Цель: Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни.
Задачи:
1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.
2. Познакомить с историей слова «спасибо».
3. Расширить понятие детей о культуре поведения.
4. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном
Его зовут ... а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
"Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"
Произносить он не привык.
Простого слова "извините"
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
А, может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы... Мы скажем вам "спасибо".
УЧ: - А в ваших классах есть такие ученики?
- Дети, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?
(Дети делятся своей мечтой.)
Но кем бы вы не работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.
ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО».
В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!».
Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо». Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно! Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу,Егомилующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».
Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи. Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.
Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется - «признательность без слов». Подарок, что так актуально в праздники, тоже порой служит достойным способом отблагодарить. Но чаще всего мы говорим это простое слово с таким великим значением - «спасибо».
СИТУАЦИИ.
УЧ: Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, УЧ: А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.
Первая ситуация.
Давайте поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.
Пусть Таня будет мамой, а Рома и Ира - её дети. Вы собираетесь в гости. "Мама" должна объяснить "детям", как нужно и как нельзя вести себя в гостях.
Вторая ситуация.
Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
Третья ситуация.
Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?
Четвертая ситуация.
Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.
"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". (Ответы)
Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.
ИГРА.
- А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).
"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей : "Садитесь ...(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову : ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините пожалуйста).
- Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.
УЧ: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Глаза у Саши велики,
Наш Саш близорукий.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: "Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!"
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда,
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО".
УЧ: А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Вежливые слова"?
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).
2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).
4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).
5.Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)
6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания).
СЛУШАНИЕ РАССКАЗА.ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
Маленький Дима никогда не говорил «спасибо» и «пожалуйста». Каждый день, с утра и до вечера, раздавались его требования: - Поиграй со мной! Порисуй со мной! Дай мне карандаши! - кричал мальчик старшему брату Вите. - Мама, купи мне заводную машину! - Бабушка, дай мне попить! Принеси еду в мою комнату! - Дедушка, почитай мне сказки! Такое поведение Димы очень огорчало его родных, однако они никогда ни в чём не отказывали ему и исполняли все его требования. Мама, постоянно напоминала мальчику о том, что надо быть вежливым и говорить, «пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и - «спасибо», когда благодаришь. «Зачем я буду говорить эти слова?» - думал Дима. - «Я и без них получаю то, что хочу». Какое-то время, мальчик продолжал расстраивать близких неуважительным обращением... Но однажды, они решили его проучить... Как-то, Дима вернулся домой из школы. Был обычный день, ничем не отличающийся от других дней. Мальчик скинул свой рюкзак и как всегда по возвращении домой, пошёл на кухню, где бабушка готовила обед. - Бабушка, я голоден, дай мне что-нибудь поесть, - потребовал он. - Витя, пойдём играть в морской бой, - крикнул Дима, проходя мимо комнаты брата. - Дедушка, я оставил свой рюкзак в коридоре, принеси его сюда! Дима был уверен, что бабушка, дедушка и брат сделают всё, что он им сказал, потому что так было всегда. Он сидел в своей комнате и ждал. Время шло, но ничего не происходило. Не выдержав, Дима выбежал из комнаты, посмотреть, что происходит. Каждый находился на своём прежнем месте и не спешил выполнять его приказания. «Витя, ты, почему не идёшь играть со мной!? Бабушка, я хочу есть! Дедушка, где мой рюкзак!?» - возмущался мальчик. Однако никто не обращал внимания на его просьбы. Все продолжали заниматься своими делами. Родные вели себя так, как будто не видели и не слышали мальчика. Дима смутился и даже расстроился. «Почему никто не отвечает на мои просьбы? Что-то здесь не так», - рассуждал он. - «Может быть, они заболели, какой-то страшной болезнью, из-за которой перестали слышать и видеть меня?» От этих мыслей Диме стало страшно... Когда мама вернулась с работы, Дима выбежал ей навстречу: - Мама, мама, случилось, ужасное... - Что случилось, сынок? Почему ты так взволнован? - спросила мама. - Дедушка, бабушка и Витя заболели страшной болезнью, - выпалил сын. - Что это за болезнь? - Они не слышат и не видят меня, - сказал мальчик. - Да, что ты говоришь, - удивилась мама. Почему ты так решил? - Потому что, сегодня весь день они меня не замечают и когда я их, о чём-то прошу, они не отвечают, и не делают того, о чём я их попросил. Мамочка, что нам теперь делать? Мать с улыбкой посмотрела на сына: - Скажи, сынок, ты помнишь «вежливые» слова, которым я тебя учила? - Конечно, помню: «спасибо» и «пожалуйста». А при чём здесь это? - недоумевал Дима. - А при том. Говорил ли ты дедушке, бабушке и брату вежливое слово «пожалуйста», когда о чём-то их просил? - поинтересовалась мама. - Не-е-е-ет, - смущённо ответил сын. - Вот видишь, - сказала мама с укором. - Поэтому твои родные не видели тебя и не слышали твоих просьб, и не отвечали на них. - Так значит, они не больны и всё видят и слышат? - Конечно, и ты можешь прямо сейчас в этом убедиться. - Как? - поинтересовался Дима. - Пойди и попроси у них, всё, о чём ты просил раньше, только теперь не забывай говорить вежливые слова «пожалуйста» и «спасибо».
Дима подбежал к брату, вежливо произнёс: «Витя, поиграй со мной, пожалуйста» и замер в ожидании. «Конечно, поиграю», - с готовностью отозвался брат. Вежливое слово «пожалуйста» подействовало на Витю. Дима радостно побежал к бабушке: «Бабушка, покорми меня, пожалуйста». «Конечно, внучик, сейчас я тебя накормлю». «Опять помогло вежливое слово!» - радовался мальчик, - «теперь осталось проверить дедушку». «Дедушка, принеси, пожалуйста, мой рюкзак, а то он такой тяжёлый». «Сейчас, мой дорогой, принесу», - отозвался дедушка. «Спасибо, дедуля!» - поблагодарил Дима в ответ. Дима не мог поверить в чудо, которое свершилось на его глазах. Всё так просто! Нужно всего лишь произнести вежливое слово « пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и ты получишь, то о чём просил. А когда получаешь, нужно не забыть сказать «спасибо». Дима хорошо запомнил этот урок. С тех пор, он всегда всем говорил «пожалуйста» и «спасибо».
10. ОКОНЧАНИЕ.
Даже дети знают: некрасиво Не сказать за доброту «Спасибо!» Это слово с детства нам знакомо И звучит на улице и дома. Но порой его мы забываем, И в ответ лишь радостно киваем... И уже достойны нашей жалости Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста». И не каждый вспоминать готов Смысл сокровенных добрых слов. Слово - как молитва, попроси. Этим словом: «Бог меня спаси!» Слушали ВЫ все мои слова. Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!
План-конспект урока практического обучения по предмету «Рисование».
Тема: «Декоративный натюрморт». Презентация.
Задачи:
1.Умение стилизовать Создание декоративного натюрморта с натурных реалистических предметов.
2. Умение создавать сложную цветовую гамму, используя ограниченную палитру. Выбор цветовой гаммы.
Цели урока:
- (образовательная) сформировать у учащихся основные понятия построения композиции: умение с помощью красок передавать форму, цвет, материальность предмета и при этом соблюдать целостность композиции;
- (воспитательная) воспитывать уважение к труду и данному виду творчества;
- (развивающая) развить чувство цвета, внимание и усидчивость развивать умение принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и методические приемы проведения урока:
- словесные (рассказ, объяснение);
- наглядные (презентация);
Ребята выбирают понравившийся предмет и на его основе создают декоративную форму с окружением. Большое внимание уделяется пропорциям и построению натюрморта. Форма основного предмета также диктует стилистику орнамента всей композиции. Декоративные изображения требуют аккуратности и чистоты исполнения. Натюрморт разбирается по тону Разбор в цвете начинается со светлых тонов. После рисунка выбираются два цвета. Добавляя черную или белую краски, дети получают различные цветовые и тоновые оттенки одного цвета. Хроматические цвета между собой не смешиваются Цветовое разнообразие достигается при помощи тональной разницы. Показываются приёмы росписи от светлого к темному.