Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качество водопроводной воды в условиях школьной лаборатории на острове Русский
Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качество водопроводной воды в условиях школьной лаборатории на острове Русский
Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории"
Уч-ся 9 кл Живаева В,Попова Ю
Чумакова Н.Г учитель химии
Введение
Вода "из-под крана" используется нами повсеместно. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, нефтепродуктов и солей тяжелых металлов - это катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект: к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии - кишечные палочки, патогенные микроорганизмы, холерный вибрион и т.д. Поэтому актуальность данной проблемы очень высока.
Объект исследования
Объектом исследования является обычная водопроводная вода, взятая из централизованного источника водоснабжения МБОУ СОШ №20, которая не подвергалась никакой предварительной обработке и фильтрации, чтобы была возможность составить объективную картину состояния воды, используемой в быту.
Гипотеза
Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.
Цель исследования
В соответствие с гипотезой, целью исследования является проверить, удовлетворяет ли водопроводная вода некоторым требованиям ГОСТа.
Обзор литературы
Был проведен обзор литературы по изучению влияния качества питьевой воды на здоровье, нормативов качества питьевой воды и образования мутагенов в результате хлорирования воды.
Методика "СОСТАВ И КАЧЕСТВО ВОДЫ"
Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л, поэтому от её качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах, делают её то сладковатой, то солёной, а то и горькой. Существует 5-балльная шкала оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды. При сомнении в качестве питьевой воды для очистки её от примесей следует использовать специальные фильтры.
Метод физического изучения воды включает:
Исследование прозрачности воды
Определение в воде взвешенных частиц
Запах
Вкус.
Данные показатели определяются по специальным методикам, описанным в различных источниках литературы (например, С.В.Дружинин "Исследование воды и водоемов в условиях школы", 2008).
Метод химического анализа включает определение:
Ионов в воде с помощью качественных реакций
Определение ионов
Большинство известных элементов, входящих в состав вод в сравнительно больших количествах, существуют в виде ионов. Для доказательства наличия этих ионов в воде использовалась методика качественного химического полумикроанализа. Качественный анализ пробы воды проводился на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), кальция, свинца, меди; анионов брома, йода, хлора, сульфата.
Результаты см. в таблице №1.
Сравнительный анализ данных, полученных в ходе исследования.
Он приведен в таблице "Соответствие физико-химических показателей пробы воды требованиям ГОСТ".
Параметр
Единица измерения
Полученное значение
Предельно допустимая норма по ГОСТу 2874-82
Прозрачность воды
5-балльная шкала
1
1.5
Присутствие взвешенных частиц
1
2
Вкус воды
1
2
Запах воды при t=20oC
Запах воды при t=60oC
Выводы.
В ходе проведенного исследования было установлено:
Показатель мутности оптимален
Каких-либо взвешенных частиц в воде не обнаружено
Проба воды не обладала привкусом и запахом
Качественный анализ пробы воды дал отрицательный результат на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), свинца, меди; анионов, брома, йода; сульфатов
Были обнаружены катионы кальция (незначительное выпадение гипсового осадка) и анионы хлора (незначительное выпадение белого творожистого осадка хлорида серебра)
Причиной слабо кислой среды, вероятнее всего, является, установленное выше, наличие в воде ионов хлора
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проба воды, взятая из централизованного источника водоснабжения МБОУ СОШ №20, соответствует требованиям ГОСТ согласно тем критериям, по которым проводилось исследование, а, значит, наша гипотеза подтвердилась.
Рекомендации.
продолжать мониторинговые исследования качества питьевой воды из разных источников;
провести сравнительный анализ полученных результатов;
исследовать пробы воды по методикам количественного анализа;
продолжать исследование в условиях лабораторий, обеспеченных соответствующим оборудованием и реактивами.
Список литературы.
Боголюбов А.С. Экосистема. - М., 2001.
Газета "Биология". Издательский дом "Первое сентября". №23, 2008
Попова Т.А. Экология в школе. - М., 2005. - 64 с.
Сайт: www-chemistry.univer.kharkov.ua. Раздел: файлы, лекция 5 по экологи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качество водопроводной воды в условиях школьной лаборатории на острове Русский »
Учебно-исследовательский проект по теме "Исследование качества водопроводной воды в условиях школьной лаборатории На Подножье острове Русский
Автор Чумакова Наталья Геннадьевна учитель химии и биологии МБОУ «СОШ №20 г.Владивостока»
Введение
Вода "из-под крана" используется нами повсеместно. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, нефтепродуктов и солей тяжелых металлов - это катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект: к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии - кишечные палочки, патогенные микроорганизмы, холерный вибрион и т.д. Поэтому актуальность данной проблемы очень высока.
Объект исследования
Объектом исследования является обычная водопроводная вода, взятая из централизованного источника водоснабжения МБОУ СОШ №20, которая не подвергалась никакой предварительной обработке и фильтрации, чтобы была возможность составить объективную картину состояния воды, используемой в быту.
Гипотеза
Если вода почти прозрачна, не имеет достаточно выраженных вкуса и запаха, а также если содержание хлора, водородный показатель и жесткость воды удовлетворяют ПДК, то вода централизованного источника водоснабжения пригодна к применению.
Цель исследования
В соответствие с гипотезой, целью исследования является проверить, удовлетворяет ли водопроводная вода некоторым требованиям ГОСТа.
Обзор литературы
Был проведен обзор литературы по изучению влияния качества питьевой воды на здоровье, нормативов качества питьевой воды и образования мутагенов в результате хлорирования воды.
Методика "СОСТАВ И КАЧЕСТВО ВОДЫ"
Суточный обмен воды в организме человека составляет 2,5 л, поэтому от её качества сильно зависит состояние человека, его здоровье и работоспособность. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах, делают её то сладковатой, то солёной, а то и горькой. Существует 5-балльная шкала оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды. При сомнении в качестве питьевой воды для очистки её от примесей следует использовать специальные фильтры.
Метод физического изучения воды включает:
Исследование прозрачности воды
Определение в воде взвешенных частиц
Запах
Вкус.
Данные показатели определяются по специальным методикам, описанным в различных источниках литературы (например, С.В.Дружинин "Исследование воды и водоемов в условиях школы", 2008).
Метод химического анализа включает определение:
Ионов в воде с помощью качественных реакций
Определение ионов
Большинство известных элементов, входящих в состав вод в сравнительно больших количествах, существуют в виде ионов. Для доказательства наличия этих ионов в воде использовалась методика качественного химического полумикроанализа. Качественный анализ пробы воды проводился на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), кальция, свинца, меди; анионов брома, йода, хлора, сульфата.
Результаты см. в таблице №1.
Сравнительный анализ данных, полученных в ходе исследования.
Он приведен в таблице "Соответствие физико-химических показателей пробы воды требованиям ГОСТ".
Параметр
Единица измерения
Полученное значение
Предельно допустимая норма по ГОСТу 2874-82
Прозрачность воды
5-балльная шкала
1
1.5
Присутствие взвешенных частиц
1
2
Вкус воды
1
2
Запах воды при t=20oC Запах воды при t=60oC
1
1
2
2
Выводы.
В ходе проведенного исследования было установлено:
Показатель мутности оптимален
Каких-либо взвешенных частиц в воде не обнаружено
Проба воды не обладала привкусом и запахом
Качественный анализ пробы воды дал отрицательный результат на наличие в воде: катионов магния, железа(II,III), свинца, меди; анионов, брома, йода; сульфатов
Были обнаружены катионы кальция (незначительное выпадение гипсового осадка) и анионы хлора (незначительное выпадение белого творожистого осадка хлорида серебра)
Причиной слабо кислой среды, вероятнее всего, является, установленное выше, наличие в воде ионов хлора
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проба воды, взятая из централизованного источника водоснабжения МБОУ СОШ №20, соответствует требованиям ГОСТ согласно тем критериям, по которым проводилось исследование, а, значит, наша гипотеза подтвердилась.
Рекомендации.
продолжать мониторинговые исследования качества питьевой воды из разных источников;
провести сравнительный анализ полученных результатов;
исследовать пробы воды по методикам количественного анализа;
продолжать исследование в условиях лабораторий, обеспеченных соответствующим оборудованием и реактивами.
Список литературы.
Боголюбов А.С. Экосистема. - М., 2001.
Газета "Биология". Издательский дом "Первое сентября". №23, 2008
Попова Т.А. Экология в школе. - М., 2005. - 64 с.
Сайт: www-chemistry.univer.kharkov.ua. Раздел: файлы, лекция 5 по экологи