Занятие проведено в 3 классе (кружок "Художественное слово")по теме:"О тех, кто славит Родину мою". На этом занятии дети знакомятся с поэтами и писателями Астраханской области, которые прославляли свою малую родину.У детей развивается познавательный интерес к Астраханским поэтам. На занятии дети учатся слушать учителя и своих товарищей, анализировать, рассуждать, обмениваться мнениями, вступать в диалог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме :"О тех, кто славит Родину мою". »
Тема: «О тех, кто славит родину мою…»
Цель занятия: познакомиться с творчеством поэтов, которые писали о Родине; определить круг поэтов; подобрать биографические сведения; найти объединяющее начало в произведениях -мотив малой родины .
Провести исследование по данной проблеме в своем классе среди уч-ся
создать условия для усвоения понятий «Родина», «малая родина», «семья», умение работать с информацией.
Задачи:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ее истории, к своей малой родине, природе, родному дому;
- развивать речь обучающихся, умение анализировать и рассуждать;
Планируемые результаты:
- развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья»;
- уметь обмениваться мнениями, слушать товарища и учителя, умение вступать в диалог;
- отвечать на вопросы учителя, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему;
-, использовать знание пословиц и поговорок.
Основные понятия: «Родина», «малая родина», «семья», «родной дом».
Межпредметные связи:
- взаимосвязь с предметом «окружающий мир», «литературное чтение», «история».
Цель:включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице прекрасная погода, светит солнышко. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне. Мы начинаем наше занятие .
- С чего начнём наше занятие? (артикуляционная разминка)
-Для чего это надо?
2.Артикуляционная разминка (Чистоговорки)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Жу -жу-жу- как-то ёж пришёл к ужу.
Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу – я с ежатами не дружу.
Жа-жа-жа- ёж уходит от ужа.
Прослушайте песню и подумайте, о чём она? ( Звучит песня «Моя Россия»)
-Подберите синонимы к слову Россия.(Родина, Отечество, матушка, родной край, семья, друзья)
-У каждого человека есть своя родина. Наша большая Родина- Россия.
_О том, что значит Родина для нас, хорошо сказано в старинной русской пословице «Человек без Родины -соловей без песни» (как соловей не может жить без песни, так и человек без Родины?)
В русском языке существует огромное количество пословиц и поговорок о Родине. Какие вы знаете. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицу».
Работа в парах.
- Составление пословиц о любви к Родине.
-Выполните задание: составьте пословицу о Родине.
1.Человек без Родины, что соловей без песни. (как соловей не может жить без песни,так и человек без Родины)
2. Родина любимая, что мать родимая. (Родина нам так же дорога, как и своя мать)
3.На чужой стороне- Родина милей вдвойне. (уезжая куда-то, по-настоящему начинаешь понимать, как дорога Родина и очень скучаешь по ней).
4.Родина-мать, умей за неё постоять.(Родину мы считаем матерью и обязаны в трудную минуту её защитить.)
- Но каждому ли удаётся из нас удаётся почувствовать (уловить) как дышит земля, как растёт трава, как расцветает первый подснежник, как течёт река? Нет, далеко не каждому. И когда вдруг появится такой счастливый человек, который может и землю почувствовать, и краски различать, а самое главное передать нам всё это через слово.
-Именно о таких людях, кто славит Родину нашу. Мы поговорим на занятии.
Нашу Родину прославляют поэты, писатели, художники, композиторы. Сегодня мы поговорим о поэтах.
Стихи о Родине, любви , природе , о крае многие поэты писали об этом. Назовите их. (Пушкин, Есенин, Тютчев, Фет, Никитин) Давайте вспомним некоторые из них. Монтаж стихов
Привет тебе, мой край родной, С твоими тёмными лесами, С твоей великою рекой, И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый, Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной! А Прокофьев
* * *
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
Спиридон Дрожжин Родине
Как не гордиться мне тобой,
О родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою недвижим я,
Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На тёмные леса.
Как хороша ты в тёплый день
На празднике весны,
Среди приветных деревень
Родимой стороны!..
- Представьте, что вы поэты. Вам нужно из строчек составить четверостишье.
-А теперь послушайте, как написал это стихотворение поэт В. Боков. ( СЛАЙД)
Физминутка.
Цель:смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ.
Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом
Послушайте ещё одно стихотворение
. Есть на свете не мало
Разных стран и земель СЛАЙД
Хоть я их не видала,
Только ты мне поверь,
Что тебя нет красивей
И тобой я горжусь,
Дорогая Россия,
Моя милая Русь.
Небосвод синий — синий
И просторы твои
Звонко только в России
Могут петь соловьи.
Весной в небе высоком
Жаворонком звенишь
И березовым соком меня напоишь,
Горы, реки красивые
И полей благодать...
Наша родина — мать.
Кто из вас знает автора этого стихотворения?
Мария Мухина – местная поэтесса, жительница села Каралата.Мария Фёдоровна – увлечённыйчеловек: она любит петь, любит сочинять стихи, любит общаться с людьми. Мария Мухина, дочь потомственного рыбака, работала и рыбаком, и мотористом, и кочегаром. С 14 лет Мария Мухина писала стихи. Стихи для неё – это зов души.
Но у каждого из нас есть ещё и малая родина, место , где мы родились, где живут самые любимые люди. Для нас малой родиной является Астрахань. Наш город славен своими знаменитыми людьми. Именно о таких людях , о тех, кто славит нашу малую родину мы продолжим говорить.
Проведя анкетирование среди учеников нашего класса и попросив ответить на вопросы:
-Кого из астраханских поэтов вы знаете? СЛАЙД
Какие стихи вам известны ? всего несколько человек назвали хотя бы одного поэта
Проведя исследование по данным вопросам, выяснилось, что мы должны узнать о людях, которые прославляют нашу малую родину..
Некоторые ребята получили задание, найти и рассказать о поэтах- астраханцах ,и сейчас они расскажут о них. СЛАЙДЫ
Велимир Хлебников.
Родился в астраханских степях
Владимир Мухин Мы с гордостью называем имя этого поэта, потому что он родился и учился в Камызяке, закончил институт связи, Литературный институт им. М. Горького, член Союза писателей, автор нескольких поэтических сборников. Главные темы его стихов – современный город, размышления о жизни, о природе… Родному Камызяку, друзьям детства посвятил он немало задушевных стихотворений.
.
Нинель Мордовина.
Нинель Александровна Мордовина - известная астраханская поэтесса, ее сборники стихов издавались в Волгограде, Москве, Астрахани. Родилась Н.Мордовина 12 июля 1927 года на Дальнем Востоке. В начале 40-х годов вместе с родителями она переезжает жить в Белоруссию, где ее застает Великая Отечественная война. За годы войны пережито многое… .… В 1945 году Мордовина выходит замуж за военного летчика. Куда только не забрасывает их судьба! Эстония, Ленинград, а в 1956 году они переезжают в Ахтубинск. Юношеские мечты писать влекут ее в литературу, журналистику. Н.Мордовина становится сотрудником Ахтубинской районной газеты, возглавляет литературный кружок. В 1965 году на страницах районной газеты появляются ее первые стихи.
(СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЙ ГОРОД» НИНЕЛЬ МОРДОВИНА
Что вкладывают в понятие родины наши поэты?
Для Марии Мухиной Родина начинается с родного села и родного дома:
Куда б судьба ни занесла,
Опять вернусь домой.
Глазами окон на меня
Посмотрит дом родной.
Здесь каждый гвоздик в потолке
Знаком мне с детских лет.
Здесь прижималась я к руке,
Милей которой нет.
Несмотря на разность авторов, их объединяет стремление постигнуть душу нашего города, нашего края, нашего народа. Стихи астраханских поэтов, собранные воедино, составляют грандиозные и бессмертные главы нашей астраханской истории. Я не ставила перед собой оценку творчеству того или иного поэта. Хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что рядом с нами ходят по той же земле люди, которые стараются сделать светлее нашу жизнь.
Читайте стихи астраханских поэтов, учитесь у них любви к своей родине. - Берегите нашу малую родину, любите и цените её, ведь от того, как вы будете относиться к ней, зависит её будущее, её судьба.
Итог. Что интересного было сегодня на занятии.
Какое настроение у вас после него.. Что вы открыли для себя. Закончим наше занятие песней на стихи Мордовиной , в исполнении Александры Костиной «В образе триедином….»