Внеклассное мероприятие "Добрые дела - добрые слова"
Внеклассное мероприятие "Добрые дела - добрые слова"
Сценарий"Добрыедела - добрые слова" поможет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, научит доброму отношению к своим близким, к пожилым людям, проявит стремление совершать добрые дела. Ребята научатся анализировать информацию, представленную в раных формах, извлекать необходимые сведения, выявлять уместность приводимых аргументов, аргументировать свою точку зрения,используя в качестве доказательства правила,цитаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Добрые дела - добрые слова"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Садовый»
Провела: заместитель директора по ВР Гаврилова И. В.
Цели: затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, учить доброму отношению к своим близким, воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, стремление совершать добрые дела.
Оборудование:
мультимедийная установка, видеоролики «Дорогою добра», отрывок из Ералаша «Безумный день», фонограмма песни «Волшебный цветок, фонограмма для физминутки, мелодия для притчи «В больнице»,карточки с заданиями, солнышки, тучки, раздаточный материал, памятка, минимальный набор добрых слов,школьный толковый словарь; листы бумаги.
Организация группы на началопрограммы
(Дети заходят в класс и садятся за круглый стол.)
Клип песни «Дорогою добра»
– Добрый день! Ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята друг на друга и улыбнитесь! Передаём цветы по кругу, желая друг другу что-нибудь хорошее, доброе.
Вывод. Вот так и в жизни, желай и делай людям добро и оно к тебе вернётся с большей силой.
Вступительное слово
Учитель.Посмотрев видеоклип, скажите,о чем пойдет речь?
Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную страну.
В этой стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется
Дети: Страна Доброты
Учитель.Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о доброте, о добром отношении к своим близким, о стремлении совершать добро и тема нашего урока «Добрые дела - добрые слова».
А начать я хочу его с чтения рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
II. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
– Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
– Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
III. Беседа по прочитанному.
Как проявлялась старость у деда?
Почему у деда ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было?
Как обидели деда в семье?
Что случилось во время обеда за печкой?
Что сделала невестка?
Каким можно назвать поступок невестки?
Зачем Миша делал лохань?
Почему родители Миши заплакали?
Как они стали относиться после этого к дедушке?
Какая из пословиц подходит к нашей истории?
(на доске плакаты с пословицами)
– Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Как надо относиться к пожилым и слабым людям?
В чем особенно нуждаются пожилые люди?
Что мы можем сделать с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?
Учитель.Иногда, сами того не желая, вы становитесь неуправляемыми, где-то даже дерзкими и зачастую своим поведением или каким-то словом огорчаете старых людей.
Когда дети маленькие, то заботу о них проявляют их родители. Взрослые дети просто обязаны проявлять заботу о своих постаревших родителях, оказывая им помощь, оберегая их покой. В сочувствии, в добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже пожилые, часто немощные. Цените их! Надо уделять большое внимание родителям, их здоровью и самочувствию.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доброе солнышко».
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
-Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
Кого вы сделали счастливее своими поступками?
Как люди реагировали на проявление вашей доброты?
Приятно ли вам было делать добрые дела?
«Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек» (Аль-Маали)
(Найдите в толковом словаре пояснение «Что такое доброта»)
В «Толковом словаре русского языка» мы читаем:
«Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям», «Добрый - отзывчивый, относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь»
Вы согласны с этими определениями или хотите что - либо добавить?
Говорят дети.
(Стук в дверь, учитель получает письмо от феи)
-Ребята, нам прислали письмо. Давайте посмотрим, кто нам его прислал и что же там написано.
Текст телеграммы
«Помогите! Будьте добры! Наш город захватила злая колдунья, она превратила все хорошие, вежливые слова и поступки в злые. Если вы расколдуете, то попадете в Волшебный город»
Ребята, мы поможем фее справиться с чарами колдуньи? Нужно заменить злые и нехорошие слова, которые я буду называть противоположными по смыслу словами.
ГРУБОСТЬ –ВЕЖЛИВОСТЬ
ЗЛО - ДОБРО
ВРАГ - ДРУГ
ЖАДНОСТЬ - ЩЕДРОСТЬ
БЕДА - РАДОСТЬ
Посмотрите, ребята, все недобрые слова пропали, остались только вежливые, и мы сделали доброе дело, помогли феи.
И вот мы в волшебной стране. В этой стране растут цветы с волшебными словами.
(Работа группами, каждая группа собирает свой цветок)
Вот сердечки цветов, а вот лепестки. Давайте соберем эти цветы.
Первый цветок - слова приветствия, второй - слова прощания, третий слова просьбы и благодарности.
(Дети прикрепляют лепестки вокруг сердечка нужного цветка: здравствуйте, привет доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброго здоровья, приветствую вас, пока, до свидания, счастливого пути, до встречи, прощайте, всего хорошего, всего доброго, будьте добры, спасибо, благодарю, пожалуйста, простите, извините.)
-Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?
-Молодцы! Вспомнив волшебные слова, мы посадили в стране Доброты и Вежливости вот такие замечательные цветы.
Физминутка.
Чтобы шагать в ногу со временем, совершенствуясь и духовно и физически, предлагаю разучить гимнастический комплекс «Я - ЧЕЛОВЕК»
-Каждое утро, выпрямившись во весь рост вспоминаем «Я человек»
Всегда готов встать рядом и впереди.
Протянуть руку помощи.
Легко нагнуться к малому или слабому
Подставить плечи под груз тревог и забот друга
Обернуться к отставшим.
Дотянуться до мечты.
Балансировать между желаниями и возможностями.
Перепрыгнуть через усталость о боль
Подтянуться после неудачи
Пронести через всю жизнь дружбу и любовь.
Бороться с собственной тенью
Глубоко вздохнуть по несбывшемуся.
И повторить весь комплекс под музыку ( Фонограмма 2)
Существует множество пословиц и поговорок о добре. Собери пословицу и объясни значение. Работа с карточками в парах.
Добро помни, а
Пожнешь
Что посеешь, то и
Зло забывай
За добро
Добра не делает никому
Худо тому, кто
Добром и платят
Доброе слово лечит
Что есть добрый
Злой не верит
А злое калечит
Добрая слава лежит
А злого не жалуют
Доброго чтут
А худая бежит
Работу по изучению темы можно продолжить методом ассоциаций:
Учитель. Дети, что вы знаете о поступках человека?
Какими они бывают?
Вспомните все, что связано со словами: «добро» «зло».
Мы сегодня попробуем разобраться, кого можно считать добрым, кого злым, как оценивать те или иные поступки людей, как понимать всем известное выражение «Добро должно быть с кулаками» Справедливо ли это? Попробуем разобраться, способен ли добрый человек обидеть кого -нибудь и, наконец, каких людей больше на свете – добрых или злых.
Юноша и морские звезды.
Как на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
-Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! - сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:
- Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы: 1. Почему юноша бросал в воду морских звезд? Что лежало в основе его поступка?
2. Чтобы вы ответили на слова - всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так, как всегда будет много несчастных и нуждающихся?
Исследование
– Мы сейчас вспомним какие слова начинаются со слова добро. У каждого из вас лист на котором недописаны слова, начало у которых добро. Попробуйте сначала вписать карандашом самостоятельно.
Доброжелательность – качество человека, искреннее отношение ко всем, радость встречи со всеми.
Добролюбие – желает всем счастья, относится ко всем людям со всей любовью и добротой.
Добросердечность – челове6к с добрым сердцем.
Добропорядочность – доброе отношение ко всем, без обмана.
Добрососедство – мир между соседями
Добросовестность – человек с доброй совестью.
– Легко ли мы справились с заданием? (Нет)
– Какой вывод мы можем сделать?
.
IV. Беседа по теме: «Добрые дела»
– Скажите, а где проявляются такие качества человека? (В жизни, в его поступках.)
– Когда мы можем сказать о нем такими словами? (Когда он совершает добрые дела.)
– А какие добрые дела совершали вы, мы услышали, а какие добрые дела вы хотите совершить в ближайшем будущем?
– Многие люди на земле хотят совершать добро и для этого объединяются в различные общественные организации милосердия, общественные организации и т.д.
– А сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 группы и разыграть сценки, которые мы посмотрим и определим, являются ли герои вежливыми.
1-я сценка. Мама и папа приходят вечером с работы домой, здороваются с сыном. Говорит, что скучал и что очень рад их видеть.
2-я сценка. Мама и папа приходят вечером с работы, здороваются с сыном. Он в ответ говорит: – Ага! Пока! и уходит гулять.
3-я сценка. Мальчик спрашивает у дедушки, как он себя чувствует. Дед отвечает, что плохо. Бабушка просит внука сбегать в аптеку за лекарством, а внук отказывается и убегает на тренировку.
4-я сценка. Мальчик спрашивает у дедушки, как он себя чувствует. Дед отвечает, что плохо. Бабушка просит внука сбегать в аптеку за лекарством и внук откладывает тренировку и идет за лекарством.
– Как чувствовали себя герои, когда к ним относились грубо?
– А что меняется, если человек становится добрым и отзывчивым?
– Представьте себя волшебником. Чтобы вы изменили в мире для того, чтобы люди стали добрыми и отзывчивыми.
– А теперь давайте посмотрим, как менялся человек в ералаше и, что его меняло?
Просмотр видеокассеты Ералаш «Безумный день».
– Почему он изменился, что его заставило.
– А чего не хватило ему даже в последней попытке? (Не хватило добрых слов и поступков.Надо было помочь собрать книги, сказать приятного аппетита, , отдать кошелек и сказать пожалуйста.)
V. Выводы по выявленной проблеме
– Итак, какой же вывод мы можем сегодня сделать? Что мы выяснили? (Мы выяснили, что школьники недостаточно знают добрых слов и не всегда совершают добрые дела.)
– Как мы младшие школьники можем повлиять на добрые дела?
(Варианты ответов детей.)
– А я предлагаю вашему вниманию памятку, которая поможет нам с вами идти по дороге добра.
(Каждому ребенку раздается памятка.)
Памятка (см. Приложение 2.)
– А еще как мы можем поспособствовать тому, чтобы люди узнали как можно больше добрых слов? Что необходимо человеку для того, чтобы он умело пользовался этими словами? (Человек должен видеть и слышать эти слова.)
– Я написала для вас на листе добрые слова. Прочтите их дома.
– А для того чтобы запомнить их, я предлагаю вам выбрать понравившееся для себя новые слова и написать их налучиках солнышка, которое вы нарисуете дома. Это и будет для вас домашнее задание. И мы повесим их в классе на любое видное место, что бы все могли их видеть и прочитать.
Закройте глаза. Представьте себе, что у вас в руках находится «Волшебный цветок Добра». Протяните две руки вперед, так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, она согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть «Цветок Добра», какой он? Какого цвета, большой или маленький, на какой цветок похож? Может он имеет запах? И тогда вы можете его понюхать. Может от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется послушать… Мысленно поместите все добро этого «Цветка» внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости… Откройте глаза.
Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам «Волшебный цветок Добра», как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить в свое сердце…
И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас, выполняя это упражнение.
VI. Итог урока
Давным-давно жил в Москве добрый доктор Федор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им и все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато любовь к нему бедных людей была велика. Когда Федор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор: «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!»
Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными учениками. Проявляйте любовь ко всему живому, а особенно к тем, кто с вами работает в школе. Наша школа, наш класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание
Заканчивая наше занятие, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше.
Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, ребята с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока. Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки. Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - поднимите тучку.
Пусть грубость исчезнет,
Исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой, каждой аптеке
Лекарства для грубых детей
Приложение 1
Памятка добрых дел и добрых слов.
1. Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
2. Будь добрым к людям!
3. Учись добру у добрых!
4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.