Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка.
Программа направлена на расширение и развитие у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
В основу программы был взят факультативный курс М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение».
Программа создает необходимые условия, обеспечивающие развитие коммуникативных, творческих, исследовательских способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей, родителей, педагогов, направленную на реальное или мысленное, идеальное преобразование объектов, предметов освоения.
Цель: введение в мир народной культуры, создание условий для принятия ими нравственных ценностей русского народа – единства человека и природы, любовь в родной земле, трудолюбие, милосердие .
Задачи:
- познакомиться с народным календарём, названием первого месяца весны, его отдельных дней,
- получить представление о закличках, их содержании и назначении,
- изготовить из солёного теста символа весны-Жаворонка,
- разучить народную игру «Козлик»
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного на основе знакомства с традиционной народной культурой.
Регулятивные:
принимать учебную задачу;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия в материализованной и громкоречевой форме
Познавательные:
использовать знаково-символические средства;
осуществлять анализ объектов;
устанавливать причинно-следственные связи на предложенном материале.
Коммуникативные:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, исходя из предложенного материала
Формы работы:
- фронтальная
- парная
- групповая
- индивидуальная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Три встречи весны" »
Внеурочное занятие «Три встречи весны»
Круглянина Татьяна Яковлевна,
учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 4 г. канск
Цель: введение в мир народной культуры, создание условий для принятия ими нравственных ценностей русского народа – единства человека и природы, любовь в родной земле, трудолюбие, милосердие .
Задачи:
- познакомиться с народным календарём, названием первого месяца весны, его отдельных дней,
- получить представление о закличках, их содержании и назначении,
- изготовить из солёного теста символа весны-Жаворонка,
- разучить народную игру «Ручеёк»
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного на основе знакомства с традиционной народной культурой.
Регулятивные:
принимать учебную задачу;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия в материализованной и громкоречевой форме
Познавательные:
использовать знаково-символические средства;
осуществлять анализ объектов;
устанавливать причинно-следственные связи на предложенном материале.
Коммуникативные:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, исходя из предложенного материала
Формы работы:
- фронтальная
- парная
- групповая
- индивидуальная
Орг. момент.
- Добрый день. Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир народной культуры. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Покажите, какое у вас сейчас настроение, как вы настроены на работу.
Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску, что вы видите на слайде? (Изображение славянского календаря). Объясните, почему говорят: КРУГЛЫЙ ГОД
- Прочитайте тему над которой мы будем работать в этом году. Как вы понимаете выражение ВСЛЕД ЗА СОЛНЫШКОМ ЖИВЁМ?
- Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года как круга жизни. До недавнего времени в соответствии с народным представлением о годе как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, соразмерна с характером русского человека. Опыт многих поколений позволил найти сочетание праздников и труда, отдыха и работы, веселья и серьезности. Все события размещались по кругу дней года, они были изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося по движению Солнца. Чтобы время не сбивалось с предначертанного ему ритма, верили предки, нужно помогать солнцу, луне, звездам, цветению не сбиться с пути. Поэтому необходимы были народные праздники, обряды, соблюдение примет. Наши предки были убеждены, что так они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц и т.д. Кто знает, может так оно и есть? Мы живём с вами в мире в котором эти знания в основном потеряны, мы не чувствуем их необходимость в нашей жизни. Но мне кажется знать о них нужно.
- Итак, мы отправляемся в путешествие вместе с народным календарём. Положите календари перед собой. Сколько времён года мы отметили? Назовите их.
Вы уже знаете, что в старину месяцы носили совсем другие названия, отличные от современных. Посмотрите на доску. Обсудите в парах Определите к какому времени года относятся народные названия месяцев
Фронтальная проверка по слайду.
Тема и цели занятия.
- чтобы узнать о каком времени года мы поговорим на этом занятии, отгадайте загадку:
Прилетела пава,
Села на лаву,
распустила перья
для всякого зелья. (весна)
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает?
- Назовите весенние месяцы. Первый месяц весны?
- В народе говорят МАРТ – УТРО ГОДА. Как вы думаете, почему?
- Действительно, в марте природа просыпается от долгого зимнего сна. А ещё на Руси до 15 века год начинался не в январе, как сейчас, а в марте.
Поэтому изучение народного календаря мы начинаем с марта.
На календаре поставьте крестик на начало марта.
А старинная поговорка будет темой занятия. Подумайте, какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок, вам могут помочь подсказки на доске.
- Оцените свои знания по этой теме жестом.
Знакомство со старинными названиями марта и некоторых дней календаря.
- Мы уже знаем, что в старину месяцы носили совсем другие названия.
- Эти названия отражали изменения, которые происходили в природе в этот период.
- А вы знаете как назывался март? Обсудите в группах, как мог называться март в старину.
Замечательно, но это только наши предположения, а как можно узнать его название откуда вы можете получить информацию?
- Какой из этих способов самый простой?
- Я готова дать вам эту информацию, но при одном условии, что вы постараетесь, объяснить, почему март так называли. Договорились?
У вас на столах лежат голубые полоски, обсудите в паре, сделай те вывод о названии.
И так, в старину март называли зимобор, протальник, капельник, солнцегрей, водотёк,грачевник
Проверка.
- Приклейте табличку с народными названиями месяцев на март.
- Кроме этого многие дни марта носили свои названия. Прочитайте некоторые из них.
Поработайте в группе. Объясните происхождение названий.
Какое название вызвало затруднение?
А ведь это один из главных весенних дней. Хотите узнать о нём поподробнее?
Евдокея(Авдотья)-плющиха приходится на 14 марта, что в это время происходит в природе? Солнце пригревает и снег начинает таять – оседает, плющится. Отсюда и название – плющиха.
- 14 марта принято было праздновать Первую встречу весны – Весновку.
Даже примета была На Весновку погоже – всё лето пригоже
Как вы её понимаете?
В деревнях любили этот день, заранее к нему готовились. Но особенно были рады дети. Пришло время весенних весёлых игр да забав.
Хотите поиграть в старинную игру, которую вы тоже знаете? РУЧЕЁК
Изготовление жаворонков.
- Пока дети резвились на первых проталинах, в их домах шла очень важная работа по изготовлению жаворонков.
Жаворонки одни из первых птиц возвращающихся к нас из тёплых краёв. И уж коль запел жаворонок весна вступила в свои права.
Вот и лепили в каждом доме жаворонка, одного из первых вестников весны.
Изготовление жаворонков.
Во многих местностях жаворонков сделанных на Авдотью Весновку не выпекали, а клали на солнышко, просушивали. Мы поступим так же.
Заклички.
А когда жаворонки были готовы. Дети и молодёжь поднимались на пригорки, а часто прямо на крыши и начинали звать, закликать весну.
У вас на столах лежать тексты такой заклички. Прочитайте её. В парах ответьте на вопросы.
Проверка. Слушайте внимательно согласны ли вы с таким объяснением.
А сами готовы закликать весну? Возьмите в руки ваших жаворонков. И прочитаем хором закличку.
Жавороночки,
Перелётушки,
Птички-ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную,
Принесите нам!
На жёрдочке,
На бороздочке,
И с сохой, и с бороной,
И с кобылкой вороной,
С пряльцем, с донцем,
С кривым веретёнцем!
Зима нам надоела,
Хлеб-сено поела,
Ручки-ножки познобила,
Скотинушку поморила!
- Как вы думаете, часто в нашей обычной жизни мы произносим заклички? Почему?
Но мы можем послушать песенку очень похожую на закличку, подумайте чем они похожи?
Работа с пословицами.
Мы говорили, что русские люди внимательно следили за изменениями происходящими в природе, от из наблюдений, знаний зависело, вовремя ли пройдут полевые работы, всё ли необходимое будет сделано для дальнейшей жизни, а значит будет ли жизнь в семье крестьянина сытой, благополучной или наоборот.
Свои наблюдения народ часто представлял в пословицах.
- У вас осталось последнее задание. Сформулируйте его.
(Собрать пословицу) А когда соберёте пословицу, что ещё можно сделать.?