kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие "Три встречи весны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Путешествие в мир русской народной культуры»

        Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка.

       Программа направлена на расширение и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.

      В основу программы был взят факультативный курс М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение».

      Программа создает необходимые условия, обеспечивающие развитие коммуникативных, творческих, исследовательских  способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.

Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей, родителей, педагогов, направ­ленную на реальное или мысленное, идеальное преобразование объектов, предметов освоения.

 

Цель: введение в мир народной культуры, создание условий для принятия ими нравственных ценностей русского народа – единства человека и природы, любовь в родной земле, трудолюбие, милосердие .

Задачи:          

- познакомиться с народным календарём, названием первого месяца весны, его отдельных дней,

- получить представление о закличках, их содержании и назначении,

- изготовить из солёного теста символа весны-Жаворонка,

-  разучить народную игру «Козлик»

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории, осознание своей этнической принадлежности;

       - чувство прекрасного на основе знакомства с традиционной народной       культурой.

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

     -    выполнять учебные действия в материализованной и громкоречевой форме

Познавательные:

  • использовать знаково-символические средства;
  • осуществлять анализ объектов;
  • устанавливать причинно-следственные связи на предложенном материале.

Коммуникативные:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

     - задавать вопросы, исходя из предложенного материала

 

Формы работы:

- фронтальная

- парная

- групповая

- индивидуальная

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Три встречи весны" »

Внеурочное занятие «Три встречи весны»


Круглянина Татьяна Яковлевна,

учитель начальных классов

МАОУ гимназия № 4 г. канск


Цель: введение в мир народной культуры, создание условий для принятия ими нравственных ценностей русского народа – единства человека и природы, любовь в родной земле, трудолюбие, милосердие .

Задачи:

- познакомиться с народным календарём, названием первого месяца весны, его отдельных дней,

- получить представление о закличках, их содержании и назначении,

- изготовить из солёного теста символа весны-Жаворонка,

- разучить народную игру «Ручеёк»

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории, осознание своей этнической принадлежности;

- чувство прекрасного на основе знакомства с традиционной народной культурой.

Регулятивные:

  • принимать учебную задачу;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- выполнять учебные действия в материализованной и громкоречевой форме

Познавательные:

  • использовать знаково-символические средства;

  • осуществлять анализ объектов;

  • устанавливать причинно-следственные связи на предложенном материале.

Коммуникативные:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы, исходя из предложенного материала


Формы работы:

- фронтальная

- парная

- групповая

- индивидуальная



  1. Орг. момент.

- Добрый день. Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир народной культуры. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Покажите, какое у вас сейчас настроение, как вы настроены на работу.


  1. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску, что вы видите на слайде? (Изображение славянского календаря). Объясните, почему говорят: КРУГЛЫЙ ГОД

- Прочитайте тему над которой мы будем работать в этом году. Как вы понимаете выражение ВСЛЕД ЗА СОЛНЫШКОМ ЖИВЁМ?

- Из глубочайшей древности поднимается к нам народ­ное понимание года как круга жизни. До недавнего времени в соответствии с народным представлением о годе как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, соразмерна с характером русского человека. Опыт многих поколений позволил найти сочетание праздников и труда, отдыха и работы, веселья и серьезности. Все события размещались по кругу дней года, они были изображены в виде симво­лического знака, колеса, вращающегося по движению Солнца. Чтобы время не сбивалось с предначертанного ему ритма, верили предки, нужно помогать солнцу, луне, звездам, цветению не сбиться с пути. Поэтому необходимы были народные праздники, обряды, соблюдение примет. Наши предки были убеждены, что так они помогают весеннему пробуждению Солнца, по­явлению цветов и злаков, прилету птиц и т.д. Кто знает, может так оно и есть? Мы живём с вами в мире в котором эти знания в основном потеряны, мы не чувствуем их необходимость в нашей жизни. Но мне кажется знать о них нужно.

- Итак, мы отправляемся в путешествие вместе с народным календарём. Положите календари перед собой. Сколько времён года мы отметили? Назовите их.

Вы уже знаете, что в старину месяцы носили совсем другие названия, отличные от современных. Посмотрите на доску. Обсудите в парах Определите к какому времени года относятся народные названия месяцев

Фронтальная проверка по слайду.

  1. Тема и цели занятия.

- чтобы узнать о каком времени года мы поговорим на этом занятии, отгадайте загадку:

Прилетела пава,

Села на лаву,

распустила перья

для всякого зелья. (весна)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

- Назовите весенние месяцы. Первый месяц весны?

- В народе говорят МАРТ – УТРО ГОДА. Как вы думаете, почему?

- Действительно, в марте природа просыпается от долгого зимнего сна. А ещё на Руси до 15 века год начинался не в январе, как сейчас, а в марте.

Поэтому изучение народного календаря мы начинаем с марта.

На календаре поставьте крестик на начало марта.

А старинная поговорка будет темой занятия. Подумайте, какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок, вам могут помочь подсказки на доске.

- Оцените свои знания по этой теме жестом.


  1. Знакомство со старинными названиями марта и некоторых дней календаря.

- Мы уже знаем, что в старину месяцы носили совсем другие названия.

- Эти названия отражали изменения, которые происходили в природе в этот период.

- А вы знаете как назывался март? Обсудите в группах, как мог называться март в старину.

Замечательно, но это только наши предположения, а как можно узнать его название откуда вы можете получить информацию?

- Какой из этих способов самый простой?

- Я готова дать вам эту информацию, но при одном условии, что вы постараетесь, объяснить, почему март так называли. Договорились?

У вас на столах лежат голубые полоски, обсудите в паре, сделай те вывод о названии.

И так, в старину март называли зимобор, протальник, капельник, солнцегрей, водотёк, грачевник

Проверка.

- Приклейте табличку с народными названиями месяцев на март.

- Кроме этого многие дни марта носили свои названия. Прочитайте некоторые из них.

Поработайте в группе. Объясните происхождение названий.

Какое название вызвало затруднение?

А ведь это один из главных весенних дней. Хотите узнать о нём поподробнее?

Евдокея(Авдотья)-плющиха приходится на 14 марта, что в это время происходит в природе? Солнце пригревает и снег начинает таять – оседает, плющится. Отсюда и название – плющиха.

- 14 марта принято было праздновать Первую встречу весны – Весновку.

Даже примета была На Весновку погоже – всё лето пригоже

Как вы её понимаете?

В деревнях любили этот день, заранее к нему готовились. Но особенно были рады дети. Пришло время весенних весёлых игр да забав.

Хотите поиграть в старинную игру, которую вы тоже знаете? РУЧЕЁК


  1. Изготовление жаворонков.

- Пока дети резвились на первых проталинах, в их домах шла очень важная работа по изготовлению жаворонков.

Жаворонки одни из первых птиц возвращающихся к нас из тёплых краёв. И уж коль запел жаворонок весна вступила в свои права.

Вот и лепили в каждом доме жаворонка, одного из первых вестников весны.

Изготовление жаворонков.

Во многих местностях жаворонков сделанных на Авдотью Весновку не выпекали, а клали на солнышко, просушивали. Мы поступим так же.

  1. Заклички.

А когда жаворонки были готовы. Дети и молодёжь поднимались на пригорки, а часто прямо на крыши и начинали звать, закликать весну.

У вас на столах лежать тексты такой заклички. Прочитайте её. В парах ответьте на вопросы.

Проверка. Слушайте внимательно согласны ли вы с таким объяснением.


А сами готовы закликать весну? Возьмите в руки ваших жаворонков. И прочитаем хором закличку.

Жавороночки,

Перелётушки,

Птички-ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную,

Весну красную,

Принесите нам!

На жёрдочке,

На бороздочке,

И с сохой, и с бороной,

И с кобылкой вороной,

С пряльцем, с донцем,

С кривым веретёнцем!

Зима нам надоела,

Хлеб-сено поела,

Ручки-ножки познобила,

Скотинушку поморила!

- Как вы думаете, часто в нашей обычной жизни мы произносим заклички? Почему?

Но мы можем послушать песенку очень похожую на закличку, подумайте чем они похожи?

  1. Работа с пословицами.

Мы говорили, что русские люди внимательно следили за изменениями происходящими в природе, от из наблюдений, знаний зависело, вовремя ли пройдут полевые работы, всё ли необходимое будет сделано для дальнейшей жизни, а значит будет ли жизнь в семье крестьянина сытой, благополучной или наоборот.

Свои наблюдения народ часто представлял в пословицах.

- У вас осталось последнее задание. Сформулируйте его.

(Собрать пословицу) А когда соберёте пословицу, что ещё можно сделать.?

Проверка по образцу.

  1. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Какое задание понравилось больше других?

  • Что вызвало затруднение?

  • О чём ещё хотелось бы узнать?

  • Откуда вы можете получить информацию?

  • Оцените своё настроение.

  • Спасибо за работу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное занятие "Три встречи весны"

Автор: Круглянина Татьяна Яковлевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Внеклассное занятие "Вместе весело шагать" для учащихся 2 класса "
    ["seo_title"] => string(78) "vnieklassnoie-zaniatiie-vmiestie-viesielo-shaghat-dlia-uchashchikhsia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "235250"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443635336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект внеклассного занятия" Интеллектуальный марафон" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-intielliektual-nyi-marafon"
    ["file_id"] => string(6) "107300"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403201733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеклассное мероприятие. «  Встреча  пернатых  друзей» "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vstriecha-piernatykh-druziei"
    ["file_id"] => string(6) "156752"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421485139"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Экологический праздник "День птиц" "
    ["seo_title"] => string(36) "ekologhichieskii-prazdnik-dien-ptits"
    ["file_id"] => string(6) "135167"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416858132"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Внеклассное мероприятие на новогоднюю тематику для 1 класса «Наряжаем ёлочку»"
    ["seo_title"] => string(90) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-novoghodniuiu-tiematiku-dlia-1-klassa-nariazhaiem-iolochku"
    ["file_id"] => string(6) "317942"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460465973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства