- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
- развивать творческие возможности детей.
Средства обучения:компьютер, мультимедийный проектор
Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.
Конспект занятия
Орг. момент.
- Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.
- Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты.
- Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
Слайд 2
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
Ознакомление с темой. Беседа. Творческие задания.
- Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)
Слайд 3
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Слайд 4
Вопросы и задания для беседы: - Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.
(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)
Слайды 5 – 17
Слушаем сказку. Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова В спахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка. Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой: - Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему. - Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки. - Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи. - Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. - Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек. - И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю. Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать. Слайд 18 Вопросы и задания к сказке: • Почему капелька пожалела крестьянина? • Какими качествами должен обладать хороший земледелец? • Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?
Слайд 19 - Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.
(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.) Слайды 20, 21
Творческое задание «Дерево Доброты».
Работа с «волшебными» словами и приветствиями.
- Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными».
- Перед вами Дерево Доброты, которое поможет вспомнить волшебные слова и приветствия.
(Работа в группах: дети на маленьких сердечках пишут волшебные, добрые слова, приветствия и приклеивают к веточкам дерева).
- Какие деревья вы вырастили? (Каждая команда демонстрирует своё «выращенное» дерево.)
Слайд 22
Задание «Дерево Добрых Дел»
- Вспомните и расскажите о своих добрых делах. (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)
- Каждый из вас может «посадить» (нарисовать на листе) Дерево Добрых Дел у себя дома и время от времени добавлять к нему новые сердечки – плоды.
Слайд 23
Итог занятия
- Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку?
Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:
Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром.
Ш.А. Амонашвили
(Памятку со словами Ш.А. Амонашвили получает каждый из детей)
Слайд 24
В конце урока дети поют песню и танцуют под клип группы «Барбарики».
Используемая литература
А. Лопатина, М. Скребцова
НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Амрита-Русь, 2007. - 304 с. - (Серия «Образование и творчество»).