kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие: «Чайная церемония».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие: «Чайная церемония».

Воспитатель ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV  вида»

Цели: познакомить учащихся с историей происхождения чая, целебными свойствами напитка и культурой чаепития;

Расширять кругозор учащихся и познакомить с традициями русского народа;

Прививать навыки этикета;

Создать условия для развития устной связной речи, мыслительных процессов;

Пропаганда здорового образа жизни.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, выставка рисунков на тему « У самовара я и моя семья», самовар, сахар, связка баранок, пряники, пирог, блины, варенье, чай в ассортименте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие: «Чайная церемония». »



Внеклассное мероприятие: «Чайная церемония».

Воспитатель ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»

Цели: познакомить учащихся с историей происхождения чая, целебными свойствами напитка и культурой чаепития;

Расширять кругозор учащихся и познакомить с традициями русского народа;

Прививать навыки этикета;

Создать условия для развития устной связной речи, мыслительных процессов;

Пропаганда здорового образа жизни.



Оборудование: экран, мультимедийный проектор, выставка рисунков на тему « У самовара я и моя семья», самовар, сахар, связка баранок, пряники, пирог, блины, варенье, чай в ассортименте.





Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, мне очень приятно видеть вас, ребята, и гостей у нас на занятии.

- Итак, начинаем.

  1. Основной этап.

Воспитатель: Чего больше хочется, когда неожиданно нагрянули лучшие друзья, удачно разрешилась проблема или сделаны все дела по дому?

( Отдохнуть и выпить чашечку чая).

- Правильно, усесться поудобнее и неспешно, маленькими глотками выпить чашечку горячего, ароматного чая. А если он к тому же травяной, то процедура чаепития станет вдвойне полезной и приятной.

- И наше сегодняшнее занятие, которое посвящено чаю, называется « Чайная церемония». Сегодня мы с вами узнаем, как правильно выбрать, хранить и заваривать чай; о чаях – травяных и лечебных, в чём разница между английской и китайской чайными церемониями. Так же вы узнаете, откуда пришёл чай и как с помощью чая сохранить молодость и красоту. Сегодня вы узнаете об истории, пользе чая, о культуре чаепития.

- Наше занятие я предлагаю провести в форме устного журнала (слайд 1,2).









  1. Немного истории.

Воспитатель: А кто из вас знает, какая страна является родиной чая?

- Правильно, Китай (слайд 3).

Воспитатель: Родина чая – Юго - Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама (показ на карте, слайд 4)).

Открытие чая приписывают китайскому императору. Этот мудрый правитель пил только кипячёную воду. Но однажды, отдыхая в лесу, он приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

- Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времён. Ценился чай очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. При дворе этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Выращивание и изготовление чая в Китае стало таким же секретом, как производство шёлка, бумаги и других великолепных китайских изобретений. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым напитком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая. Европа узнала чай лишь в начале 16 века.

Воспитатель: А как же тогда попал чай в Россию?

1 ученик:

- 360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланникам 200 пакетов с надписью «бах - ча», что значит чай для заварки. Русские послы деликатно попытались отказаться от груды никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближённые хана стояли на своём, утверждая, что русскому царю напиток из листьев, которые они посылают, придётся по душе. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушёные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал отвар из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим царя и его приближённых.

2 ученик:

- Только спустя 40 лет Россия заключила договор с Китаем о поставках чая. В Китай отправился первый караван русских купцов. Около года караван с чаем добирался до Москвы. Жадные купцы продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали. Для крестьян чай был практически не доступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай.













  1. Производство чая.

Воспитатель: Сейчас трудно представить наш завтрак без чая. Но до того, как попасть на прилавки магазинов, чай проходит долгий путь от плантаций, где он растёт, до упаковочных фабрик.

- Чай чаще собирают вручную (иногда машинным способом, иногда срезают специальными ножницами). Сборщицы обрывают только почку и два самых молодых листочка (флеш), ведь только они обладают заветным вкусом и ароматом. После того, как чай собран, его взвешивают и сортируют для первичного контроля, а затем отправляют на фабрику, где при традиционном способе чайные листы проходят 6 этапов обработки (слайд 5).



3 ученик:

- Завяливание.

- Свежие листья чая горячим воздухом вялят, чтобы они подсохли и приобрели эластичность.

4 ученик:

- Скручивание.

- Специальная машина измельчает и укатывает подвяленные чайные листья.

5 ученик:

- Ферментация.

- Самый ответственный этап. На этом этапе из клеток растения выделяется сок, который окисляясь, окрашивает листья в медно – красный цвет, чай становится ароматным.

6 ученик:

- Сушка.

- Чай высушивают. После сушки листочки скручивают разными способами.

7 ученик:

- Сортировка.

- По размеру и внешнему виду листьев сухой чай разделяют на несколько групп.

8 ученик:

- Маркировка и упаковка.

- Чай фасуют в пакеты, банки, коробки. И после этого чай поступает в магазины, а потом уж к нам на стол.

5. Виды чая.

Воспитатель: На прилавках магазинов можно увидеть разные виды чая. 500 разнообразных видов чая можно изготовить из листьев одних и тех же кустов, меняя технологию производства. О самых разных, распространённых видах чая расскажут нам наши эксперты.









1 эксперт:

- Листовой чай – это чай более дорогой, более высокого сорта. Они обычно бывают «байховые». Слово «байховый» пришло в наш язык из китайского, в переводе означает «белая ресничка». Так китайцы называют почки, которые иногда бывают в чайных листьях. Чем больше типцов в сухом чае, тем он ароматнее, вкуснее и ценнее (слайд 6).

2 эксперт:

- Гранулированный чай – это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно эти крошки превращают в порошок, а затем формируют гранулы различной формы. Но аромат, который способен дать гранулированный чай, несравним с ароматом, даваемым листовым чаем .

3 эксперт:

- Смеси чаёв различных плантаций называют Купаж. Каждый купаж имеет свой номер или особое название. Например, чай «Бодрость» скупажирован из лучших сортов индийского и кенийского чая. Существуют специальные купажи, созданные для питья этого чая с молоком. Примером такого чая может быть чай «Лорд Грей» .

4 эксперт:

- Чай ароматизированный. Наиболее известными ароматизированными чаями является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами. Сейчас на прилавках наших магазинов можно увидеть чай с ароматом бергамота.

Бергамот – цитрусовое растение, дальний родственник лимона и апельсина. Плоды этого растения несъедобны, но масло, которое получается из кожуры этих плодов, листьев и цветов, имеет приятный и свежий аромат (слайд 7).

  1. Цвета императора (сорта чая).

Воспитатель:

- Но кроме разных видов чая, существуют и разные сорта. Назовите, какой бывает чай?

- Чёрный, белый, зелёный, жёлтый, красный, синий (слайд 8).

- Правильно.

- Чёрный чай получается, если листья прошли полный цикл обработки. Если процесс оборвать на середине, получается красный чай (он сочетает свойства чёрного и зелёного).

- листья зелёного чая не ферментируют, поэтому в их настое сохраняется больше полезных веществ.















Белый, жёлтый, синий чай – исключительно элитные и дорогие чаи. До начала 20 века их вывоз из Китая был под строжайшим запретом. По внешнему виду и вкусу они близки к зелёному чаю, но имеют изысканный аромат, а также необыкновенно длительное и яркое послевкусие.

- Процесс приготовления жёлтого чая очень длителен, около 3-х суток и включает множество операций, что позволяет сохранять свойства чая длительный период. Жёлтый чай имеет мягкий вкус, но очень сильный и утончённый аромат.

- Синий чай ближе к чёрному и поэтому заваривается горячей водой 80-95 градусов. Имеет ярко выраженный вкус, сильный специфический аромат. Цвет довольно яркий, насыщенный (красно-коричневый).

Воспитатель:

- В наши дни можно встретить такие экзотические напитки, как каркаде, мате, ройбос (слайд 9).

1 ученик:

Каркаде- это высушенные цветы суданской розы (цветок гибискуса). Напиток красного цвета с приятной кислинкой, отлично сочетается с сахаром. Пьют его как горячим, так и холодным. Чай каркаде очень полезен. Содержит Р витамины, которые регулируют кровяное давление, помогают очистке организма, убивают болезнетворные микроорганизмы. Интересной особенностью напитка является то, что в горячем виде он повышает артериальное давление, а в холодном понижает давление.

2 ученик:

Мате – получают из сухих листьев вечнозелёного тропического дерева. Имеет равномерный светлый золотисто – зелёный цвет.

3 ученик:

Ройбос - краснокустарниковый чай. Имеет приятный, лёгкий и мягкий вкус. Ройбос лучше заваривать и подавать в прозрачной посуде – цвет и процесс заваривания этого напитка весьма привлекательны. Ройбос часто ароматизирован ванилью, шоколадом, фруктами. Заваривать чай можно до трёх раз. Заваренный чай обладает сладковатым вкусом, поэтому излишне добавлять в него сахар или мёд (слайд 10).

Воспитатель: А сейчас немножко отдохнём.

Конкурс «кто больше всех знает названий чая» (слайд 11).

  1. Русские традиции чаепития.

Воспитатель:

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. Главный персонаж русского чаепития – пузатый, красивый самовар.









В старинной русской избе под шумок самовара вёлся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.

Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрости, поднимает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошёл в повседневную жизнь многих народов мира.

Ученик:

- Чай горячий, ароматный

И на весьма приятный,

Он недуги исцеляет.

И усталость прогоняет,

Силы новые даёт

И друзей зовёт за стол.

С благодарностью весь мир

Славный чудо эликсир.

  1. Китайская чайная церемония.

Воспитатель:

- Вы уже пили чай сегодня?

Именно такой вопрос задают китайцы вместо привычного нам «Здравствуйте». В китайской чайной церемонии в отличие от других, более важен сам напиток, нежели церемония. Важно то, как вкус чая сочетается со вкусом того, что подавали перед ним и после него в неповторяющихся кругах чаепития.

- Раньше на Руси не знали, что такое чай. Люди пили квас. Для крестьян чай был недоступен и они пили в особых и очень редких случаях. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». Чай был очень дорогой. Многие бедняки и не знали, как заваривать чай. А сейчас, мы расскажем вам, одну очень забавную историю.

Сценка «Раз привез мне барин чаю».

Принимал гостей мой барин,

Чай велел мне заварить.

Как заваривать - не знаю,

Постараюсь угодить.

Взял тогда налил водицы,

Чай весь высыпал в горшок.

И добавил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,











На господский стол подал.

Все ругались и плевались,

Барин был ужасно зол,

Наказать меня заставил,

Меня розгами порол!

Долго думал, удивлялся,

Чем я мог не угодить?

А потом, уж догадался!!!

Чай забыл, я посолить!!!

Воспитатель:

- А чтобы не случилось такой курьёзной истории, секретом заваривания чая поделится ……….

- Для того, чтобы чай сохранил свои целебные свойства, нужно уметь правильно его заваривать. Чай заваривают в фарфоровом или фаянсовом чайнике. Перед заваркой его надо прогреть – ополоснуть два-три раза кипятком. Всыпать в чайник порцию сухого чая и сразу залить его кипятком на часть объема чайника. Чайник надо накрыть крышкой, а сверху льняной салфеткой. Это делается для того, чтобы сохранить лучшие свойства чая, его ароматические вещества. Настоять чай пять минут, а потом долить чайник кипятком до нормы и разлить в чашки. Чтобы чаинки не попали в чашку, используется ситечко.

( Ученик рассказывает и демонстрирует способ заварки чая).

2 ученик:

- Вот вам старинная норма заварки: по чайной ложке сухого чая на каждый стакан воды плюс одна ложка дополнительного на весь чайник. Если в чайнике помещается 4 стакана воды, то сыпали в него 4+1=5 ложек сухого чая.

Воспитатель:

  1. Поговорки, пословицы о чае.

Воспитатель:

- А меткий народный говор увековечил чаепитие в пословицах, поговорках, загадках, которые мы свами вспомним.

Конкурс пословиц и поговорок.

«В хорошей посуде и чай вкуснее».

«Не спеши пить чай – язык обожжёшь».

«Пей чай – удовольствие получай».

«Чай пить – не дрова рубить».

Воспитатель:

- Ребята, а с чем же пьют чай?

Ответы детей (слайд 12).











Воспитатель:

- Пищевые продукты, с которыми пьют чай можно объединить в пять групп:

- сахар и другие сладости (конфеты, печенье, варенье, мёд); (слайд 13)

- молочные продукты, молоко; (слайд 14)

- мучные изделия, мука, крупы (рис, пшено); (слайд 15)

- лимон, цитрусовые, фрукты; (слайд 16)

- пряности (имбирь, корица, перец, тмин); (слайд 17)



Воспитатель:

- Ребята, я приглашаю вас поучаствовать в конкурсе «Что добавлено в чай?» (лимон, сахар, молоко, варенье, мёд, бергамот, корица).

- Подходите по очереди к чайному столику. Продегустируйте чай №1. Ощутите аромат. Пить чай нужно не спеша, наслаждаясь его вкусом.

Продегустируйте чай №2, №3, №4, №5, №6, №7.

- Вы попробовали чай. Что было добавлено в чай №1? №2…………

- Выразите свои предпочтения. Какой чай, на ваш взгляд, был более вкусным и ароматным? Почему?



10. О лечебных свойствах чая.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что чай обладает лечебными свойствами?

- Неужели чай лечит?

- А об этом нам сейчас расскажет доктор Чайных наук.

- Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.

Чай здоровью лучший друг!

- Действительно, учёные доказали, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма к различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройство желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.









Воспитатель: (слайд 18)

- чай - превосходный оздоровительный напиток;

- самый полезный чай – зелёный;

- усиливает зрение ( в нём содержится витамин А - важный для зрения);

- увеличивает скорость реакции;

- ускоряет процесс мышления, особенно связан с творческим мышлением.

Воспитатель:

- А вы знаете, как правильно хранить чай?

Ученик:

- В плотно закрытой коробке заварка быстро утратит полезные свойства и потеряет свои качества. Для того чтобы вкусовые качества чая сохранялись, лучше всего использовать фарфоровую или стеклянную посуду, крышка которой должна плотно закрываться и не пропускать воздух. Бумажные пакеты, пластмассовая или металлическая тара для хранения чая не подходят. Перед использованием посуду необходимо тщательно промыть и просушить.

На свойства чая влияет также характер помещения, где он находится. Чтобы дольше сохранить чай, нужно поместить его в сухое, нежаркое, проветриваемое помещение. Вместе с другими продуктами, особенно пахучими хранить заварку нельзя. Он имеет свойство впитывать запах. При соблюдении условий хранения заварка с годами становится более крепкой, а напиток – вкуснее и ароматнее.



  1. Подведение итогов.

Воспитатель:

- Закончилась последняя страница нашего устного журнала «Чай. Как он приятен, вкусен, ароматен». Мне хотелось бы узнать ваше мнение.

- Я узнал…..

- Мне было интересно…..

- Мне хотелось бы…..

- Желаю всем…..

Воспитатель:

- Ребята, мне было приятно с вами работать, спасибо за проделанную работу.

Мне хотелось бы подарить вам рецепты приготовления чая, которые вы можете опробовать дома с родителями.



  1. Чаепитие.

- А сейчас, всех приглашаем к столу. И предлагаем меню нашего чайного праздника. Выбирайте свой любимый чай (слайд 19).









Меню:

- Чай чёрный с сахаром;

- Чай зелёный;

- Чай с лимоном;

- Чай с бергамотом;

- Чай с мёдом;

- Чай с молоком.

Звучит фонограмма песни «Если вы пришли сегодня в гости к нам».
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Внеклассное мероприятие: «Чайная церемония».

Автор: Родченкова Наталья Николаевна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект внеклассного мероприятия "Чайная церемония" с мультимедийной поддержкой "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-chainaia-tsieriemoniia-s-mul-timiediinoi-poddierzhkoi"
    ["file_id"] => string(6) "150022"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420384670"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Внеклассное занятие "Чайная церемония""
    ["seo_title"] => string(41) "vneklassnoe_zaniatie_chainaia_tseremoniia"
    ["file_id"] => string(6) "564642"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1606460598"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Внеклассное мероприятие "Чайные посиделки" "
    ["seo_title"] => string(48) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-chainyie-posidielki"
    ["file_id"] => string(6) "243206"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445667349"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Внеклассное мероприятие по английскому языку по теме "Чаепитие в английских традициях""
    ["seo_title"] => string(101) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-anghliiskomu-iazyku-po-tiemie-chaiepitiie-v-anghliiskikh-traditsiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "252033"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447326240"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Внеклассное мероприятие в 9 класс «British traditions and customs». "
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-9-klass-british-traditions-and-customs"
    ["file_id"] => string(6) "114493"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411535017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства