Цель: познакомить детей с различными экологическими проблемами. Задачи: - рассказать детям о науке экологии; - развивать внимание, речь, артистические способности; - воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Оборудование: декорации, костюмы, медальки. Ход мероприятия Действующие лица. Лучик, сын Солнца Девочка Березки Соловей Белка Ручеек Кузнечик Бабочка | Ромашка Водяной Дед Бабка Внучка герои сказки Жучка «Репка» Кошка Мышка | Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поведем разговор об экологии. Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. А теперь ответьте на вопрос: что такое природа? Дети отвечают: растения, животные, солнце, леса, озёра, песок и т. д., человек. Учитель. Экология – это наука, которая подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя. С 1 января 1981 г. в нашей стране действует Закон «Об охране природы: животных, растений, воздуха и почвы». Ученые – экологи, биологи всего мира забили тревогу: природа в опасности! Человек своей хозяйственной деятельностью наносит природе ущерб. Экология подсказывает, как лучше поступить, чтобы сохранить природу. Вот об этом мы с вами и поговорим. Действие первое. Комната. В постели спит девочка. Звучит тихая музыка. Лучик танцует и нежно будит девочку. Девочка (просыпается, потягиваясь.) Доброе утро! Какое оно прекрасное! (Лучику) Ой! Кто ты? Лучик. Я – Лучик Солнца золотой, Пришел к тебе с небес прекрасных Увидеть Землю. Но постой, А нет ли здесь врагов опасных? Девочка. О каких опасностях, о каких врагах ты говоришь? Нет на Земле врагов ужасных. Земля нам дарит мир, покой... Попутешествуй же со мной! Лучик. Я рад, что мы с тобой вдвоем Большую землю обойдем! Звучит песня Красной Шапочки из кинофильма «Красная Шапочка» (сл. Ю. Михайлова, муз. А. Рыбникова). Лучик и девочка танцуют (произвольные движения в такт музыки). Действие второе. Звуки леса (звукозапись). Белка бросает шишку в Лучика. Лучик. Ой, что это, мне больно! Белка (не показываясь детям). Мне тоже больно. Девочка. Кто ты такая? И от чего тебе больно? Белка. Угадайте, кто я: Не мышь, не птица, в лесу резвится, На деревьях живет и орешки грызет? Дети отвечают: «Белка». Белка. Нас было много на Земле, Любили мы резвиться вволю, Но появился человек, – И стало много нас в неволе. Мой брат стал «белкой в колесе», И шубы носят из сестричек... Из всех моих друзей вообще Осталось чуть – спроси у птичек. Пение птиц (звукозапись). Выходит Соловей. Соловей. Это правда. Что лукавить! Человек не знает меры, Я готов людей прославить, Но у нас исчезла вера! Лучик. Подожди, подожди, о какой вере ты говоришь? Чему надо верить? Соловей. Верить, что мы нужны. Без нас плохо на земле. Вот я – Соловей. Звучит песня соловья (звукозапись). Соловей. Я певец любви и счастья, Я встречаю здесь весну, Славлю жизнь, гоню несчастья, Воспеваю красоту. Девочка. Да, соловушка! Поешь ты прекрасно. Душа радуется! А белок мы не обидим. Их становится все меньше и меньше. Исполняется песня «Просьба» Ученик изображает в танце птицу. Выходят две березки. Березки (хором). И нас становится все меньше и меньшё. А ведь мы символ России. Она славится березовыми рощами. Во поле березоньки стояли, Летом всех от зноя укрывали, А зимой у печки согревали, В баньке веничком здоровья прибавляли... Люди, мы вас любим! Почему вы бываете с нами жестоки? Зачём вам нож и топор? Мы каждому из вас готовы отдать любовь и ласку. Девочка (обращаясь к залу). Мне стыдно, друзья, за тех людей, которые губят природу. Лучик. Пой, Соловей, свои песни о лесе. Радуй нас, Белка, своей красотой. Наполняйте нас, березы, своей жизненной силой. А я уверен, что люди откликнутся всей душой. Действие третье. Луг, цветы, бабочки. Лучик. А здесь как красиво! Вот Кузнечик поскакал! Какая чудесная Бабочка полетела. Пахнет клевер, ромашки красуются, колокольчики звенят! А как здорово поют птицы. Куда мы попали? Что это за музыка звучит? Девочка. Вы догадались, ребята, куда мы попали? Дети отвечают: «Это луг». Лучик. Ну, тут, наверное, проблем нет! Бабочка. Как ты ошибаешься! Мои крылышки протерлись от пальцев ребят. Сколько моих друзей в коллекциях! Мы нужны природе! Мы опыляем эти прекрасные цветы! Не ловите нас. Лучше рисуйте или фотографируйте. Ромашка. Посмотрите на меня. Вы знаете, кто я? Сердцевина желтая у цветка того, Будто крошка солнышка забралась в него. Все прекрасно знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но, оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем, пожалуйста! Кто будет вас лечить, если мы исчезнем? Появляется Кузнечик, прихрамывая. Лучик. Что с тобой, Кузнечик? Кузнечик. Мальчик меня поймал, хотел поиграть… И лапку сломал. Как же я теперь буду прыгать, скакать? Звучит звукозапись песни про кузнечика из мультфильма «Приключения Незнайки» (сл. Н.Носова, муз. В.Шаинского), а Кузнечик играет на скрипке. Лучик. Чудесная музыка. Это Кузнечик играет на скрипочке. Давайте, ребята, беречь бабочек, кузнечиков, ромашки и все другие цветы! Действие четвертое. На сцене Ручей и Водяной. Звучит песня Красной Шапочки. Девочка. Лучик, посмотри! Лучик. Что это? Девочка. Это озеро. А в него бегут ручейки. Пошли на озеро! Девочка. Какая прохлада! И умыться можно! И воды напиться! Ручейки. Не пей, девочка. Вода в этом озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным, и от чего избавились, выбросив в это озеро. Грязная жидкость льется через грязные трубы – это сточные воды. Остановилась жизнь для обитателей озера. Ручейки разворачивают плакаты: «Купаться запрещено!», «Воду использовать нельзя!». Водяной. Я одинокий Водяной, Никто не водится со мной. Друзья мои лягушки болеют, как старушки. На дне моей квартиры – бутылки, тряпки, вилы. Не озеро – помойка, Не уходи, постой-ка! Кругом лежат жестянки, Запчасти, склянки, банки, А мне так жить, А мне так жить, А мне так жить охота! Лучик, помоги! Девочка, ведь люди все знают и могут, помоги! Девочка. Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. А если еще и помочь воде убрать все, что бросили, тогда в нее возвратится жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки! Действие пятое. Огород, чучело. Звучит фонограмма песни Красной Шапочки. Ведущий. Посадил дед репку. А когда ее сажают? Дети отвечают: «Весной!» Дед. Сколько времени прошло, а она не растет?! Бабка иди помоги! Бабка. Да, мала наша кормилица. Пойду водички из речки принесу. Полью. Приносит воду красного цвета. Дед. Что-то водичка странная. Где ты ее взяла? Бабка. В нашей речке. Наверное, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка иди сюда. Смотри, какая водичка красивая! Внучка. Бабушка, где ты взяла эту воду? Бабка. В нашей речке. Внучка. Что ты, что ты! Наш завод туда спускает отработанную воду. Нельзя ею пользоваться. Репка сразу погибнет! Пойду принесу воду из родника. Приносит чистой воды и поливает репку. Дед, Бабка и Внучка садятся вокруг репки и ждут. Дед, Бабка, Внучка (вздыхают). Не растет! Внучка. Жучка! Иди помогай! Жучка. Надо землю взрыхлить. Жучка лапами рыхлит землю и выбрасывает консервную банку и полиэтиленовый пакет. Жучка. Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка! Иди помогай! Жучка и Кошка лапами рыхлят землю и выбрасывают разный мусор. Кошка. Ух, устала! Ну и туристы: сами отдохнули, а все вокруг засорили. Жучка и Кошка садятся рядом с Дедом и Внучкой. Все. Расти репка большая-пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая. Репка начинает расти. Мышка. А что меня не зовете? Репка выросла? Все (хором). Да! Ведущий. Дедка за репку, Бабка за дедку, Внучка за Бабку, Кошка за Жучку, Мышка за Кошку, Тянут - потянут Вытянули репку. Все герои сказки водят хоровод вокруг репки под звукозапись песни «Во саду ли, в огороде». Лучик. Все-все, Все на свете, На свете нужны, И Мошки Не меньше нужны, чем Слоны. Девочка. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, – Злых и свирепых. Березка. Нужны все на свете! Нужны все подряд Кто делает мед И кто делает яд. Белка. Плохие дела У Кошки без Мышки, У Мышки без Кошки Не лучше делишки! Кузнечик. Если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки очень Друг другу нужны! А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется! Все. Все-все, Все на свете, На свете нужны, И это все дети Запомнить должны! Б. Заходер. «Сказка про всех на свете» Все участники представления поют на мотив песни «Я шагаю по Москве» (муз. А. Петрова): А мы идем, шагаем по Земле, И долго нам идти по ней, А на Земле растут цветы, Деревья и кусты. Беречь природу очень нужно нам, Чтоб лучше наша жизнь была, И всех друзей с собой мы позовем, Зверей и птиц всех вместе соберем, Природу сохраним. Дети, читая стихотворение, передают друг другу глобус. 1-й ученик. Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: – Ты береги нас, береги! 2-й ученик. В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза! И тихо просят родники: – Ты береги нас, береги! 3-й ученик. Грустит глубокая река, Свои теряя берега, И слышу голос я реки: – Ты береги нас, береги! 4-й ученик. Остановил олень свой бег: – Будь человеком, человек! В тебя мы верим - не солги. Ты береги нас, береги! 5-й ученик. Смотрю на глобус – шар земной. Такой прекрасный и родной! И шепчут губы на ветру: – Я сберегу вас, сберегу! Звучит мелодия из телепередачи «В мире животных», дети исполняют танец птиц. Учитель (обращаясь к детям). Что интересного вы узнали сегодня? (Ответ.) Что надо запомнить, чтобы сохранить природу? (Ответ.) Как мы тоже можем помочь природе? (Ответ.) |