Учим детей быть толерантными.
Я- учитель с 23 летним стажем. Работая в школе, столкнулась с проблемой равнодушия среди младших школьников. Многие из них не умеют сочувствовать, сопереживать. Начиная с первого класса, я начинаю вводить термины "эмпатия" и "толерантность". Происходит это во время утренников, бесед, проведения классных часов и при индивидуальных беседах. Недавно узнала, что термин "толерантность" впервые начали использовать еще в 18 веке. В разных культурах отношение к толерантности неодинаковое. Например: у китайцев - великодушно и чистосердечно относиться к другим; у англичан "толерантность"-готовность и возможность без протеста принимать другую особенность; у французов -это свобода другого человека, его мыслей и поведения, политических и религиозных взглядов; в арабском мире"толерантность"-это умение прощать. и в первую очередь способность к примирению. Французский философ и писатель Вольтер в "Трактате о веротерпимости» писал: "Безумством является убеждение, что все люди должны одинаково думать про определенные вещи. В своей работе часто использую русские пословицы и поговорки, которые направлены на примирение детей, на умение прощать и прислушиваться друг к другу. Но особый интерес у школьников вызывает примеры из личного опыта учителя. Они с удовольствием выслушивают рассказы, дают оценку поведению, делают выводы, даже дают советы. К сожалению в наше время термин "толерантность" многие понимают как уважение и равноправие, признание права других на взгляды и мысли. Толерантность - это прежде всего принятие других такими какие они есть на самом деле, в обычной жизни. Учитель должен быть толерантным как никто другой. Потому что такое разнообразие характеров ведёт к тому, что к каждому из них надо приспособиться, чтобы совместное существование приносило как можно больше положительных результатов. Учитель: от терпения и добра - к толерантности, ученик: от добра и терпения учителя - к толерантности.
Некоторые упражнения, которые использую во время мероприятий по толерантности.
1. Соедините словосочетания с подходящими синонимами :
Добрый поступок полезное, похвальное
Доброе сердце верный, честный
Добрый ребенок искренние, бескорыстные
Доброе дело послушный, милый
Добрый хозяин отзывчивое, ласковое
Добрые отношения хороший, правильный
Добрый друг удачливый
Добрый человек благородный, порядочный
Добрый путь внимательный, приветливый
2. Какие вы знаете фразеологизмы, словосочетания или фразы со словами «добрый» ?
Ответы детей записываются на доске :
-Доброе утро.
-Добрый молодец.
-Доброе слово и кошке приятно.
-Люди доброй воли.
-Оставить добрую память.
-Добрый взгляд.
3. Упражнение «Собери пословицу"
-От добра добра не … (ищут).
-За добро… (добром платят).
-Добрые дела твори … (смело).
-Кто людям добра желает, тот добро … ( и сам собирает).
-Без доброго дела… (нет доброго имени).
4. Упражнение «Солнце доброты».
Мы с вами должны « включить солнце». На лучах написаны черты характера, которые присущи человеку, но выбрать вы должны только те, смысл которых «доброта».
( сочувствие. жалость, милосердие, верность, мягкость, душевность, сердечность,
человечность, милость, благодушие, отзывчивость и др.)
Мы присоединяем лучи к окружности на доске -и получаем «Доброе солнце».
5. В конце мероприятия могу предложить такое задание.
-На листиках, которые у вас на парте напишите с одной стороны те качества, которыми вы можете «похвастаться», то есть ваши лучшие качества, умения и таланты.
О них вы потом расскажите всем детям класса.
А на обратной стороне этого листка напишите те качества своего характера, от которых хотелось бы избавиться. И это можно будет оставить в тайне.