ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»
Внеклассное мероприятие:
«Идём дорогою добра».
Воспитатель 1 категории: Королёва Т.М.
г.Трубчевск
Цели: способствовать формированию нравственных качеств:
- уважение к окружающим людям, умение дружить, добро-
желательных отношений в коллективе, вежливости;
- развивать умение веси дискуссию, речь, память, образное
мышление;
- корректировать отношение к поведению в школе и
общественных местах.
Оборудование: слова, пословицы, деревья, цветы, стихи, телевизор, видеоролики.
1
1. Введение в тему:
Воспитатель: Доброта…
Какое старое слово!
Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна им доброта или нет, вредно или полезно?
Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает…
«Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое доброта?
( Ответы детей).
Воспитатель: Доброта – это стремление делать добро другим, быть отзывчивым.
Добрый человек, это какой человек?
(Тот, кто любит людей, помогает им, любит природу и всё живое).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зависит ли доброта от того,
2
большой человек или маленький, тёмная у него кожа или светлая?
(Ответы детей).
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы, пойдём дорогой добра, и наше занятие мы назовём « Идём дорогою добра» и в конце этого пути, мы попробуем создать сад доброты.
Для этого нам потребуется ваша доброта, любовь и доверие. Вы также узнаете, где живёт добро, как избавиться от злости, что такое дружба и многое другое.
Итак, нам пора в путь.
(Звучит песня «Идём дорогою добра»).
3
Основная часть.
Дерево первое «Где спряталось добро?»
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем слова.
Доброта
Добросердечный
Доброжелательный
Добрососедство
Добропорядочный
Доброго здоровья
Добросовестный
Добронравный
Добрый день
- Чем похожи эти слова?
( Ответы детей)
- Правильно, основа всех этих слов «добро».
- Значит, в этих словах прячется «добро».
- А вот, где живёт доброта, вы узнаете, послушав стихотворение.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
4
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
5
Дерево второе «Пословицы о добре».
Воспитатель: В народе всегда относились к доброте по-особому.
Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
- Я вам буду называть часть пословицы, а вы говорите окончание:
На добрый привет… (добрый ответ).
Про доброе дело… (говори смело).
Жизнь дана… (на добрые дела).
Учись доброму - … (дурное на ум не пойдёт).
Спасибо… (великое дело).
Сажаем в сад дерево «Пословицы о добре».
6
Дерево третье «Улыбка доброты».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким лучше быть добрым или злым?
(Ответы детей).
- В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, злость. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.
- А вам приходилось когда-нибудь злиться?
(Ответы детей).
Воспитатель: Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать?
(Ударить, толкнуть, накричать).
- Что вы делаете для того, чтобы выпустить из себя «дракона»?
(Бегаем, кричим, дерёмся).
- А для окружающих вас людей это хорошо или плохо?
(Ответы детей).
- Хотите, я вас, научу избавляться от злости, не причинив боли, вреда окружающим.
- Чтобы избавиться от злости, не причинив вреда и боли окружающим необходимо сделать физические упражнения.
7
Это даёт выход энергии и тем лихим чувствам и мыслям, которые охватили нас. (Дети выполняют физические упражнения).
Воспитатель: Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, крепко завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
(Выполняем эмитацию).
Воспитатель: Как ещё можно избавиться от злости?
Можно:
- станцевать буйный танец;
- потопать ногами;
- просто рассказать о своих переживаниях;
- подарить улыбку.
Воспитатель: Итак, к нам в гости пришла улыбка. Она такая весёлая, ласковая, приветливая и я хочу, чтобы вы с ней подружились.
Улыбаемся!!!
Воспитатель: Давайте посадим в наш сад дерево «Улыбок».
8
Дерево четвёртое «Волшебные и добрые слова».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете. Вежливыми рождаются или становятся?
- Правильно, становятся.
Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться волшебными словами, от которых становится радостнее, светлее, теплее.
В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- Давайте проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить вежливым словом:
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим, извините (пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят (до свидания).
9
Воспитатель: А давайте мы сделаем так, что плохих слов не будет.
- У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества.
Игра «Комплимент».
Участник игры садится на стул, а остальные дети говорят о нём только хорошее.
Воспитатель: Давайте посадим в наш сад дерево «Волшебных и добрых слов».
10
Дерево пятое «Дерево добрых поступков».
Воспитатель: Ребята, но не только слова должны быть добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться.
Надо всегда быть полезным людям.
- Давайте посмотрим, какие хорошие поступки нам по силам (таблица).
- защитить слабого;
- помочь младшей сестре, брату, маме;
- покормить птиц;
- убрать мусор;
Уступить место в автобусе;
- приютить бездомного котёнка;
- быть послушным, добрым.
На первую парту каждого ряда кладу по коробочке с зеркалом.
Воспитатель: Ребята, откройте коробочку, посмотрите, что в ней и передайте соседу по ряду. Вы увидите хороших, весёлых и добрых ребят.
Воспитатель: Кого вы увидели, открыв коробочку?
Дети: Себя.
Воспитатель: Давайте скажем хором: «Мы самые хорошие и добрые».
11
Воспитатель: Я думаю, вы будете совершать только добрые дела и поступки как герой стихотворения «Доброе сердце».
1 ученик:
Я как-то в дом принес щенка
Бездомного бродягу
Чтоб покормить его слегка
Голодного беднягу.
2 ученик:
Ну, что ж - сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко.
В газах его такая грусть!
Найдётся супа ложка.
3 ученик:
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого.
Его принёс я тоже в дом.
Сказала мама снова:
4 ученик:
Ну, что ж – она сказала, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка.
12
5 ученик:
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились.
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
6 ученик:
Ну, что ж, – сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко.
В его глазах такая грусть!
Найдётся хлеба крошка.
7 ученик:
Однажды я нашёл ежа,
Ужа и черепаху.
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
8 ученик:
Сказала мама: - Пусть живут!
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут,
И нам найдётся место.
Воспитатель: Давайте посадим в наш сад дерево «Добрых поступков» и послушаем песню «Доброта».
13
Гимнастика для коррекции глаз.
Дерево шестое «Дружба».
Воспитатель: Какое прекрасное слово – дружба. Произнесите это слово.
Воспитатель: Дружба – что это такое?
- Вот такое объяснение дано в стихотворении.
Ученик:
Что такое дружба?
Спросил я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросил я у зверя:
- Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросил я у девочки:
Дружба – что такое?
Это что-то огромное,
Радостное, большое.
Это когда ребята все сразу,
14
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Воспитатель: Ребята, дружба – одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые бережно и терпеливо относятся друг к другу.
Воспитатель: Ребята, я на доске напишу предложение
«Друг – это тот, кто…», а вы, пожалуйста, дополните его.
(Ответы детей).
Воспитатель: Слово друг произошло от слова «другой», которое означает «такой же как я», «равный мне», «ближний».
- Умная книга так объясняет слово «друг».
Словарь Ожегова:
Друг – человек, который связан с кем – нибудь дружбой.
Друг – сторонник, защитник кого – либо.
15
Воспитатель: Когда друзья вместе им бывает весело и хорошо, так же, как нашим героям из стихотворения.
Ученик: «С виду мы не очень похожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём:
Даже вместе отстаём!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
Я как тресну!
Он как даст!
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим, что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она ещё смеётся:
Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Воспитатель: Ребята, как говорят о настоящих друзьях.
Ученик: «Водой разлить нельзя».
Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, вы внимательно послушаете и ответите на мои вопросы.
Рассказ: автор И. Туричин «Дружба»
16
Воспитатель: Ребята, какие рассказы о дружбе вы знаете?
(Ответы детей).
- Сейчас мы проведём викторину и узнаем, насколько хорошо вы знакомы со сказочными друзьями.
Викторина.
Зелёный крокодил Гена и… (Чебурашка).
Доверчивый Буратино и… (Мальвина).
Забытый Винни Пух и… (Пятачок).
Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили.
Назовите этих друзей музыкантов?
(Бременские музыканты: петух, кот, пёс, осёл).
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена?
(Герда).
6.Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову произнёс: «Я самый большой в мире человек. Малыш дал ему лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга».
- Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье).
17
Воспитатель: Молодцы!
- Ребята, вы хотите, чтобы у вас были настоящие друзья?
- Давайте посадим в наш сад дерево «Дружбы» и послушаем песню.
Видеоклип о дружбе.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вот наш сад и наполнился деревьями,
а чтобы он не зарастал сорняками, мы наполним его цветами доброты, добрыми словами, добрыми делами.
Дети прикрепляют цветы с добрыми словами.
Воспитатель: Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами,
Говорили вы с друзьями.
На этом наше занятие закончено.
Спасибо. До свидания.
18