В каждой семье наступает момент, когда ребенок гордо заявляет родителям "Я пошел гулять. Буду поздно. Чаще всего желание проводить много времени со сверстниками возникает удетей в подростковом возрасте
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Влияние улицы на проблемы подростка"»
Выступление социального педагога
на общелицейском родительском собрании: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде»
по теме«Подросток и улица»
В каждой семье наступает момент, когда ребенок гордо заявляет родителям: "Я ушел гулять. Буду поздно. Чаще всего желание проводить много времени со сверстниками возникает у детей в подростковом возрасте.
Улица и подросток – как оградить от негатива? Воспитание ребенка в подростковом возрасте – непростая задача, как для родителей, так и для педагогов. Самым тревожным словосочетанием для родителей старшеклассников будет, пожалуй, улица и подросток! Все дело в том, что в подростковом возрасте происходят кардинальные перемены в поведении и характере старшеклассников. Подростковый возраст – это период активного формирования личности человека. Дочь или сын бунтует, формирует взгляды на разные вещи, открывает нового себя. На то, каким будет чадо, когда повзрослеет, влияет множество различных факторов. Но, проблема в том, что родители уже не имеют такого влияния на старшеклассника, и более авторитетными для него становятся сверстники и старшие товарищи с улицы. Это достаточно часто вызывает панику у родителей, которые не в состоянии больше контролировать и влиять на развитие своего ребенка. Паниковать и бояться не стоит – это уже бесполезно! Но, как оградить дочь или сына от того негатива, который может подстерегать его на улице? Как не позволить улице испортить характер вашего сына или дочери?
Ответы на эти вопросы и советы по воспитанию подростков вы найдете в данном выступлении.
Улица и подросток – в чем состоит опасность? Старшеклассники в подростковом возрасте очень много времени проводят вне дома, общаясь со своими сверстниками. Подростковые группы – это коллективы, которые образуются спонтанно по инициативе неформальных лидеров, к ним присоединяются заинтересованные сверстники. Именно такие группы, вернее субкультуры, которые в них состоят, и оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Опасность уличных подростковых групп состоит в том, что в них достаточно часто входят подростки, чье поведение аморально, а также дети с устойчивыми вредными привычками, которые они распространяют в своей группе.
Почему подростков манит улица? Иногда дети в подростковом возрасте вполне оправдано бегут из своих домов и семей, и находят понимание на улице. Но иногда дети, вопреки пониманию и атмосфере любви в семье уходят шляться на улицу. Там веселее! Это случается по разным причинам. Вот наиболее распространенные из них.
Родители пьют или ведут разгульный образ жизни. Чадо в подростковом возрасте уже имеет почти сформировавшееся понимание того, что есть хорошо, а что плохо, и поэтому не желает причислять себя к неприемлемой ему социальной группе, которой является его неблагополучная семья.
Подростка слишком сильно ограничивают, выстраивают строгие рамки. В таких случаях практически все дети ищут место и общество, где они будут чувствовать себя свободно.
Родители не уделяют внимания общению с подростком, не проявляют интерес к его делам и проблемам и он уходит восполнять этот недостаток.
Школьник чувствует себя недооцененным в семье и учебном заведении и поэтому пытается найти утешение в группе тех, кто им подобен.
Улица и подросток спасают тогда, когда несмышленыш старшеклассник неуверен в себе, и пытается повысить свою самооценку в группе сверстников.
Положительное влияние улицы на подростка
Улица и подросток – это тандем, который не всегда означает что-то негативное. Подростковый возраст – это период активной социализации. Именно в этот период совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Именно в неформальных группах, то есть на улице, подросток приобретает драгоценный опыт общения. Улица помогает подростку научиться правильно налаживать контакты со сверстниками, учит основам социального поведения.
Плохая компания на улице у подростка
Плохая компания – это иногда главный источник проблем воспитания ребенка и сложностей в учении. Сбросить всю ответственность за поведение сына или дочери на „плохих друзей” – это не выход. Чаще вступление в субкультуру или в преступный мир вытекает из нарушенных отношений по линии ребенок-родители, а хулиганство, сквернословие, пьянство или употребление наркотиков, представляют собой проявление несогласия подростка с тем, чему учат его родители. Плохое поведение – это немой крик ребенка о помощи, просьба о проявлении интереса к его проблемам, особенно в период юности, когда старшеклассники переживают кризис идентификации. Естественной потребностью юношей и девушек является принадлежность к группе сверстников. В школе и за ее пределами, создают группы, формальные и неформальные, которые подразумевают дружеские отношения. Подросток идентифицирует себя с группой, она формирует модели поведения, образ мышления и нормы бытия в мире. Принадлежность к группе определяет будущее „Я” ребенка. Хорошо, если группа способствует развитию подростка. Проблемы возникают, когда чадо несмышленое попадает в плохую компанию.
Почему дети попадают в плохую компанию?
Проведение свободного времени с группой ровесников не обязательно означает потерянное время. Группа сверстников – это не только секс, наркотики, прогулы и побеги из дома. Группа мотивирует к работе, вдохновляет, усиливает настойчивость, поддерживает, помогает реализовать намерения. Членство в группах может включать в себя потенциальный риск, но не обязательно. Время полового созревания – это период, который характеризуют перепады настроения, сумасшедшие поступки, вытекающие из гормональной «бури». Иногда старшеклассники могут принимать непродуманные решения и сожалеть о результатах своих выборов до конца жизни. Гиперопека, завышенные ожидания а также непомерные ограничения и требование беспрекословного послушания, это не очень хорошие способы формирования автономной и зрелой личности. Родители не защитят своих детей от последствий их решений и не проживут жизни за них. Ребенок ищет альтернативу модели поведения, предложенной родителями, хочет экспериментировать, раздвинуть границы, сломать табу. Из-за этого часто появляется посвящение в сексуальную жизнь, курение сигарет, травки и т. д. Редко когда это происходит только из-за влияния группы сверстников. Такие действия вытекают из желания пережить что-то новое, азарта и получить эмоции в группе, с которой ребенок себя идентифицирует. Хуже, когда старшеклассник обладает низкой самооценкой, и с участниками субкультуры, проявлением агрессии и силы он компенсирует дефицит в отношении собственной персоны. Дурное общество дестабилизирует жизнь ребенка, угрожает его безопасности и здоровью. Иногда принадлежность к группе приводит к употреблению наркотиков алкоголя или ранней половой жизни. В таком случае важно быть внимательным к поведению ребенка и вмешаться, когда будете наблюдать грубое отклонение от нормального поведения.
Как понять, что ребенок попал в плохую компанию?
Молодежь вступает в неформальные группы по различным причинам, например, из-за отсутствия любви со стороны родителей, строгого воспитания, отсутствия одобрения со стороны товарищей в классе, из конформизма и желания нравиться окружающим, из-за желания быть модным или из любопытства. Как правило, ребенок, который знает, что его друзья не одобряются воспитателями и родителями, избегает конфронтации с взрослыми. Он становится замкнутым, редко разговаривает, закрывается в своей комнате, не говорит, что с ним происходило после школы, где проводил свободное время. Некоторые старшеклассники перестают учиться, становятся раздражительными, агрессивными, наглыми и грубыми. В любом случае будет проявляться измененное поведение. Могут проявляться расстройства настроения, печаль, пессимизм, отсутствие интереса к окружающей среде, или эйфория, неконтролируемые приступы смеха. Если речь идет о злоупотреблении наркотическими веществами, то изменения в поведении будут заметны сразу. Появляются суицидальные попытки, нелепое поведение, ребенок начинает резко худеть или поправляться. Имеет расширенные или суженные зрачки, в зависимости от типа принятого наркотика, может быть вялым или гиперактивным. Может проявляться склонность к философствованию, несвязная речь.
Что можно сделать? Как справляться когда спокойный разговор и рациональная аргументация не работают? В таком случае следует обратиться за профессиональной помощью. Вы можете обратиться к семейному врачу или школьному психологу. Если же поведение подростка выходит за рамки уголовного кодекса, не пытайтесь защитить ребенка от закона – это худшее, что вы сможете сделать для своего чада. Прикрывая такие серьезные нарушения, как уголовные преступления, вы можете сломать ребенку жизнь. Он поймет, что плохие поступки не имеют плохих последствий и станет продолжать вести преступный образ жизни. Юноши и девушки должны научиться заслуживать доверие родителей и окружающих людей. Они должны понимать, что они ответственны за свое будущее. Но, не смотря на тип проблем в воспитании, необходимо подростка окружить поддержкой и безусловной любовью. Удачи Вам в воспитании детей!