Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»
План работы со слабоуспевающими детьми
в 2020 -2021 учебном году
Цели:
ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам;
создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи:
— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
— пробуждение природной любознательности;
— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся
Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
Различные формы взаимопомощи.
Дополнительные занятия с учеником учителя.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
Индивидуальный подход к учащемуся.
Специальная система домашних заданий.
Усиление работы с родителями.
Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Работа с родителями слабоуспевающих детей
Работа без привлечения к помощи родителей невозможна. Родительский контроль важен при выполнении домашних заданий, посещений дополнительных занятий учеником, а также для контроля посещения школы. Родители должны приходить в школу по первому требованию учителя, проявлять искреннюю заинтересованность в успехе своего ребенка. Они обязаны помогать в освоении пропущенного учебного материала путем консультаций с учителем – предметником или самостоятельных занятий.
Психологическое сопровождение родителей слабоуспевающего ребенка
Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
Совместная практическая деятельность слабоуспевающего ребенка и родителей
Поддержка родителей слабоуспевающих детей на уровне школы.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:
круглые столы;
информационно-практические беседы;
информационные лектории с элементами практикума;
обучающие семинары;
творческие лаборатории родителей;
родительские педагогические тренинги;
родительско-ученические мероприятия;
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2020 - 2021 учебный год
Мероприятия
Срок
Ответственные
1. Проведение мониторинга знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала с целью определения фактического уровня знаний детей и выявления в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации (текущие контрольные, районные контрольные работы).
Октябрь - май
Учителя-предметники
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и учащимися, показывающими слабые знания.
Октябрь - май
Учителя-предметники
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
Октябрь
Ноябрь
Январь
Апрель
Учителя-предметники
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.
В течение учебного года
Учителя-предметники
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса(диагностические карты)
В течение учебного года
Учителя-предметники
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.
В течение учебного года
Учителя-предметники
Индивидуальная работа предметных МО, учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися
1. Разработка руководителями предметных МО методических рекомендаций по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
октябрь
Руководители МО
2. Составление плана мероприятий МО по организации индивидуальной работы с учащимися.
ноябрь
Руководители МО
3. Выявление учащихся, сильно выделяющихся (в слабую сторону) на фоне всего класса.
Постоянно
Учителя-предметники
4. Определение причин неуспешности обучения учащегося по предмету.
По факту
Учителя-предметники
5. Осуществление диагностики знаний учащегося.
Постоянно
Учителя-предметники
6. Составление индивидуальных диагностических карт и планов работы.
По факту
Учителя-предметники
7. Подбор дидактического материала.
Постоянно
Учителя-предметники
8. Организация индивидуальной работы с неуспевающим учеником в урочное и внеурочное время.
Постоянно
Учителя-предметники
9. Информирование классного руководителя или непосредственно родителей о результатах обучения учащегося.
Постоянно
Классный руководитель, Учителя-предметники
10. Отчёт учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися
Ежемесячно
Руководители МО, учителя-предметники
Работа классного руководителя со слабоуспевающими учащимися
1. Выявление причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы.
Октябрь
Классные руководители
2. Посещения семьи слабоуспевающего учащегося.
В течение года
Классные руководители, соц. педагог
3. Работа с учителями-предметниками по проблемам слабоуспевающих учащихся.
Постоянно
Классные руководители, учителя-предметники
4. Проведение индивидуальных бесед с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося.
В течение года
Классные руководители
5. Контроль посещения уроков слабоуспевающими учащимися (в случае систематических пропусков без уважительной причины постановка на внутришкольный контроль).
Ежедневно
Классные руководители
6. Индивидуальные беседы с родителями по развитию их ребенка.
В течение года
Классные руководители
7. Отчет классного руководителя по работе со слабоуспевающими учащимися.
Ежемесячно
Классные руководители
\
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока
Акценты в обучении
В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.
При изложении нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
При организации самостоятельной работы вне класса
Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.