Материалы данного сценария Урока Мужества помогут расширить представления школьников о героическом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны на основе краеведческого материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Фронтовые письма"»
Урока Мужества
Фронтовые письма
Цели:
-расширить представления школьников о героическом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны на основе краеведческого материала;
- привлечь внимание обучающихся к истории нашей Родины;
-содействовать в нравственном становлении подростка как личности, в формировании нравственного идеала и воспитании патриотических качеств через изучение героизма русских людей во время войны.
Ведущий 1.Среди многих дней одна есть дата,
Которая так сердцу дорога…
Чтец
Январь.. День28-й.
Спит заснеженное поле, бродит вьюга у оград.
В 43-м в Новокасторном
Воевал с врагом солдат.
Воевал не за награды – за родные берега.
От Москвы и Сталинграда,
От Орла он гнал врага.
Шел солдат через сраженья
По израненным полям.
Нес тебе освобожденье,
Новокасторенская земля.
Этот груз не давит плечи,
Хоть цена его горька.
Обелисками помечен
Ратный путь фронтовика.
Не нужна солдату слава.
Он победой горд вполне.
Лишь бы помнила держава
Тех, кто пал на той войне.
В январе разбудит поле
Торжествующий набат –
Чти ,моё Новокасторное,
Боевых своих солдат.
Ведущий 2. 28 ЯНВАРЯ – день освобождения КАСТОРНОГО от немецко-фашистских захватчиков. С момента его освобождения прошло уже75 лет. Эта дата вызывает в сердце каждого радость и горе, счастье и боль, великую гордость за свой народ, его мужество и героизм.
Ведущий 1 Жители нашего района , прошедшие ту далёкую войну и восстановившие родной край в послевоенные годы, достойны того, чтобы о них помнили, заботились и помогали им. За 75 лет выросло не одно поколение, которое знает об этом страшном событии только благодаря рассказам ветеранов, кинофильмам, учебникам по истории. Но каждый год 28 января все поколения собираются вместе, чтобы отметить День освобождения Касторного и почтить память погибших героев.
Ведущий 2 .Урок мужества «Фронтовые письма», посвящённый 75-годовщине освобождения Касторного от немецко-фашистских захватчиков, объявляется открытым .
ИСПОЛНЯЕТСЯ ГИМН РОССИИ
2 ведущий : На сегодняшнем уроке мужества присутствуют ( перечисляются фамилии гостей праздника)
1 ведущий :Слово предоставляется…( сначала выступает директор школы, затем слово предоставляется гостям)
1 ведущий: Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было…
2 ведущий: Но все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.
1 ведущий: Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет.
2 ведущий: И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом…
1 ведущий: Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.
ЧТЕЦ
Писем белые стаи Прилетали на Русь. Их с волнением читали, Знали их наизусть. Эти письма, поныне Не теряют, не жгут, Как большую святыню Сыновьям берегут.
2 ведущий: Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами...
ЧТЕЦ
Эти письма эпохи войны,
Что хранятся в семейных архивах, -
На бумаге полет желтизны,
И протерты до дыр на изгибах.
Эти письма эпохи войны
Необычного требуют чтенья:
Тем их краткие строки сильны,
Что мы сами – их продолженье!
Танец на песню Е.Мартынова «Письмо отца»
1 ведущий: Да, в этих письмах солдатских столько боли, столько сожаления. У людей были другие мечты… Но весь народ встал на защиту Родины… когда над страной закаты стали алые, алые…
Песня «Закаты алые»
2 ведущий: А как ждали дома солдатские письма-треугольнички! У этих писем были трудные судьбы, долгие пути. Но родные надеялись. Пришло письмо - жив солдат!
Песня «Солдатское письмо» из к/ф «Проверено-мин нет»
1 ведущий:
Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев, Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже, На улицах сожженных городов... О, письма фронтовые грозных лет — Бесценней документов в мире нет!
Чтец
«…Написал я всё, что надо, А увижусь — доскажу. А теперь письмо солдата Треугольником сложу.
Угол первый — самый главный, Этот угол я загну, Чтоб с Победою и славой Мы окончили войну.
Я сложу края второго — Вот и вышел уголок, Чтоб вернуться мне здоровым На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий В честь твою сложу скорей, Чтоб тебя, как прежде, встретить И назвать своей.
Так лети с приветом жарким На заветное крыльцо, Треугольное, без марки, Фронтовое письмецо! »
(показывает как складывать фронтовой треугольник)
Песня "Письмо"муз. О. Сидорова, сл. В. Сидоровой
ведущий: А письма на фронт? Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца.
2 ведущий: Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме… И какое суровое сердце бойца не дрогнет, если на фронт пишет его сын или дочь
Стихотворение “Папе на фронт”
Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ж ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: “А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?”
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…
Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю – прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так…от счастья… Твоя дочь.
1 ведущий: В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих близких, любимых…
ЧТЕЦ
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты напиши мне письмо, дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься, вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь.
2 ведущий.
Шли солдаты на запад
По дорогам войны.
Выпадал среди залпов,
Может, час тишины.
И тогда на привале,
Опустившись в окоп,
Люди письма писали
Тем, кто был так далек.
Сценка
Звучит песня «Эх, дороги» Под музыку на сцену медленно проходят один за одним утомленные жарой, боем, долгой дорогой бойцы. Усаживаются или ложатся у костра, тихо поют песню «В землянке» (муз. К. Листова, стихи А. Суркова).
Володя. Что, ребята, носы повесили? Смотрите, почта идет!
(Входит почтальон.)
П о ч та л ь о н. Здравствуйте, товарищи артиллеристы! Это я на третью батарею попал? Да? В таком случае для вас здесь ворох писем и груда телеграмм. От сестер, братьев, невест и мам. Сколько их! Из самых разных мест.
Вам от друга телеграмма,
Вам письмо прислала мама,
Вам от брата, вам от деда,
Вам открытка от соседа.
Это вам. А это вам.
(Почтальон подсаживается к костру)
Терехов. Ну и пишут вам. Мне бы хоть весточку подали. Как они там? Под немцами были, может, теперь и не увижу их.
П о ч та л ь о н. Боец Алферов? Есть? Нет? А Ананьев Вася? Нет?
Володя. Нет, нет больше ребят. Знаешь, а ведь Василий стихи писал, смешной и добрый был... Как сейчас помню его стихи:
«Назови меня именем светлым,
Чистым именем меня назови.
Донесется, как песня, с ветром
До окопов голос любви.
Я сквозь грохот тебя услышу,
Сновиденья за явь приму.
Хлынь дождем на нашу крышу,
Ночью ставню открой в дому».
Это он своей Наташе писал.
П о ч та л ь о н. А вот Балагурову. Есть у вас такой?
Балагуров. А как же! Как ему не быть, вот он я! давай, давай! О, аж два письма! От детей.
Звягинцев Иван. Дети, брат, сейчас главная штука. В них самый корень жизни, я так понимаю. Им придется налаживать порушенную жизнь, война-то разыгралась нешуточная.
Фонограмма детского смеха и песня «Ах ты степь широкая». На фоне этой песни солдаты читают письма. Терехов засыпает. Входят 2 санитарки.
Романов. Ребята! Подъем! К нам девочки-санитарочки пришли в гости. Проходите, не стесняйтесь. Садитесь у нашего костра, будьте как дома.
Романов.
Мне подруга написала:
«Я люблю тебя, мой друг!»
Жаль, в лесочке места мало,
Ну-ка шире, шире круг.
С а н и т ар ка 1.
Каблучком земли не трону,
Закружусь под небосвод.
Вот спасибо почтальону,
Что обрадовать нас смог!
Романов (выходит на середину сцены).
Эх, пляс-перепляс, перепляс почтовый!
Не забыли люди нас в этот день суровый.
Бойцы приглашают санитарок на танец
С а н и т ар ка 2. Слушай, Володя, ты кому письмо пишешь?
Володя
. Маме, вот послушай:
«Я не устаю, не беспокойся,
И себя не надо волновать.
Это ведь естественное свойство —
В двадцать лет совсем не уставать».
Балагуров.
Молодец. Это—маме.
А на самом деле
Километров двадцать исшагал,
И повисло тяжестью на теле
Слово недоступное «привал».
Володя.
«Ну а что погода? Как погода
Дождик собирается с утра.
Здесь, однако, чудная природа.
(раздаются звуки боя, пулеметная очередь)
Ну, прощай, мне, кажется, пора».
Балагуров
. Мы врагу любому скажем:
«Запугать не думай нас!»
Все: Если Родина прикажет,
Будет выполнен приказ!
Под мелодию песни из кинофильма «Белорусский вокзал» солдаты уходят в бой.
Песня «Я шлю тебе письмо из 45-го» Муз.И.Лученок, сл.М.Ясень
1 ведущий: У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
(читает ученица, на плечах черный платок, в конце покрывает платком голову)
Чтец
Шла война. Стонала Украина. Но запахло в воздухе весной. Мать на фронт письмо писала сыну: " Здравствуй, мой Алёшенька родной!
Ты здоров, любимый мой сыночек? За Отчизну проливаешь кровь... Как хочу я в эти пару строчек Уложить огромную любовь!
Я, любимый, по тебе скучаю. Плачу...Но прости. Не в этом суть. Ты живой. Я точно это знаю. Ведь не может сердце обмануть.
Стать бы мне красивой белой птицей, Чтобы от разлуки не страдать, Над Землёю грешной покружиться, И тебя, мой милый, увидать!
Почему вестей не получаю? Обещал писать ты, уходя. Почтальона у ворот встречаю, Только нету писем от тебя...
Бьёшь фашистов. Понимаю, милый... Знаю, что о доме ты грустишь... Но поверь, найду ещё я силы, Чтоб тебя дождаться, мой малыш.
Помнишь Валю? Жили по соседству? Так тебя, сказала, будет ждать. Зайца твоего храню из детства... Помнишь, как любил ты с ним играть?..."
Мать писала своему ребёнку. Вся в слезах. Две ночи напролёт. И не знала то, что похоронку Почтальон сегодня принесёт...
Чтец
Стали тоньше нервы… Она прошла всего лишь два квартала… Девчушечка 14-ти лет Нести устала с похоронкою конверт. Нет горше, нет ужасней новостей; И этот плач невыносимо слушать: «Зачем господь мне подарил детей?! — заплачет мама. — Петенька! Петруша!» Нет горше, нет ужасней новостей, Ей кажется невыносимой ноша: «Ну как же мне растить троих детей?! — жена заплачет. — Мой Алёшенька! Алёша!!!»
Когда ж Раиса треугольники вручала, Вся улица и пела, и плясала! И, получив привет с передовой, Смахнёт слезинку мать: «Сыночек мой! Живой!»
Чтец
От гильзы световой поток, Где в керосине скруток ваты. Исчадно-дымный фитилёк Бросает тени в потолок Штабной землянки в три наката. Пока затишье и пока Блестит во мраке капля света Не спи, солдат, у огонька, А изложи издалека Слова любви, слова привета… Пусть по тетрадке без полей Сползает исповедь наклонно В глубь милых дорогих полей Под парусами тополей, Не ждущих от тебя поклона. Ты поздоровайся пером, Прикрученным к лучинке ниткой, С родимым домом за бугром, С рядами яблонь за двором, С гостеприимною калиткой. Пока затишье и пока Фитиль слегка на ладан дышит, Рождайся за строкой строка: Ты — жив! О том наверняка Никто другой уж не напишет. Мир создан для добра и света: Вот почему о том и речь, Пока ведь в наших силах это — Живое для живых сберечь!
Песня из к/ф «Первый день мира»
1 ведущий: я держу в руках бесценную реликвию нашего школьного музея- фронтовое письмо Павла Попова,вместе с ним переживаю всё, о чём он пишет в нём. «Здравствуйте, дорогие родители,мама,Поля,Лена и Юра и племянники Маня, Петя,Зина,Виктор,»-пишет Павел Павлович своим родным. Представляю, с каким волнением ждали они этой солдатской весточки.
Продолжаю читать письмо:
«Шлю вам боевой красноармейский привет, желаю жить до 100 лет. Мама и отец,сообщаю,что я жив и здоров,чувствую себя хорошо».
О своей жизни на фронте и здоровье Павел пишет подробно,зная, как ждут его дома,живого,невредимого. А как ждёт этих строк мать!.. Молодые девушки и женщины отдавали своих парней, мужей этой подлой войне, а матери – детей, кровинушек своих…Потому даже там, на фронте, в состоянии, когда мир распадается на крупинки и атомы, сыновья помнят и чувствуют взволнованное, горячее материнское сердце. Помнят и пишут.
« Мама и сёстры,не обижайтесь,что редко шлю письма, бывает время,что никак нельзя , и другие причины есть,живём,как раки в земле – темень в землянке,но внизу находиться приходится, это ведь не дома на печке,а под боком врага…»
Что видел солдат на той войне? О чём он писал семье? Чем жил? О чём думал? Скучал по семье, воевал, а в минуты затишья писал эти строчки родным. Эта история, написанная бойцом в землянке, даёт конечную, победную формулу всей войны. Победу надо ещё добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако исход войны уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости: «Враг старается прорваться, но мы даём ему в зубы снаряд». 2 ведущий: Это завещание погибшего героя живым! Э то голос, которому никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее. 1 ведущий: Листая переписку юных краеведов с архивом Министерства Обороны СССР, мы нашли сведения о Павле Попове: командир орудий батареи 45 -мм пушек ; был награждён медалью «За отвагу» при взятии села Плесы, когда уничтожил контратакующую группу противника,чем обеспечил продвижение нашей пехоты вперёд.
2 ведущий: Прочитав сухие строки их архива, незамысловатую весточку бойца с передовой, я вновь задумалась о смелости, самоотверженности наших русских солдат. События тяжёлых дней 1941-1945 годов описаны во многих объёмных мемуарах. Но именно фронтовые письма, подлинники, эти рваные, обожжённые болью и окроплённые кровью, затёртые клочки бумаги трогают наше сердце скорбью по погибшим.
1 ведущий: Павел погиб. А это письмо передала в наш музей мама Павла Попова Фёкла Васильевна. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, выцвели чернила. Но письмо позволяет каждому, кто читает его, проникнуться чувствами и мыслями Павла.
2 ведущий: Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…
1 ведущий:
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
(Минута молчания)
1 ведущий: Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил, -
И тех, ушедших в обелиски,
И тех, кто вовсе без могил.
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.
Ведущая: Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
У нас, до этих дней доживших
О прошлом память не умрет:
Пока мы чтим за Русь погибших,
Дотоль бессмертен наш народ.
Право возложить венки к памятникам солдат, освобождавших наш посёлок, к поклонному кресту предоставляется…
Возложение венков. Песня «Обелиск» ( группа «Непоседы»)
Чтец (на фоне мелодии песни “Эхо любви”):
Треугольником сложен потемневший листок, В нем и горькое лето, и сигналы тревог, В нем печаль отступленья в тот отчаянный год. Рвется ветер осенний и команда: вперёд! Даже смерть отступала, хоть на несколько дней, Где солдатские письма шли дорогой своей. И с поклоном последние письма, полные сил, От погибших в сраженьях почтальон приносил. Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. В письмах вера солдата в наши мирные дни Хоть и были когда-то далёко они. Прошу Вас: храните солдатские письма Они и просты и порою грустны, В них столько надежды и вечного смысла. Прошу Вас: храните солдатские письма, Тревожную память людской доброты!
Песня «Фронтовые письма» ( группа «Непоседы»)
1 ведущий: Письма с фронтов Великой Отечественно й войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
2 ведущий: Вечно живые в письмах, они – солдаты, колхозники и рабочие, мужчины и женщины – наши родные и близкие ясно знали и писали нам, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.
Песня «Солдаты минувшей войны»
Ведущий 2. .Урок мужества «Фронтовые письма», посвящённый 75-годовщине освобождения Касторного от немецко-фашистских захватчиков, объявляется закрытым.