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья.
Скажите правильный ответ:
Какой горит при этом свет?
Правильно! Жёлтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
3. Иди вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Скажите правильный ответ:
Какой для пешеходов свет?
Правильно! Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Конкурс «Автомульти» (слайд 36-42)
Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства (задаются командам по очереди, 2 балла за правильный ответ)
1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
2. Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа)
3. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
4. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
6. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот
Задом наперёд, А за ним комарики…
На чём летали комарики?
(на воздушном шарике).
Конкурс «Верите ли вы, что…»(слайд 43)
Я зачитываю вопрос, начинающийся со слов «Верите ли вы, что…». Команды, посовещавшись в течение 30 секунд, одновременно, по моему сигналу поднимают карточку с ответом «Да» - зеленая или «Нет» - красная. Жюри фиксирует правильные ответы
Веритее ли вы, что…
Пешеходы должны пересекать проезжую часть на перекрестках по линии тротуаров и обочин? (да, если отсутствует пешеходный переход).
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу наискосок к краю проезжей части? (нет, только под прямым углом)
Причиной ДТП явился выход на проезжую часть из-за препятствия, ограничивающего обзор? (да)
Мигание зеленого сигнала светофора запрещает дальнейшее движение? (нет, он разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал)
При движении по дорогам велосипедом разрешается управлять только с 16 лет? (нет, с 14 лет)
Запомните, велосипед - это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели. Так что будьте внимательны.
Жюри подводит итоги игры.
Ребята, игра, в которую мы с вами играли, называлась безопасная дорога. Давайте попробуем с вами сделать дорогу безопасной. Каждая команда в течение игры за победу в конкурсах получала карточки с изображениями. Нам необходимо их разместить таким образом на доске, чтобы каждый участник дорожного движения был в безопасности.
По окончании игры подводятся итоги. Команды награждаются грамотами.