kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный исследовательский проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта исследовательская работа помогла учащимся избавиться от навязчивого стереотипа в восприятии конопли только как наркотического растения и узнать правду о том, что значило это растение в жизни наших предков м какими полезными свойствами она обладает.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебный исследовательский проект»

Исследовательская работа.


Направление : краеведение


Название проекта: Русь посконная

Авторы: ученики Краснокосаровской СОШ : Полянчич Дарья, Тимошенко Юлия

( ученики 11 класса).

Руководитель: Зайцева Т.Ф.., учитель истории и обществознания МБОУ «Краснокосаровская СОШ»




















Оглавление:

I. Введение 3

II. Правда о конопле 5

2. характеристика конопли как растения 5

3. интересные факты о конопле 6

4. конопляники в Косарах 7

5.что такое «посконь» и «матерка» 7

6.применение конопли в крестьянском быту 8

7. история конопли 10

III. Стадии обработки конопли 11

1. сев 11

2. сбор 11

3.замачивание и сушка 12

4. мятье и трепание 13

5.чесание 13

IV. Технология изготовления полотна из поскони 14

1. прядение 14

2.тканье 14

3. свойства холста 15

4. отбеливание 16

V. Стихи о поскони 17

VI . Заключение 19

VII. Информационные ресурсы 20






Введение.

Первое о чем надо сказать в начале представления нашего проекта это почему мы подготовили данный проект:

При изучении истории брянского края очень часто встречаются сведения о том, что крестьяне выращивали коноплю, что в нашем крае были полотняные мануфактуры, крестьяне продавали пеньку, конопляное масло. При слове конопля у нас непроизвольно возникал смех, т.к. у современных детей она ассоциируется с наркотиком, а в слове пенька мы даже ударение сперва неправильно ставили. И вот, чтобы разрушить свой собственный стереотип об этом растении мы и взялись за исследование с целью более подробно узнать правду о конопле. Для решения этой задачи мы прочитали о конопле в интернете, провели встречи с наиболее пожилыми местными жительницами, заново изучили экспонаты школьного музея.


Рассмотрение данной темы нам представляется актуальным:

во-первых мы хотели разрушить наш собственный стереотип о конопле, который присущ нашему поколению ;

во-вторых через изучение технологии изготовления одежды мы знакомимся с культурой, бытом прошлых поколений, а также способствуем сохранению этой культуры.

Объект: быт жителей села.

Предмет: технология изготовления конопляного полотна.

Территориальные рамки ограничены территорией современного Краснокосаровского сельского поселения.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период первой четверти XX века – 40-е гг. XX, выбор данных хронологических рамок обусловлен наличием свидетельств изготовления самотканого полотна из конопли.

Цель нашей работы: узнать об особенностях культивирования конопли, ее полезных свойствах, описать и восстановить технологию изготовления ткани из конопли.

Задачи:

1) описать историю культивирования конопли в России;

2) собрать сведения о технологии изготовления конопляного полотна;

3) восстановить процесс изготовления конопляного полотна.

Методы исследования: интервьюирование, анализ, описание.

Методология: метод интервьюирования дал нам возможность собрать более обширный материал по данной теме, используя описание, мы смогли зафиксировать технологию изготовления полотна из конопли, анализировали собранную нами обширную информацию по теме.

Новизна работы заключается в том, что мы в результате специальных исследований изучили и систематизировали полученный материал и воссоздали технологию изготовления конопляного полотна.

Практическая значимость данной работы в том, что проанализированный нами материал может быть использован на уроках краеведения, МХК, истории при изучении тем по истории культуры, быта мы можем выступить в роли экскурсоводов в нашем школьном музее.

















Правда о конопле

1.Испокон веков на Руси крестьяне выращивали коноплю. И ни одному растению они не уделяли такого пристального внимания. Да это и понятно: не мог мужик обойтись без пеньки. Глубокие старики и сейчас помнят, что встарь полотно для одежды и постели, домашние веревки и упряжь для лошадей, рыбацкие сети, паруса и морские канаты — все делалось из пеньки. Нехитрую еду заправляли, как правило, конопляным маслом. Когда мы пришли в гости к Протченко Татьяне Максимовне и попросили ее рассказать о конопле, то первое, что она произнесла « конопля нас и одевала, и кормила»

Нельзя было на селе жить без конопли. Ее высевали на сотнях тысяч десятин, русская пенька славилась во всей Европе.

2.что же представляет собой конопля как растение?

Возделываемый вид конопли — Cannabis sativa, принадлежит к семейству крапивных. Это травянистое однолетнее двудомное растение с прямым стеблем и с пальчатораздельными листьями, сложенными из 5-9 листиков, требующее для своего произрастания умеренно теплого и достаточно влажного климата. Высота стебля этого растения колеблется от 6осм до 4 м . Вегетационный период у конопли — от 80 до 160 дней.

Зона произрастания среднерусской конопли охватывает Орловскую, Курскую, Брянскую, Пензенскую и Нижегородскую области,   Мордовию   и   Чувашию.   Высота стебля среднерусской конопли обычно от одного до двух метров. Эту траву принято считать довольно таки ценным растением. Кроме того, что из конопли получали ткань,ее применяют в медицине . Она наделена достаточно мощным болеутоляющим действием. Помимо этого конопле присуще противовоспалительное, противоревматическое, мягчительное, а также восстанавливающее свойства. Данное растение используется для лечения не просто большого, а огромного количества различных заболеваний. Это и рахиты, и артриты, и неврастении, и малокровие, и диатез, и подагра. Конопля посевная описана в 19-ом и 20-ом томах «Естественной истории» Плиния Старшего , жившего в 1 веке н.э., который упоминает её использование как прядильного, пищевого и лекарственного растения. Упоминается что сок травы помогает от отита, а корень можно использовать в качестве припарок от боли в суставах, подагры и ожогов ( 4 слайд, где показано, что можно получить из конопли + пояснение)

В отличие от льна, конопля лучше растет на черноземе. Она очень требовательна к плодородию почвы и наличию в ней влаги. Конопля истощает почву и требует ее обильного удобрения.

Конопля — двудомное растение: мужские (посконь) и женские (матерка) цветы находятся на разных растениях. Посконь созревает на 20 дней раньше матерки.( идут слайды 2,3 с изображениями конопли )


3 А вот какие интересные факты о конопле мы нашли:(идут слайды 6, 7)

  • Там, где растет конопля, не болеют растения, деревья и кустарники, нет тли, яблоневой плодожорки, картофель не заражается фитофторозом.

  • в Англии в 1533 году король Генрих VIII издал «конопляный указ», предписывающий в обязательном порядке каждому фермеру высеивать коноплю.

  • Ткань из конопли — единственная из натуральных не портится при контакте с соленой морской водой.

  • Иоганн Гутенберг отпечатал свою Библию на бумаге из конопли. 

  • Отец Франсуа Рабле был коноплеводом.

  • Вплоть до начала ХХ века уличные фонари в Москве заправлялись конопляным маслом.

  • Первый национальный флаг США и первые джинсы "Levi’s” были сделаны из конопли. А первые экземпляры Конституции США были отпечатаны на конопляной бумаге. 

  • Если посадить коноплю на загрязненной земле, то конопля высосет оттуда тяжелые металлы, причем ни цинк, ни свинец росту конопли не помешают..Этот способ рекультивации используют в Германии.

  •  17-миллиметровый гарпунный линь (трос) из пеньки выдерживал вес до 2800 кг и использовался при охоте на китов.

  • В 1930-е годы экстракт конопли входил в состав 40% лекарств. 


4.В среднерусской полосе в старое время и возле села, и на околице деревни распологались конопляники.( слайд 8 крестьянка на коноплянике) Как рассказала нам Татьяна Максимовна конопляники были на хуторе от дома Бабакова Александра Васильевича и до дома Ахременко Николая Михайловича и на огородах, что сейчас за домом Шкрыгунова Николая Михайловича и до Бабаковой Елены Ивановны.Они были подобны крепостным стенам, окружавшим древние города. Только в сельской местности вместо каменной стены стояла высоченная конопля. Ей на роду было написано быть домоседкой, соседкой человеческого жилья. Причин тому несколько. Во-первых, конопля требовала огромного количества удобрений, - на чем бы крестьянин возил навоз на дальнее поле? Во-вторых, конопля не любит ветра, ее волокно теряет в качестве из-за этого, - потому и был конопляник прикрыт сараем, гумном и вдобавок специальной оградой. В-третьих, чтобы сберечь зреющее семя от налетов птиц, конопляник надо было не терять из виду, сторожить: занимались обычно этим дряхлые старики, которым уже не хватило бы сил куда-то идти. И, наконец, уборка и обработка конопли требовала немало труда, - а возле дома проще было выкроить время на дело.

Но конопля славилась и необычайной отзывчивостью на труд. Так как она имеет женские и мужские особи, сырье из них предназначалось для самых разных крестьянских надобностей: трудно даже просто перечислить весь этот круг надобностей.


5. Посконь ( слайд 9) -волокно мужских растений, служила основой для более тонкой ровной ткани, из нее делали праздничную одежду, полотенца на все случаи: от свадеб до похорон , занавески, простыни, детские пеленки, одеяла, платки, портянки, скатерти и даже кружева! Фактически посконь выполняла ту же роль, что и лен, только пеньковые полотнища считались прочнее льняных, поэтому и возникло выражение « Русь посконная». Нет, не в том смысле посконная, что дремучая или «немытая Россия». Как раз в другом. Посконь та составляла честь и славу Российской Империи! И поэтому, когда мы выбирали название нашего проекта, остановились именно на этом « Русь посконная».

( слайд 10 с названием и пословицами)

Из матерки (она грубее) получалась пенька. Из нее ткали ткань для мешков , фартуков, попон для лошадей, сумок. На прядильнях в городах делали парусину.

И хотя лучшими, самыми прочными веревками считались посконные, немало видов подобных изделий вили из матерки. Это и нити для рыбацких сетей, Это и всевозможные веревки: от очень тонких (шпагат, бечевка) до самых мощных (вожжи, канаты).

Бросовые отходы обработки конопли – пакля – служили незаменимым средством для прокладки бревен в срубах, заделывания щелей в деревянных лодках и кораблях посолиднее. Само слово “конопатить” явно указывает на свое конопляное происхождение. Из тех же отходов крестьяне плели подстилки, дерюги, лапти. Из пакли можно было сделать фитиль для свечки, лампады или иного светильника. Зеленую коноплю использовали против клопов – она отпугивала насекомых своим запахом.

( рассказ сопровождается показом пеньки, пакли, веревок)

6.

Семя служило прекрасным кормом для птиц. Да и люди в голодный год считали его за лакомство: толкли, жарили, приберегали для детей. А получаемое из семени масло использовали в пищу, как приправу для самых разных блюд в постные дни (таковых было более чем достаточно). Считалось, что кто отведает конопляного масла, тому и мясо уже ни к чему: “Пальчики оближешь, чего уж веселей в пост!” (и действительно, по своей белковой ценности семя конопли не уступает мясу).Татьяна Максимовна рассказала нам еще про одно блюдо: конопляные семечки сушили в печке, а потом толкли в ступе и смешивали с толченой картошкой, получалась вкусная топтуха.

( слайд 11 с ложкой масла)Масло годилось и для лампад, светильников, и из него же делали высококачественное жидкое мыло, олифу, которая шла и на росписи икон. Масло крестьянин непременно припасал и как средство от хворей – можно было поставить компресс, растереться, смазать больное место. Маслом намазывали голову, чтобы избавиться от вшей, а ароматный конопляный жмых- макуха шел на откорм скоту, а в голодные годы спасал и людей.

Таким образом, у конопли не оказывалось абсолютно никаких отходов. Даже совсем никчемные остатки использовались на постилку в курятниках, их засыпали между стен для утепления, вывозили в огород для смягчения почвы. Костру сжигали, что бы получить щелок для отбеливания тех же холстов. И даже из листьев конопли, добавляя в квас, делали зеленую краску для тканей.( слайды 12,13 со словарем)

И мылились пеньковой мочалкой -вехоткой, и крест на груди держался на нитке из конопли. К этому надо добавить, что волокно конопли можно было продать не только обычному шибаю, но и скупщику с бумажной фабрики. Ведь изношенные паруса и канаты еще с незапамятной древности были сырьем для производства бумаги в Индии и на Ближнем Востоке. Да и вся Европа делала бумагу исключительно из льняного и пенькового сырья вплоть до середины 19 века, когда начали использовать на эти цели древесную целлюлозу.


Конопля и крестьянский мир были не разделимы. Не случайно писал из села Локоть в Орел в 1895 году местный исследователь крестьянской жизни по фамилии Гражданский:

“Крестьяне имеют по 560 квадратных саженей (сто две сотки) конопляника на ревизскую душу. Вся эта площадь вокруг села всегда засевается коноплею. Ею они живут: осенью платят подати и долги, собирают рекрутов, женят детей, весной, продавши пеньку, покупают хлеб на продовольствие, так как у 90 % хлеба не хватает до новины, а на остаток пьют водку”.

7. А ведь конопля, столь прижившаяся на русских полях и занимавшая здесь едва ли не половину мировых посевов, не была местной уроженкой. Родом она из центральной и западной Азии, впервые описана в Китае ок. 2800 г. до н. э. Упоминается она и Конфуцием, жившим в середине первого тысячелетия до нашей эры. Уже более тысячи лет древней японской песне: 
Пока не блеснет роса 
На молодых ростках конопли, 
Я не покину тебя...

Неизвестно, когда конопля появилась в наших землях, вероятно, занесена скифами не позднее V в. н. э

С появлением письменных источников мы начинаем встречать упоминание о конопле в княжих уставах 12 века, а еще … в сказках. К примеру, легендарный герой Киевской Руси Никита Кожемяка так готовился к битве с трехголовым змеем: “Взял от триста пудов пеньки, насмолил смолой да и обвертелся весь: такой броней окутался, что ни мечом просечь, ни змеиным зубом не перекусить”.

Одно из первых упоминаний о конопле в нашем крае – свидетельство Павла Алепского, который в 1654 году проезжал тут, и отмечал, что выращивают коноплю и на волокно, и на масло...

Любопытная история произошедшая в деревне Чертовичи под Брянском, описана в интереснейшей книге В.П.Алексеева “Брянские люди”, открывает нам в своем контексте кое-какие страницы “конопляного мира»( зачитать отрывок из книги)


В России конопля раньше была практически тем же, что сейчас нефть и газ .. Недаром ведь предприимчивый Петр I серьезно занялся конопляным бизнесом. Он ввел государственную монополию на экспорт пеньки и самолично проверял качество. Ведь она поставлялась за границу — в Англию, Голландию и прочие морские державы. Такелаж их флота на 90% состоял из русского пеньковолокна. Еще при жизни Петра Россия стала ведущим мировым экспортером пеньки, а в середине XVIII века экспорт составлял 37 тыс. тонн в год! Сто лет назад доходы от экспорта пеньки занимали второе место в казне Российской Империи.

Пенькопрядение в России широко распространяется с середины XVIII века: сначала кустарное, позже фабричное производство волокна. В начале XX века специалистов готовил Клинцовский пеньковый техникум.


Стадии обработки конопли (слайд 14)

1.Сев. 

Сеяли коноплю обычно между первыми числами мая и серединой июня, когда минует опасность утренних заморозков. Согласно народной примете лучший день для посева — 5 июня, в день Леонтия Конопляника: Коноплю в поле сей и на рябину гляди — коли цвет в круги, и конопли долги. Высевали коноплю вразброс, несмотря на то, что эта операция довольно трудная из-за лёгкости семян. Рядового посева избегали, так как при нем стебли конопли дают грубое волокно. При влажной и теплой погоде семена конопли прорастают на шестой — восьмой день. За всходами наблюдали обычно до тех пор, пока они не поднимутся вершка на 3—4. Конопляник для защиты от птиц и земляных блох покрывали соломой. Прополка для конопли обычно не требуется, так как она растёт очень быстро и  заглушает почти все сорные травы.
 Цветет конопля в июле-августе. Во время ненастья женщины приговаривали: “Господи, не бей наши поскони, а льны да конопли хоть все примни!”
 Конопля способна произрастать много лет подряд на одном и том же месте. Благодаря этой особенности, она в крестьянских хозяйствах редко входила в севооборот, а сеялась из года в год на отдельных участках, конопляниках.




2.Уборка.

осенью коноплю скашивали или вырывали руками. Наступление времени уборки определяли по признакам: пожелтение стебля, сильный запах и отлет пыльцы, при выборке стебли не рвутся. Коноплю делили на (посконь — мужское растение), так ее называли в народе, и «коноплю» (матёрка — женское растение). Сначала собирали посконь, а коноплю оставляли на семена. «Если поскони уродится больше, значит и больше будет полотна». Посконь ценился крестьянами за, что из его волокна холст (рядно) получался очень прочным. Подтверждение этому встречаем в статье энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона: «Как только цветение конопли окончилось, что бывает около конца июля, мужское растение — посконь — начинает засыхать, и тогда можно приступить к ее выдергиванию.

 Выбранная и связанная конопля ставилась корнями вниз, закрывалась сверху для защиты от птиц засохшими конопляными стеблями и оставлялась в поле для предварительной просушки на несколько дней. Затем приступали к отделению семян и молотьбе.( слайд16, где мужчина)


3.Замачивание и сушка.

Наиболее важная операция при обработке конопли - это мочка, от которой главным образом зависит качество волокна. В процессе мочки вода растворяет клееобразное вещество, соединяющее древесину и кору стебля с лубяной тканью, при этом древесина и кора становятся хрупкими и ломкими. ( слайд)
 Обычно стебель подвергался мочке в естественных водоемах или специально вырытых ямах, в нашей местности они назывались сажалками( от слова сажать). Во время мочки лубяные волокна освобождались от древесины и коры, становились мягкими и эластичными. Снопы конопли перед мочкой связывали в плоты и погружали в водоем при помощи груза (бревна, камней, бочек или колод с водой). При теплой погоде мочка заканчивалась за 12–15 дней, при холодной —за 20–30 дней. Вымоченные снопы просушивали на воздухе и в специальных сушилках, Надежда Федоровна рассказала, что сушили даже в банях, после чего их мяли, трепали и получали пеньковое волокно. Временем начала мочки конопли, сушки и мятия конопли и льна обычно было 1 сентября по старому стилю, именно эта дата, когда в допетровскую пору начинался отсчет нового года, когда заканчивались все торговые и хозяйственные сделки. Мочка конопли означала для крестьянина начало нового сезона. Признаки окончания мочки были следующие: рубашка отстает от стебля, пенька опускается на дно, и когда вытаскивают сноп, вода, сбегая с него, поет соловьем, на поверхности воды появляются похожие на масло брызги.

4. Мятье и трепание. Суть процесса мягчения (или мятья) заключалась в том, чтобы отделить волокно от костры и коры. Вплоть до начала XX века для мягчения использовались ручные мялки. Она состояла из двух параллельных друг другу досок или бревна с углублением, с расположенной посередине палкой, на ней отбивали сухое волокно от шелухи. Мы нашли в интернете фрагмент, демонстрирующий эту операцию.( показ видео)
 В процессе трепания волокна разделялись на мелкие клочки и пучки, одновременно очищаясь от примесей. Трепание конопляной тресты (так называлась вымоченная конопляная солома) производилось непосредственно после мягчения путем отбивки висящего пучка стеблей тупым плоским предметом, при этом костра (одревесневшие части стеблей) отслаивалась от волокон и осыпалась из пучка. Пучок зажимали или захватывали с одного конца и били трепалом посередине пучка то с одной, то с другой стороны; удары наносились частые и сильные; после каждого удара трепало должно было мягко соскальзывать по пучку вниз, вытряхивая выбитую костру. При таком способе  трепания в пучке сохранялось параллельное расположение волокон, важное для дальнейшей обработки материала.( рассказ Р.Д.)
5.Чесание  Следующей операцией было чесание конопли на неподвижно закрепленных гребнях, при котором волокна разъединялись, распутывались, разделялись  на более тонкие и короткие волокна. Чесали коноплю, разумеется, тоже вручную. В нашей местности для этого использовали гребень и гребенку. ( демонстрируем эти предметы ). Полученное волокно, называли мычка ( демонстрируем)

Трепаная пенька идет на изготовление тканевой пряжи и пряжи более грубой, из которой делаются бечева, канаты и веревки

Конопляное волокно — одно из наиболее крепких и выносливых, среди остальных растительных волокон, применяемых для изготовления канатно-веревочной продукции. Волокна конопли отличаются особой прочностью и стойкостью к солёной воде, в результате чего нашли применение в морском деле. Канаты и верёвки из пеньки до сих пор используются, так как практически не изнашиваются от контакта с морской солью.



Технология изготовления полотна из поскони

1. Прядение

полученное волокно, которое называли  мычка скручивали в куделю и  пряли, скручивая волокно в нить, оставшийся вал (грубое волокно) затем смешивали с шерстью и ткали зимнюю одежду. «всю зиму пряли, пыль стояла, как на фабрике». Существовало два способа прядения: на веретено и на самопрядке.

Конопля в значительной степени считалась “женской” культурой. Чуть ли не первейшей заботой мужа было то, чтобы жена без рукоделия не осталась ни на час. Искусная пряха могла за день навить на веретено более 200 метров нити. В ходе исследования мы добыли еще один экспонат для нашего музея, самопрялку подарила нам Фролова Екатерина Федоровна. И она же нам любезно согласилась продемонстрировать нам свое искусство.


2.Тканье.

Наступал самый ответственный и таинственный процесс—тканье. Для изготовления ткани применялся сложный по устройству станок, который называли также кросны. Он как настоящая машина состоит из множества деталей и механизмов, диву даешься как это можно было все придумать, устроить и как наши прабабушки со всем этим справлялись. В нашем музее имеется такой уникальный экспонат. Чуть погодя вы сможете его увидеть воочию, а пока посмотрите на слайде. Ни одна из посещенных нами женщин сама не сидела за кроснами, но они помогали либо матери, либо старшим сестрам выполнять подсобные работы. Мы попросили рассказать об этом Бадусеву Р.Д.

Ткали обычно осенью с 18 октября, а потом, накануне весны, на протяжении шести недель после масленицы, к пасхе ткать заканчивали, избу убирали, а кросны разбирали и выносили куда-нибудь в сарай до нового сезона. Первые два метра полотна отрезали, ими в случае смерти застилали гроб внутри.

Был еще такой обычай: класть младенца после крещения на полутораметровый кусок холста, который становился своеобразным талисманом. По-разному использовали эту ткань. В одних деревнях было принято сшить из нее одежду для ребенка – и надо было непременно износить ее до дыр. В других селениях, когда ребенок вырастал, ткань использовали ему на свадебные рушники. В третьих – для девушки шили из сохраненного холста наволочку (что бы ей хорошо жилось замужем), для парня – сумку и онучи (что бы после службы в армии вернулся домой).

Многие женщины в деревне были настоящими мастерицами-искусницами, для нас стали настоящим чудом те изделия с разнообразными узорами, которые вытыкали они на станке. Часть этих изделий женщины передали нам безвозвратно в дар нашему школьному музею.

3. Мы узнали, что конопляный холст обладает исключительными свойствами:

Гипоаллергенность достигается благодаря отсутствию в растительном сырье токсичных химикатов, используемых для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями культурных растений. Там, где растет конопля, деревья и кустарники не заражаются инфекциями, и не обнаруживаются насекомые-вредители.

Гигиеничность: натуральная ткань не создает «парникового» эффекта на поверхности тела под одеждой, что позволяет коже свободно дышать. Ткань из конопли исключает перегрев тела в жаркую погоду и переохлаждение в холодное время года.

Защита становится результатом барьерных свойств конопли, как лекарственного растения. Ткань защищает кожу от вредных воздействий внешней среды (солей тяжелых металлов, неблагоприятного сочетания температуры и влажности, повреждающего эффекта избыточного ультрафиолетового облучения).

Комфорт и мягкость , которые благотворно влияет на работу тела в течение дня, отсутствие раздражения на коже и общий тонизирующий эффект. Одежда никогда не электризуется.

Стойкость материала поддерживается особой структурой волокон конопли, из которых производится ткань: материал устойчив к внешним воздействиям, не деформируется и не портится при стирке. Модели одежды не теряют форму в процессе носки, они лишь становится мягче и удобней. Ткань, получаемую из конопли, использовали в мореходстве, так как это единственная ткань из натурального сырья, не портящаяся при контакте с морской водой.

Практичность ткань не требует специального ухода, а изнашиваемость одежды, сделанной из этого материала в несколько раз превосходит своих основных конкурентов. Ткань из конопли не только очень плотна, но и не поддается растягиванию, сохраняя свои формы и пропорции.

  Врачами было обращено внимание на положительное психофизическое воздействие этой одежды, что связано с благотворным влиянием на состояние нервной системы посредством контакта желез внешней секреции с тканью.

4.Процесс отбеливания и стирки полотна.

После того, как полотно было окончательно готово, приступали к процессу отбеливания и стирки ткани.

Готовое полотно выбеливали следующим образом: ставили деревянные бочки без дна или выдолбленную колоду, их называли жлукто, на низ стелили солому и складывали сотканное полотно, прикрыв его тряпкой. Сверху насыпали золу из соломы или полыни, заливали горячей водой или щелоком несколько раз. Щелок –это настоянный и процеженный настой золы. Выбеливали полотно еще на солнце: вымачивали самотканку в реке и расстилали на берегу, на траве. При полоскании выбеленную ткань отбивали праником, для того, чтобы она стала мягче, а дома уже проглаживали качулкой. Одежду полоскали в реке и сушили на траве, веревки для сушки белья не использовали.

Из конопляной ткани шили практически всю одежду, начиная от каждодневной и заканчивая праздничной; с неё же делали рушники, покрывала, онучи (портянки) и т.д.

Шили одежду вручную, украшали вышивкой. Вышивали «крестиком», «гладью», но больше «крестиком», потому что уходило меньше ниток. Вышивали, конечно, праздничную одежду. Кроме вышивки ткали уже из крашенных цветных нитей Для окрашивания ткани использовали кору черемухи или ольхи, позже краски стали покупать.


IV. В заключение нашего рассказа мы хотели бы прочитать выдержки из стихотворений, которые поэтизируют тему нашего проекта «Русь посконная»

 Сеял рожь мужик в портах посконных,
А Андрей Рублёв писал иконы,
Русичи с глазами голубыми
На зверьё с рогатиной ходили,
Плошка тлела в слюдяном оконце,
Девки шли холсты белить на солнце,
Пели гусли вещего Баяна
Славу прошлых битв, и Русь стояла,

А посконь под солнцем подрастала…


В свадебном платье черемуха-скромница

Мед мая месяца пьет, захмелев.

Где-то в тиши зазвучит, будто вспомнится

Смутно знакомый летящий напев.

И пронесет через дали бездонные

В песне свою невесомую грусть

Эта матерая, эта посконная,

Эта восточно-славянская Русь…


Ах Русь моя сермяжная,
Святая простота!
До ярости отважная
Творила чудеса.


Ломала силу силою
И рвала на куски, 
За землю свою милую, 
До гробовой доски.


Ах Русь моя посконная, 
Где клин куда не кинь.
Шальная, беззаконная, 
Меня ты не покинь.



Пока лежат посконные холсты,

Пока лицом к России, а не боком,

Она всегда добра, мы с ней на ты,

Мы под её премудро-синим оком.

Но жизнь меняет день, меняет час,

Условия диктуя и законы,

Россия вновь от бед спасает нас,

Читая христианские каноны.


Заключение.
-работая над этим проектом мы открыли для себя новую правду о конопле и теперь уже не будем воспринимать это слово с ухмылкой;

- мы узнали, что выращивание конопли и ее переработка были очень трудоемким процессом, а значит, наши предки были очень работящими людьми;

-особое восхищение, конечно же, вызывают женщины, которые имея много детей, хозяйство создавали не просто ткани, одежду, а настоящие шедевры;

-мы думаем, что благодаря конопле была лучше экология, а люди используя натуральное, без химикатов сырье, дольше жили;

-Мы смогли пополнить фонды музея новыми экспонатами;



















Информационные ресурсы

Алексеев В.П. “Брянские люди”, издательство Товарищество «Придесенье», 1993.

Кедрин Д. «Дума о России»

Коваленко Г.»Русь»

Кондратенко А. «Золотой век конопли», Орел, 1984.

Лепиков Ю. «Стихи о Пикалеве»

Подлузский В. «Тарас и Прасковья»
https://www.livelib.ru/book/1001673568-taras-i-praskovya-vladimir-podluzskij

http://www.microarticles.ru/article/vse-o-konople.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Конопля

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6883

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1102734

http://rushemp.org/ru/article/konoplya-rossii-istoricheskaya-spravka

http://www.liveinternet.ru/users/5191019/post359556574/

http://www. /brokgauz





10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Учебный исследовательский проект

Автор: Зайцева Татьяна Федоровна

Дата: 21.03.2023

Номер свидетельства: 628063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Учебно – исследовательских проект " Легенды о цветах" "
    ["seo_title"] => string(60) "uchiebno-issliedovatiel-skikh-proiekt-lieghiendy-o-tsvietakh"
    ["file_id"] => string(6) "240008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444915978"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Учебно-исследовательский проект «Магнитные бури: мифы и реальность» "
    ["seo_title"] => string(71) "uchiebno-issliedovatiel-skii-proiekt-maghnitnyie-buri-mify-i-rieal-nost"
    ["file_id"] => string(6) "106596"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403035832"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качество водопроводной воды в условиях школьной лаборатории на острове Русский "
    ["seo_title"] => string(146) "uchiebno-issliedovatiel-skii-proiekt-po-tiemie-issliedovaniie-kachiestvo-vodoprovodnoi-vody-v-usloviiakh-shkol-noi-laboratorii-na-ostrovie-russkii"
    ["file_id"] => string(6) "125861"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415083542"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Учебно-исследовательский проект "Водопотребление  г. Касимова Рязанской области и рациональное использование питьевой воды "
    ["seo_title"] => string(133) "uchiebno-issliedovatiel-skii-proiekt-vodopotrieblieniie-gh-kasimova-riazanskoi-oblasti-i-ratsional-noie-ispol-zovaniie-pit-ievoi-vody"
    ["file_id"] => string(6) "144893"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418815797"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Учебно-исследовательский проект "Радуга" 1 класс."
    ["seo_title"] => string(52) "uchiebno-issliedovatiel-skii-proiekt-radugha-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "254103"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447695838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства