Научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, научить самостоятельно изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Задачи:
1. Актуализировать знания учащихся о птицах.
2. Организовать работу над понятием «зимующие» птицы;
3. Обеспечить выявление учащимися способов питания птиц;
4. Обеспечить выявление учащимися тех птиц, которые нуждаются в помощи;
5. Помочь найти способы оказания помощи зимующим птицам;
6. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие “Поможем птицам” »
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №11
Методическая разработка
Внеклассного мероприятия
“Поможем птицам”
Провели: учителя начальных классов
Козлова Т. С.
Участники: учащиеся 3”а” и 3”б”
классов (возраст 10-11 лет)
г. Бор
Цель:
Научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, научить самостоятельно изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Задачи:
1. Актуализировать знания учащихся о птицах.
2. Организовать работу над понятием «зимующие» птицы;
3. Обеспечить выявление учащимися способов питания птиц;
4. Обеспечить выявление учащимися тех птиц, которые нуждаются в помощи;
5. Помочь найти способы оказания помощи зимующим птицам;
6. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Формирование универсальных учебных действий (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности.
Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах. (наблюдения; сбор информации; работа с литературой; экскурсии; обработка собранной информации; творческая работа)
Оборудование:
1. презентация "Наши друзья птицы"
2. изображения различных птиц
3. кроссворд "Птицы"
4. книги о птицах
5. карточки с заданиями
6. грамзапись голосов птиц
7. рисунки детей
8. кормушки
Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц и изготавливать кормушки.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
(Звучит музыка, дети входят в класс.)
Учитель: “Чтобы узнать тему нашего мероприятия, вы должны разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.”
Вопросы:
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух) – Презентация (слайд 2)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу (дятел) - Презентация (слайд 3)
Верещуньи, белобоки,
И зовут их всех : (сороки) - Презентация (слайд 4)
В выделенных клетках - "ПТИЦЫ". Презентация (слайд 6)
Учитель: Вы, ребята, правильно догадались - наш классный час сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.
2. Основная часть
(Детям предлагается закрыть глаза. Звучит запись голосов птиц.)
Учитель: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
Далее звучит грамзапись с голосами птиц, детям предлагается отгадать данные голоса.
Учитель: Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы. (На экране в этот момент включается фотография большой синицы). А вот птичью песню подо льдом вряд ли кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной воробей. (Демонстрация птицы). Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!
Учитель: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
Ученик:
"Как птице перезимовать?" К. Мухаммади
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Учитель: “А каких птиц вы знаете? Некоторые из них спрятаны в тексте, давайте попробуем их найти.”
Игра “Восемь птиц”
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая - высоко. лучше для мелких птичек, а над ней - ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.
Учитель: Кто знает о какой птице говорится в загадке:
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей)
Ученик:
"Воробей", Николай Рубцов
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Учитель: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло).
Учитель: Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)
Ученик:
Клёст
Удивительная птичка – клюв крестом,
Называется клестом.
Клювом шишки расщепляет,
Кормит досыта птенцов.
А гнездо – пуховый домик,
И зимою в нем тепло.
Только б были шишки-
Вырастут малышки.
Учитель: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.
А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
Учитель: О следующей птице как только не говорят: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)
Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.
Эти неприметные птицы чем-то похожи на грачей, только поскромнее и окраской, и размером поменьше. Единственное украшение – серый галстучек вокруг шеи. (Галка)
Учитель: (показывает рисунки с изображением грача и галки)
Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в городах, посёлках можно было наблюдать бесчисленные стаи галок. Теперь крикливых галок стало мало.
Удивительно трогательна дружба грачей и галок. Весной галки радостно встречают своих друзей – грачей. Вместе распевают они весенние песни. Вместе расхаживают по проталинам, по дорогам, по колхозным полям – ищут корм. Когда же осенью грачи улетают на юг – галки их провожают. Слышны их прощальные тонкие голоса.
Всю зиму галки проводят в родных местах, жмутся к человеческому жилищу. Пойманную галку легко приручить. Она будет брать корм из рук человека, сама прилетать и улетать из человеческого жилища. Очень интересно наблюдать за смешными галками. Прикормите их у своего крыльца. Можно бросить и корки хлеба, кухонные отбросы. Они будут бесшумно прилетать и терпеливо ждать, когда их покормят.
Учитель:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Ученик:
Дятел
В яркой шапке пёстрый дятел,
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
- Приглашаю всех за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок –
Клад разведан под корой,
Начинаем пир горой!
Продолбил гнилушку дятел –
А в дупле тепло, как в хате,
Пусть снаружи – холод, снег,
Есть продрогшему ночлег.
Учитель: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. Самый редкий вид дятлов – это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.
К вам у меня такой вопрос: что такое: "кузница дятла"? (Ствол дерева или пень, где дятел долбит шишку, добывая семена.
Учитель: Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Ученик:
Стихотворение
Синяя синица! Розовый снегирь!
Отчего мне снится весь в снегу пустырь?
И на скользком насте трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…
Пуховой комочек, слышен сердца стук.
А лететь не хочет из горячих рук.
Быль – она вернее всяких небылиц:
С голода ручнеют стайки зимних птиц.
Учитель: Кто знает, какую пользу приносят птицы?
Физкультминутка
Учитель: Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Не ошибись". Встаньте. Если я буду называть (показывать) какую-то птицу, то вы должны присесть, если эта птица зимует у нас, и замахать руками, как крыльями, если птица улетает на юг (Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка)
Игра “Узнай птицу (по характеристике)” - Презентация (слайд 7-30)
Птица - рыболов (БАКЛАН). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица-плотник (ДЯТЕЛ). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".
Лесная кошка (ИВОЛГА). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель (ЛАСТОЧКА). Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек-саланган или стрижей-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица-акробат (ПОПОЛЗЕНЬ). Своё имя эта птица получила от слова "ползать". Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает особенно. Поползень -единственная птица, которая умеет бегать по стволу и вверх и вниз головой.
Пернатый солист (СОЛОВЕЙ). Недаром об этой птице говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая". Да, певец он прекрасный! А внешность у этой птички самая обычная.
Ночной хищник (СОВА). Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (КУКУШКА). Своего гнезда не вьёт, яйца другим подбрасывает.
Учитель: А кто знает, как люди заботятся зимой о птицах? (Ответы детей).
Ребята-старшеклассники сегодня расскажут вам, как они заботятся о птицах и покажут как нужно делать кормушки. (Демонстрация кормушки)
Дома сделайте с родителями кормушки и повесьте у своего дома.
Учитель: А что можно положить в кормушку?
Задание на карточках “Угощение для птиц”
Детям предлагается самостоятельно из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.
Проверка задания: с блюда с "угощениями» для птиц выбираются полезные и вредные продукты.
Учитель: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.
Ученик:
Стихотворение
Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма – гость одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз - к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну
Подведение итогов:
Учитель: Чем запомнился вам, ребята, наше мероприятие? Что вы узнали нового? Что вас взволновало?
Учитель: Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных, показывая их чучела и картинки из книг.
Ученик
Просьба.
Н.А.Заболоцкий.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
В заключении мероприятия, учащиеся с учителями идут на улицу вешать кормушки и наполнять их зерном.
Отчет о проведении мероприятия
“Поможем птицам”
Дата проведения – 24.02.2013.
Время проведения – 12:10-13:00 ч
Участники: учащиеся 3”а” (в количестве 24 человека), и 3”б” (в количестве 15 человек).
Возраст участников – 10-11 лет
Присутствующие: зам. директора по воспитательной работе, зам. директора по УВР, учителя начальных классов в количестве 4 человек.