kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Үйшік ертегісі!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.      Познакомить с буквой «ъ», её ролью в словах.

2.      Развивать фонематический слух, речь.

3.      Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям устного народного творчества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

- Какие дети учатся в нашем классе?

(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)

А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые. 
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.

- Давайте покажем гостям, что мы действительно такие: и аккуратные, и трудолюбивые, и умные.

- В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».

2. Повторение.

- «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.

- Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)

1) Индивидуально.

- Давайте вернёмся к буквам, с помощью которых вы называли слова, характеризующие детей нашего класса. Вспомните эти слова, как они называются? (Признаки.) (Ответивший получает карточку.)

- На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Ответившему – карточку.)

- На какой вопрос отвечают слова – признаки ж. р.? м. р.? с. р.? мн. ч.? (Ответившему – карточку.)

- На какой вопрос отвечают слова – предметы? (Ответившему – карточку.)

- В чем разница между предметами, отвечающими на вопрос кто? и что? (Ответившему – карточку.)

- С «познавательной минуткой» работает.

2) Фронтально.

- Всем остальным предлагаю показать свои знания по пройденному материалу, ответив на вопросы теста. (Слайды 1-18)

3) Проверка индивидуальной работы  (частично: какую тему повторяли, правила по этой теме).

- Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы и можем отдохнуть, недаром говорят «Сделал дело – гуляй смело».

Физкультурная минутка «Лечебные звуки».

В нашем языке есть буквы, звуки которых помогают нам сохранить здоровье. О некоторых я вам расскажу. Покажите букву В. (Дети показывают). Оказывается, если долго произносить звук [в], можно избавиться от насморка. Покажите Ж, если долго произносить звук – от кашля. Р – снимает усталость. С – помогает расслабиться.

III. Новый материал.

1. Вступительная беседа.

- Переходим ко второй части нашего урока. Прочитайте её название. («Без ученья нет уменья».)

- Объясните смысл поговорки. (Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)

- Сейчас мы учимся грамоте. Урок так и называется «Обучение грамоте». Все ли буквы мы изучили? (Нет.)

- С какой буквой познакомимся сегодня узнаете, если правильно расшифруете запись (читаем слова по первым буквам). (Слайд 19)

- Назовите тему урока. (ъ) (Слайд 20)

- Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем в каких случаях пишется эта буква в словах.

2. Знакомство с буквой.

Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!

- Это буква «ъ» (показать на плакате).

- На что похож ъ? (Ответы детей.)

- Посмотрите. (Слайд 21, 22) (2 слайда – смотрим букву, читают стихи хорошо читающие дети.)

На плакате: На какую букву похожа змея? Стихотворение «О кобре» подготовила. (наизусть читает ученик):

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра стала в рост:
- Ш-ш-ш.
Я вам не угрожаю, - 
Твёрдый знак изображаю.

- Откройте учебники, прочитайте текст. Найдите и подчеркните все буквы «ъ», посчитайте их.

3. Роль «Ъ» в словах.

- Обратите внимание, есть ли «звуковичок» рядом с буквой «ъ»? Почему? (Не обозначает звука.)

- Тогда зачем же нужен «ъ»? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, понаблюдав за словами. (Слайд 23)

·         Въезд.

·         Подъезд.

·         Отъезд.

·         Объезд.

- Прочитайте слова.

- Как называются эти слова? (Однокоренные.)

- Докажите. (Общее значение и одинаковый корень.)

- Какой корень?

- Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)

- Назовите приставку в 1-ом слове; во 2-ом; в 3-ем; в 4-ом.

- Сделайте вывод почему «ъ» называется разделительным? (Разделяет приставку и корень.)

- Но! На слайде появляется 2-ой столбик слов:

·         Выезд.

·         Переезд.

·         Проезд.

·         Приезд.

- Прочитайте слова. Можно ли назвать их родственными с первым столбиком слов?

- Назовите корень.

- Есть ли приставки? Какие?

- Что же получается: есть приставка, есть корень, а «ъ» нет? Проблема?

- Чтобы её решить, сравните приставки первого и второго столбика. Что заметили?

- Сделайте вывод.

- Послушайте, что рассказал о себе «ъ». (Слайд 24)

- Это же правило есть в учебнике. Найдите. Оно не закончено. Закончите. (Дети раскрашивают «звуковичка» в синий цвет.)

- Найдите в учебнике и прочитайте слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Ё.

- Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Я.

- Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Е.

- Есть ли слова с корнем, начинающимся на букву Ю?

- Это будет вашим домашним заданием: подумать вместе с родителями встречаются ли в русском языке такие слова.

- Давайте вернёмся к названию этой части урока (учитель показывает на название второй части урока, которое написано на доске). Попробуйте объяснить поговорку, применив её к теме нашего урока. (Не узнали бы букву «ъ», не умели бы писать с ней слова.)

- Верно говорят «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Физкультурная минутка для глаз.

IV. Закрепление.

- Переходим к третьей части урока. Прочитайте её название. («Уменье – везде найдёт примененье».)

- Объясните смысл пословицы.

1. Работа со скороговоркой.

На доске:

У пригорка Егорка
Об.егорил волка. (Написана на доске).

- Прочитайте. Какая буква пропущена? Почему?

- Почему слово Егорка с заглавной буквы написано?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Үйшік ертегісі!»

Олимпиадные задания

Задание 1
В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая?

Задание 2
Какая ягода бывает черной, красной и белой?

Задание 3
Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В гостинице —
В монастыре —
В поликлинике —
В поезде —
В музее —

Задание 4
Распредели растения по ярусам, записывая их номера.
Деревья:
Кустарники:
Травянистые растения:
1.сосна 2. прострел 3.ель 4.ежевика 5.берёза 6.брусника 7. ландыш 8.дуб 9.черника 10.орешник 11.ветреница 12.вороний глаз

Задание 5
Назови каждую группу обобщённым понятием?
Анды, Альпы, Большой Кавказ, Гималаи —
Гренландия, Исландия, Кипр, Крит, Тасмания —
Великая Китайская, Восточно – Монгольская, Восточно – Европейская, Западно – Сибирская —
Гоби, Каракумы, Калахари, Кызылкум, Сахара —
Баренцево, Берингово, Карское, Охотское, Японское —

Задание 6
Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они забегают на 15 мин?

Задание 7
Напиши самое большое шестизначное число, все цифры которого различны

Задание 8
Расставь скобки так, чтобы равенство было верным: 15 — 35 + 5 : 4 = 5

Задание 9
В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько всего партий они сыграли?

Задание 10
Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт, дегустация, лозунг, финал.

Задание 11
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы.

Задание 12
Назови одним словом.
Жидкое косметическое средство для мытья волос —
Резиновая соска для младенца —
Вьющаяся или завитая прядь волос —
Мера длины, равная десяти сантиметрам —
Непосещение школы без уважительной причины —
Устройство для замораживания продуктов —
Подземный транспорт —
Детская игрушка волчок —
Сумка туриста —
Сахар в кусочках —

Задание 13
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки Готовь лыжи летом.
Шайбы по весне считают.
Когда в соседях согласья нет.

Задание 14
Ответь на вопросы (по 2 балла).
Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
Какую соль не кладут в суп?
Из какого крана не льётся вода?
Какой лук не режут в салат?
По какому мостику нельзя перейти реку?

Задание 15
Подчеркни названия народных сказок
«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов»

Ответы к олимпиадным заданиям

Ответ на задание 1:
Железная ложка

Ответ на задание 2:
Смородина

Ответ на задание 3:
Гостиница — номер, монастырь — келья, поликлиника — кабинет, поезд — купе, музей — зал

Ответ на задание 4:
Деревья: 1, 3, 5, 8.
Кустарники: 4, 6, 9,10.
Травянистые растения: 2, 7, 11, 12.

Ответ на задание 5:
Горы
Острова
Равнины.
Пустыни
Моря

Ответ на задание 6:
1 час 50 мин+25 мин= 2 часа15 мин
2 часа 15 мин+15 мин=2 часа 30мин

Ответ на задание 7:
987654

Ответ на задание 8:
42 партии

Ответ на задание 9:
Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг — призыв, финал – конец

Ответ на задание 10:
Потому что звери выкармливают детенышей

Ответ на задание 11:
Аквариум
[а] – 16 раз; [о] — 8 раз.

Ответ на задание 12:
Локон
Дециметр
Прогул
Морозильник
Метро
Юла
Рюкзак
Рафинад

Ответ на задание 13:
Готовь летом сани, а зимой телегу.
Цыплят по осени считают.
Когда в товарищах согласья нет.

Ответ на задание 14:
Скрипичным, родником, дверным
Морскую, ноту СОЛЬ
Из подъемного
Лук для метания стрел
По капитанскому, по гимнастическому

Ответ на задание 15:
«Семь Симеонов»

Олимпиада по предметам начальной школы 4 класс




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Үйшік ертегісі!

Автор: Асауова Гүлсім Қайрашқызы

Дата: 19.10.2017

Номер свидетельства: 433257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) ""?йшік" ертегісі "
    ["seo_title"] => string(20) "uishik-iertieghisi-1"
    ["file_id"] => string(6) "231809"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442643446"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "?йшік ертегісіне саяхат"
    ["seo_title"] => string(28) "uishikiertieghisiniesaiakhat"
    ["file_id"] => string(6) "340291"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1471858687"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "«Үйшік» ертегісі» (мнемотехниканы қолдану)"
    ["seo_title"] => string(45) "uishik_iertieghisi_mniemotiekhnikany_k_oldanu"
    ["file_id"] => string(6) "458976"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519283688"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "«Үйшік» ертегісі»"
    ["seo_title"] => string(20) "uishik_iertieghisi_4"
    ["file_id"] => string(6) "458987"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519285597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "?йшік ертегі"
    ["seo_title"] => string(15) "uishikiertieghi"
    ["file_id"] => string(6) "277513"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452927075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства