Методические рекомендации. Занятие знакомит детей с традиционными елочными украшениями; развивает внимание, мышление, воображение.
Оборудование: рисунок елочки высотой 40—50 см, рисунки елочных украшений: звезда, гирлянда, хлопушка, фонарик, шар, Дед Мороз, Снегурочка; схема кроссворда «Сказочник».
Учитель. Приближается Новый год — любимый детский праздник.
Наше занятие называется «Наряжаем елочку». Посмотрите на рисунки. Вы видите на них елочные украшения, без которых трудно представить себе новогоднюю красавицу. Какие еще предметы могут служить украшением елки? (Ответы детей.) Мы же сегодня будем украшать елочку традиционными игрушками. Занятие построим так: я беру какое-либо елочное украшение и читаю задание. Если вы его выполняете правильно, значит, украшение отправляется на елочку.
Начнем с верхушки елки. Что обычно размещается там? (Звезда).
Задание. Буквы перепутались. Переставьте их так, чтобы можно было прочесть названия елочных украшений.
СУСОКАЛЬ (сосулька) ЗЗАДВЕ (звезда)
ХОРЕ (орех) ФНРАИКО (фонарик)
ДДОИКЖ (дождик) ЛПШКАХОУ (хлопушка)
Учитель. Я прикрепляю звезду на верхушку елки. Следующая игрушка — гирлянда. Обратите внимание: на доске нарисована мелом гирлянда из 8 кружков. Я загадаю вам 8 загадок. Последнюю букву каждой отгадки будем записывать в кружок по порядку. Разгадаете загадки — прочтете слово.
Загадки
• Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с галстука слизнул. (Утюг.)
• Льется речка — мы лежим,
Лед на речке — мы бежим. (Коньки.)
• Стоит изба на ножках,
В избе горит окошко.
Горит вечером и днем —
Целый мир в окошке том. (Телевизор.)
• Его боюсь я, как огня,
Когда болею гриппом я,
Я у врача залез под стол, —
Сейчас врач сделает. (укол).
• У меня ходули — не страшит болото.
Лягушат тащу я — вот моя забота. (Цапля.)
• Сам пустой, голос густой
Дробь отбивает, ребят созывает. (Барабан.)
• Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод.)
В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? (Рябина.)
Ответ: на данном украшении написано слово «гирлянда».
Учитель. Гирлянда отправляется на елочку. Своей очереди ждет следующее елочное украшение — шар.
Задание: узнать задуманное слово по его определениям.
• Белый, пушистый, искрящийся. (снег).
• Колючая, мохнатая, зеленая. (елка).
• Сладкое, холодное, сливочное. (мороженое).
• Ледяная, тающая, остроконечная. (сосулька).
• Волшебная, народная, интересная. (сказка).
• Уходящий, старый, новый. (год). Учитель. Теперь место шара на елке. А попадет ли туда хлопушка?
Задание: решить кроссворд «Сказочник».
1. Гусли —.. (самогуды).
2. Сапоги —. (скороходы).
3. Лягушка - -. (квакушка).
4. Коза —. (дереза).
5. Ковер —. (самолет).
6. Лисичка - -. (сестричка).
7. Конек —. (горбунок).
8. Шапка —. (невидимка).
9. Скатерть —. (самобранка).
Примечание: схема кроссворда укрепляется на доске. Фронтальная работа.
Учитель. Хлопушка по праву занимает место на ветках елочки. Туда же мечтает попасть фонарик.
Задание: найти ошибки в стихотворных строчках.
• Спят ночами утки
В конуре иль будке. (Не утки, а собаки спят в конуре.)
• Весною из берлоги
Выходят носороги. (Не носороги, а медведи.)
• Сливки, масло и творог
Дает детишкам носорог. (Не носорог, а корова.)
• За двойку в тетради каждый отец
Сыну обязан сказать: «Молодец!» (Не за двойку, а за пятерку.)
• Чтоб нести продукты с рынка,
Есть плетеная корзинка. (Все правильно.)
• Из самой лучшей глины
Все делаются шины. (Не из глины, а из резины.)
• Остры и красны
Иголки сосны. (Не красны, а зелены.)
• Помидор большой и спелый
Цвет имеет ярко-белый. (Не ярко-белый, а ярко-красный.)
• Ежедневно в три утра
В школу нам идти пора. (Не в три, а в восемь.)
• Глазки у сов, как бусинки,
Яркие, малюсенькие. (У сов глаза большие.)
• Завидуют тигрицы
Пышной гриве львицы. (У львиц нет грив, они только у львов.)
• Новый год когда встречают,
Люди пальму наряжают. (Не пальму, а елку)
Учитель. Фонарик отправляется на елочку. Пора и Деду Морозу занять свое место.
Задание: прочитать послание Деда Мороза, используя стрелки. Каждая стрелка — это одно слово. Нужно выписать только те буквы, на которые указывает направление стрелки.
Примечание: таблицы начерчены на доске.
Ответ: «Поздравляю с Новым годом».
Учитель. Вслед за Дедом Морозом на елочку просится Снегурочка.
Задание: Придумать и нарисовать свою елочную игрушку. (Дети рисуют. Затем комментируют свой рисунок.)
Учитель. Наша елочка готова к встрече Нового года! В этом есть ваша заслуга, ребята!
А сейчас поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от занятия.