Внеклассное мероприятие по технологии:
Всё о чае.
Разработано и проведено учителем технологии Постниковой И.В., ГО Краснотурьинск, Свердловской области, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №24".
Цели:
Закрепить знания, полученные на уроке технологии по теме: Горячие напитки. Все о чае.
Воспитывать культуру поведения.
Формировать творческие способности учащихся и развивать их кругозор.
Подготовительная работа:
Оформление: кабинет оформить плакатами с изображениями самоваров, чайников, чашек с блюдцами. Накрыть три стола для чаепития.
Подобрать пословицы, загадки и поговорки о чае, учащимся выучить стихи о чае.
Оборудование:
Оборудование для просмотра презентаций.
Самовар, чайник для кипячения воды и для заварки чая, посуда для сервировки стола, скатерть, салфетки.
Ход мероприятия:
Звучит русская народная песня «У самовара я и моя Маша», которая постепенно затихает.
1.Вступительное слово учителя.
Дорогие гости! Сегодня у нас чайный вечер, поэтому говорить мы будем только о чае. Я неслучайно выбрала эту тему, так как в наше экономически нелегкое время каждая копейка на счету, и каждая хозяйка стремится встретить гостей достойно и в то же время скромно.
В наш быт все чаще входит приглашение на чай, а не на огромный пир, как это было раньше. Поэтому и цель нашего урока заключается в закреплении знаний о чае, его родине, сортах и видах чая. Как вы уже знаете, чай пьют во всех частях света.
Выходят девочки – старшеклассницы, под музыку, несут печенье, сладости, ставят на столы, рассказывают поговорки и пословицы о чае.
2.Выступления учениц.
Ученица 1:
Чай горячий, ароматный.
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет.
И усталость прогоняет,
Силы новые дает,
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир,
Славит чудо-эликсир!
В народном творчестве по этому поводу много пословиц: «Пей чай – удовольствие получай».
Ученица 2: Выпей чайку, позабудешь тоску. Чай пить - приятно жить.
Разливают чай из самовара. Под русскую народную мелодию проходит чаепитие (можно без него).
Учитель: А теперь нам представляется прекрасная возможность поиграть в «Звездный час». Для этого нам необходимо разделиться на 3 команды. (Игру можно проводить и между учащимися 5 классов). Членами команды будут сидящие за одним столом. Они должны заранее придумать название и девиз команды.
3.Презентация «Все о чае».
Перед игрой – викториной мы с вами посмотрим презентацию «Все о чае». Не забывайте записывать интересную информацию о чае, надеюсь, она вам пригодиться, чтобы стать победителем в игре «Звездный час».
4.Презентация викторины.
После просмотра презентации проводится презентация игры – викторины и конкурс загадок.
По мере продвижения игроков к финалу, им вручаются звездочки за правильные ответы. За более сложные вопросы - 3 звездочки, средние – 2 звездочки, менее сложные – 1 звездочка. Жюри: девочки – старшеклассницы.
5.Конкурс загадок.
Конкурс – загадок.
Был листок зелёным -
Чёрным стал, томлёным,
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине. (Чай).
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар).
Под одной крышей,
Четыре братца стоят. (Стол).
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар.)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар).
Как начнёт,
Говорить – разговаривать,
Надо чай,
Поскорее заваривать. (Чайник).
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик).
Медный бес на стол залез,
По бокам вода играет,
В середине огонь толкает” (Самовар).
А кто еще знает о чае загадки, пословицы?
- Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьет,
А как зашумит – всех приманит. (Самовар).
- Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном.
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог).
- Сами не едим, а людей кормим. (Ложка).
- Не живое, а дышит. (Тесто в квашне).
- В брюхе – баня, в носу – решето,
На голове – пупок, всего одна рука, и то на спине. (Чайник).
- Белый камень в воде тает. (Сахар).
- Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу.
Надоело мне квашня, посадите в печь меня! (Тесто).
- Маленькое, сдобное колечко съедобное.
Я одна тебя не съем, разделю ребяткам всем. (Бублик).
Подведение итогов. Побеждает тот, кто больше набрал звездочек. Пока подводятся итоги, читаются стихи о чае.
1-й чтец
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
2-чтец
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает.
3-чтец
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
4 - чтец
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром,
У него горят бока.
5-чтец
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
6-чтец
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
7-чтец
Лучше доктора любого.
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
6.Итог мероприятия.
Учитель: Итак, звездный час настал. Победителям вручаются сладкие призы. Предлагается команде победителю поделиться своими впечатлениями.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш вечер. Мне очень хочется, чтобы всё, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно приготовить чай, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и на сердце у каждого было тепло от этого.
Ученица: Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья!
До счастливых, новых встреч!»