Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
Подготовила и провела: Соловьёва Н.В
Учитель русского языка и литературы
Цель: формирование обще-учебных компетенций по предмету за курс 5-7 классов.
Задачи:
· повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе;
· развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
· расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
· карточки с заданиями,
· ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель :
- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру "Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Сейчас вы должны разделиться на 2 команды : Лингвисты и Знатоки
А чтобы нам начать наше мероприятие нам нужно жюри (2 человека)
Итак, начинаем.
1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждой команде будут задаваться вопросы (1 по русскому языку, 1 по литературе).
(Жюри оценивает, по 1 правильному ответу 1 балл)
Вопросы:
1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (сказуемое)
2. Кто автор произведения: Дубровский,? (А.С. Пушкин)
3. Какие падежи называются косвенными (дополнение)
4. Кто автор строк «Наша ветхая лачужка и печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна»? (А.С.Пушкин «Зимний вечер»)
5. Назовите автора произведения "Муму” и главного героя. (Иван Сергеевич Тургенев. Герасим)
6. Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве.”: сказка или былина? (сказка)
7. Откуда эти строки: «Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны.»(Настя. «Кладовая солнца» Пришвин)
8. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
9. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
10. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
11. Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)
12. Как правильно сказать: к полуторастам, к полутораста (к полутораста)
13. Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
14. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
15 Назовите вопросы для родительного падежа. («Кого?», «чего?»)
16. Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «какой?»,«чей?», «который?». (Прилагательное).
17. Как называется предложение, которое содержит просьбу, совет, приказ. (Побудительное).
18. Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены предложения. (Распространённые).
19. Изменяются ли имена существительные по числам? (Да).
20. Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (учитель).
Каждый правильный ответ по 1 баллу.
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.
Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.
(карточки отдаются жюри)
3 задание. Перед вами написаны слова в два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы
- П. Ершов
- Травка
- ямб
- Капитанская
- «Кладовая солнца»
- Астафьев
- Виктор Петрович
- дети
- дочка
- Красный нос
- "Левша”
- нищий
- Пеппи
- А. Линдгрен
- подземелья
- "Конёк-горбунок”
- мороз
- Длинный чулок
- "Малыш и Карлсон”
- былина
- принц
- Н.Лесков
- Салтыков-Щедрин
- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
- легенда
- Размер стиха
- Илья Муромец
- Данко
Сдать листочки в жюри
4 задание
участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы
Карточка
1. Уча…ствовать
2. Сверс…ник
3. Во…зал
4. Шос…е
5. Инт…рьер
6. Параш…т
7. Тер…аса
8. Ар…мат
9. Бат…рея
10. Магн…тофон
5 задание
Мне нужны по 1 человеку от команды.
(выходят к доске)
Задание сделать синтаксический разбор предложения
1.Светлые заливы в камышах блестят.
2. После знойного лета наступила золотая осень
6 задание.
Подобрать глаголы на тему
«Русский язык»
Читать
Говорить
Склонять
Спрягать
Писать
Сочинять
Декламировать
Учить
Рассказывать
Исправлять
Переписывать
Излагать
На этом наше мероприятие закончено
Просим жюри объявить результаты конкурса и общий счет