Учебно – исследовательских проект " Легенды о цветах"
Учебно – исследовательских проект " Легенды о цветах"
Учебно - исследовательский проект "Легенды о цветах"
Аннотация.
Данная исследовательская работа посвящена легендам и мифам о цветковых растениях нашей местности. Дан ответы на вопросы «Что такое цветок?", «Цветы в литературе», описаны легенды и мифы некоторых цветов. Определены цель, задачи, актуальность, гипотеза данной работы.
Цель: Через изучение информационных источников о флоре Краснодарского края, изучение литературы, узнать о легендах и мифах цветковых растений, которые растут в нашей местности.
Задачи:
1. Собрать из разных источников информацию о цветковых растениях, растущих в Краснодарском крае;
2. Изучить научные и научно-популярные статьи, литературу.
3. Собрать материал о легендах и мифах цветковых растений.
4. Рассказать о результатах исследования ученикам нашей школы.
Гипотеза: Если собрать легенды и мифы о цветах и рассказать, то жизнь этих прекрасных творений природы станет безопасней и люди глубже осознают ценность и красоту цветковых растений родного края.
Методы и формы: Получение информации из печатных источников, глобальной сети Интернет, анализ и обобщение полученных данных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебно – исследовательских проект " Легенды о цветах" »
Муниципальный конкурс учебно – исследовательских проектов школьников
«Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани
Легенды о цветах
Работу выполнила:
Михулина Алина Алексеевна,
ученица 2 «Г» класса,
МБОУ лицей им. дважды
Героя Социалистического Труда
В.Ф.Резникова
Каневской район, ст. Каневская
Краснодарского края
Научный руководитель:
Кузнецова Татьяна Викторовна
ст. Каневская 2014 г.
Легенды о цветах
Михулина Алина Алексеевна
Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская МБОУ лицей им. дважды
Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова, 2 «Г» класс
Аннотация.
Данная исследовательская работа посвящена легендам и мифам о цветковых растениях нашей местности. Дан ответы на вопросы «Что такое цветок?", «Цветы в литературе», описаны легенды и мифы некоторых цветов. Определены цель, задачи, актуальность, гипотеза данной работы.
Цель: Через изучение информационных источников о флоре Краснодарского края, изучение литературы, узнать о легендах и мифах цветковых растений, которые растут в нашей местности.
Задачи:
1. Собрать из разных источников информацию о цветковых растениях, растущих в Краснодарском крае;
2. Изучить научные и научно-популярные статьи, литературу.
3. Собрать материал о легендах и мифах цветковых растений.
4. Рассказать о результатах исследования ученикам нашей школы.
Гипотеза: Если собрать легенды и мифы о цветах и рассказать , то жизнь этих прекрасных творений природы станет безопасней и люди глубже осознают ценность и красоту цветковых растений родного края.
Методы и формы: Получение информации из печатных источников, глобальной сети Интернет, анализ и обобщение полученных данных.
Оглавление.
Введение 6
Основная часть. 7
Глава I
1.1. Что такое цветок? 7
1.2. Цветы в литературе. 8
2.1. Легенды и мифы о цветах 9-12
Заключение 12
Список использованных источников 14
Легенды о цветах
Михулина Алина Алексеевна
Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская МБОУ лицей им. дважды
Героя Социалистического Труда В.Ф.Резникова, 2 «Г» класс
Введение
"Сказка - ложь, да в ней намек”, - говорит народ.
"Знаете ли вы, как растет трава? Много раз слышала я от стариков, рассказывающих бывальщины, что стоит припасть ухом к земле - и услышишь, как поднимается и шелестит, и скрипит, и стонет, набирает сил крохотный росток. Если крепко спишь на зорьке, то этого не увидишь, не услышишь. Человеку трудно дается привычка вставать с солнцем. Но коль уж воспитал он в себе эту привычку, то будет вместе с зеленью, вместе с цветами радоваться утреннему пробуждению природы, и любой цветок, даже самый крохотный и самый неказистый, что поднялся у него на глазах, станет ему близок и дорог, он не сорвет его бездумно, чтобы тут же затоптать в пыли… Потому что сам будет причастен к великому таинству волшебницы Флоры."
Цель: Через изучение информационных источников о флоре, изучение литературы,
узнать о легендах и мифах цветковых растений, которые растут в нашей местности.
Задачи: Собрать из разных источников информацию о цветковых растениях, растущих в Краснодарском крае;
Изучить научные и научно-популярные статьи, литературу.
Собрать материал о легендах и мифах цветковых растений.
Рассказать о результатах исследования ученикам нашей школы.
Основная часть.
Глава I
1.1. Что такое цветок?
Что такое цветок? В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова даются три значения данного слова:
Орган размножения растений с венчиком из лепестков вокруг пестика и тычинок.
Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, часто ароматную, распускающуюся из бутона головку или соцветие.
Яркая, часто ароматная головка или соцветие на стебле такого растения.
Из Википедии, многоязычной общедоступной свободно распространяемой энциклопедии, публикуемой в Интернете, мы узнали, что цветок (множ. цветки, лат. flos) - орган семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.
Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор, гамет и полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами. Исключительная роль цветка связана с тем, что в нём полностью совмещены все процессы бесполого и полового размножения.
Цветок поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам. Самые мелкие цветки растений семейства Рясковые имеют в диаметре всего около 1мм, в тоже время как самый крупный цветок у раффлезии Арнольда семейства Раффлезиевые, обитающей в тропических лесах на острове Суматра (Индонезия), достигает 91см и имеет массу около 11кг.
Итак, мы выяснили, что такое цветок, но разве можно говорить о столь уникальном, чудесном творении природы сухим научным языком? Конечно, нет! Ведь цветы - это кусочек природы, окружающего нас мира, цветы - это радость, цветы - это повод улыбнуться, повод задуматься о прекрасном.
1.2. Цветы в литературе.
Любовь к цветам зародилась еще в древности. Многим цветам приписывали божественное происхождение и о них слагали легенды, предания.
Цветы играли важную роль в жизни всех народов, начиная с глубокой древности. Они сопровождали войны и пиршества, торжественные погребальные процессии, служили для украшения алтарей и жертвоприношений, играли роль целительных трав, охраняли домашний очаг и животных, радовали глаз и душу.
С раннего детства мы начинаем знакомиться с устными и авторскими литературными произведениями. Самыми любимыми для нас, детей, являются бесспорно сказки. И в них как в авторских, так и народных мы часто встречаемся с цветами, которые обладают волшебными силами. Например, из произведения Валентина Катаева мы узнаём о цветике-семицветике, который выполняет 7 желаний девочки Жени. «Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик и говорит: - Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растёт у меня в садике один цветок, называется «цветик-семицветик», он всё может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе дарю цветик-семицветик, он всё устроит».
В сказке Аксакова С.Т. мы знакомимся с аленьким цветочком «красоты не виданной не писанной. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и ноги, и руки у купца, и взговорил он голосом радостным: «Вот аленький цветочек, которого нет краше на белом свете»».
В произведениях Г.Х. Андерсена из цветка появляется Дюймовочка «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан»; Герда, ищущая своего названого брата Кая, потеряла счёт времени в волшебном саду доброй старушки, а в сказке «Свинопас» нам встречается роза, которая никогда не вяла и издавала благоухающий аромат.
В школе при изучении предмета «Мы и окружающий мир» по учебнику Н.Я.Дмитриевой в 3 классе мы будем познакомиться с растительным миром. Дополнительным материалом послужило изучение растительности родного края. Особенно заинтересовало легенды и мифы о цветах, что и послужило провести данное исследование.
2.1. Легенды и мифы о цветах
Мы приглашаем вас в удивительное и душистое странствие - «Страну цветов». Цветы с их историей, иерархией, бесконечным разнообразием живут своей сложной, порой неведомой нам жизнью, в особом мире, где почти все, как у нас. Каждый цветок имеет свой смысл, свой язык, своё происхождение, свою судьбу.(Приложение 1)
Подснежник
Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.(Приложение 2)
Крокусы
Существует греческий миф, описывающий появление этих цветов : "Был у бога Меркурия друг по имени Крокус. Однажды, метая диск, Меркурий случайно попал диском в друга и убил его. Из земли, обагренной кровью, вырос цветок крокуса". (Приложение 3)
Медуница
Древняя славянская легенда гласит: "…Если отопьешь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым и добрым, а помыслы – чистыми..." (Приложение 4)
Мать и мачеха
Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем временем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала, была девочка уже бездыханная. Бросилась она на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.(Приложение 5)
Незабудки
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:
- Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!
Оглянулась Флора - никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился. И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.
- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой - ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.(Приложение 6)
Нарциссы
Прекрасный юноша отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. (Приложение 7)
Тюльпаны
Легенда о тюльпане гласит, что именно в
его бутоне было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.( Приложение 8)
Сон - трава
У всех цветов есть мать, только у сон-травы злая мачеха. Именно эта злая мачеха и выгоняет ежегодно бедный цветок весной из земли ранее, чем покажутся другие цветочки .(Приложение 9)
Ландыши
Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны опечаленной тем, что юноша Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.(Приложение10)
Гиацинты
Однажды у берегов Голландии затонул в шторм генуэзский корабль. Обломки его прибило к берегу. А спустя несколько недель дети, игравшие на песчаной отмели, заметили почти у самой кромки прибоя невиданный прежде цветок: листья его были похожи на листья тюльпана, а стебель был сплошь усажен множеством красивых цветочков, похожих на маленькие лилии. Цветы необычно пахли, и никто не мог объяснить, откуда здесь появилось такое диковинное чудо.(Приложение 11)
Заключение.
Люди культивировали цветы с незапамятных времен, цветы были спутниками человека в радости и печали, постепенно превращаясь в потребность и необходимость нашей жизни. Но особую радость человеку цветы доставляют тогда, когда он украшает природу-матушку, является народным целителем.
В прошлом году мы с классом вырастили цветы и оформили клумбы перед зданием школы. Это было очень интересное занятие. Мы научились не только выращивать цветы, мы узнавали легенды и мифы о цветах.
В заключении мы смело можем сказать, что в своей работе мы достигли поставленной цели.
Ценность данной работы заключается в том, что:
мы узнали много интересного о цветах: их строение, легенды и мифы о них;
познакомились с растительным миром родного края;
также для расширения кругозора данный материал может послужить и учащимся начальных классов;
Разрешите предложить вашему вниманию сборник «Легенды о цветах», который мы создали в ходе своего исследования.
Спасибо за внимание.
Список использованных источников:
http://www.evropa.org.ua/country/england/1_6.htm
http://www.kvadrat-art.ru/?t=9&s=36
http://www.slovopedia.com/14/192/1010093.html
http://www.tarot.my1.ru/blog/1-0-15
Аксаков С.Т. Аленький цветочек. – М.: «Детская литература», 1985.
Катаев В.. Цветик-семицветик. – М.: «Детская литература», 1980.
Мифы Древней Греции/Пересказ Г. Петникова. – М.: «Эксмо-Пресс», 2002.
Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю./Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «Азбуковник», 1999.
Золотницкий Ф.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М. 1991.