Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие "Толерантность"»
План-конспект открытого занятия:
«Толерантность»
Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий.
Задачи:
1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости между собой.
3.Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
4. Развитие творческого потенциала воспитанников.
5. Воспитание нравственных чувств.
Оборудование:
1. Большой лист бумаги с нарисованным «деревом толерантности».
2. Цветные листы бумаги квадратной формы.
3. Фломастеры.
4. Кленовые листья, вырезанные из картона для рисования эмблемы.
5. Магниты.
6. Музыка для релаксации.
7. Бабочки с прикрепленными к ним неоконченными предложениями.
Участники занятия: воспитанники 13-16 лет.
Ход занятия:
Вводная часть:
- Добрый день, дорогие ребята!
- Я приглашаю Вас на свое занятие, которое называется «Толерантность». Надеюсь, оно вам понравится, так как в нашем сложном мире очень важно быть толерантным, уметь принимать как самого себя, так и окружающих со всеми особенностями, «трещинками». Я прошу, чтобы каждый из вас, был не просто пассивным зрителем, а активным, добрым и креативным участником занятия.
1. Упражнение «Цветок индивидуальности».
Цель: показать, что все мы разные, каждый - индивидуален.
Всем участникам раздаются разноцветные квадратики бумаги.
-Дорогие ребята, у вас в руках листочки, упражнение мы будем выполнять с закрытыми глазами все вместе. Будьте внимательны!
1. Сверните листок бумаги пополам.
2. Оторвите верхний правый угол.
3. Еще раз сверните лист и оторвите верхний левый угол.
4. Вновь сверните бумагу и оторвите нижний правый угол.
5. В последний раз сверните бумагу и оторвите нижний левый угол.
6. Откройте глаза.
- Разверните свои «цветы», поднимите их и покажите всем. Попробуйте найти копию своего «цветка». Ее нет! Точно также нет одинаковых людей. Все мы индивидуальны с присущими только нам особенностями!
2. Упражнение «Поздоровайся локтями».
Цель: знакомство участников занятия.
-Для того чтобы вы чувствовали себя комфортно на нашем занятии, нам необходимо поприветствовать друг друга. Я предлагаю это сделать необычным способом:
Подготовка:
1.Попросите участников встать в круг.
2.Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).
3.Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
4.Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.
Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.
Основная часть:
Покажите Ваш цветок….
Цель: показать сходства, общность интересов и увлечений участников занятия.
-А сейчас я попрошу поднять свой цветок индивидуальности тех из вас, кто:
- любит путешествовать;
- боится высоты;
- считает себя жаворонком;
- любит смотреть боевики (мелодрамы);
- любит мороженое;
- кому интересно проводить время в социальных сетях;
- кто любит свою школу;
- чувствует себя счастливым;
- может сделать счастливее своих близких.
- Молодцы! - При всей индивидуальности у нас есть и нечто общее, в этом мы с вами сейчас убедились.
Мы все разные и в этом наша самая большая ценность! Кто-то любит слушать музыку, кто-то заниматься спортом, кто-то играть в компьютерные игры, а кто-то разводит цветы, но, несмотря на это, нам хорошо вместе. Мы нужны друг другу!
2. «Воображаемый мяч».
-Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.
1. Ознакомление участников с целями игры. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.
2. Из участников группы назначается игрок 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок 1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь».
Например: игрок 1 произносит имя и говорит перед броском:
2. «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга»
3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета.
4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем.
5. После игры обсуждаются следующие вопросы: а) Как идет в группе совместная работа? б) Все ли участники были задействованы в этой игре? в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный? г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры? д) Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть? е) Все ли игроки старались одинаково? з) Как можно улучшить совместную работу?
3. Продолжи предложение «Толерантность - это…».
Цель: уточнение понимания толерантности.
-Мы сегодня с вами ведем разговор о толерантности. А как вы понимаете, что такое толерантность? Продолжите одним словом предложение по кругу «Толерантность - это…». Если вам трудно это сделать, то вам поможет ваш цветок, на обратной стороне которого есть подсказка.
-Давайте соберём все слова, которые составляют понятие толерантность. Прочитайте слова, написанные на обратной стороне вашего цветка (участники по очереди читают слова, записанные на цветах: Уважение, Сопереживание, Дружба, Понимание, Поддержка, Сотрудничество).
4. Творческая работа «Эмблема ТОЛЕРАНТНОСТИ» (коллаж).
Цель: Развитие творческого потенциала учащихся, создание символа толерантности.
-А сейчас мы вместе с вами попробуем сделать эмблему толерантности. Для этого вам потребуются кленовые листья, на которых нужно символично изобразить символ того понятия, который у вас на цветке (Уважение, Сопереживание, Дружба, Понимание, Поддержка, Сотрудничество)
Под музыку участники рисуют эмблему.
- Молодцы, все справились. Расскажите, что вы изобразили на своем листочке и приклейте его на дерево (листочки наклеиваются на символический рисунок дерева, который вывешивается на магнитной доске).
- Конечно, все мы неповторимы, но для того, чтобы нам вместе было комфортно, нужно быть доброжелательными, уметь сочувствовать, понимать, принимать и поддерживать людей, с которыми мы общаемся.
Вот то, что нам нужно, чтобы группа стала «Пространством толерантности».
5. Притча.
Цель: в метафоричной форме закрепить знания о толерантности.
В одной старой притче говорится о человеке, который решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Человек – такой маленький. Тогда Человек решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Человек – такой маленький. Тогда Человек решил изменить свою семью. Но семья у Человек такая большая, одних детей десяток. Так Человек добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
6. Упражнение «Гром аплодисментов».
Цель: поднятие самооценки и поддержка положительных изменений в себе.
- Наверное, в каждом из нас есть то, что мы хотели бы изменить в себе. В психологии есть понятие «само реализующееся пророчество», и если желаемое искренне проговорить, то оно обязательно сбудется.
Каждый из вас по очереди берется за ручку воображаемой двери и со словами: "Я открываю дверь..." называет то, чему он "открывает". Затем он "закрывает" дверь, также называя, чему или кому он закрывает ее.
Например: "Я открываю дверь уверенности в своих силах и здоровью, а закрываю – раздражительности и плохому настроению". В ответ вся группа одаривает говорящего громкими аплодисментами.
- Спасибо! Готовность к изменениям, желание изменить что-то – очень важное качество, влияющее на нашу жизнь.
Заключительная часть
Релаксация «Мы вместе» (звучит музыка)
Цель: единения с группой, при помощи творческого воображения. «Закройте глаза, возьмитесь за руки с человеком, сидящим рядом с Вами, поднимите руки вверх, покачайте ими, опустите. Представьте, что вы не одиноки в этом мире, рядом с вами - ваши друзья, единомышленники и приятные вам люди. И, несмотря на то, что мы такие разные, мы любим жизнь, любим своих родных, свою семью, друзей, свою родную землю! Откройте глаза, улыбнитесь друг другу!
Рефлексия.
Цель - обратная связь с участниками занятия.
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Возьмите, пожалуйста, бабочку и продолжите высказывание:
Мне понравилось больше всего…
Самым интересным для меня было…
Я испытывал…(чувство)
Самым важным для меня было...
Мне сегодня...
Я обнаружил, что я умею...
Подведение итога занятия:
- Благодарю всех участников тренинга и желаю всем уметь находить в человеке лучшее, принимать окружающих людей с открытым сердцем и открытой душой. Все, что вы отдаете, вы обязательно получите обратно хорошей судьбой, крепким здоровьем, вас будут ценить, с вами приятно общаться. А это большая радость и счастье.
Удачи вам!
Список литературы:
1. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею. Обучение, погруженное в общение. М.. 1997.
2. Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его