Творческий проект «традиции и обряды казахского народа»
Творческий проект «традиции и обряды казахского народа»
Педагогические задачи, которые помогает решить работа над данным проектом, состоят, прежде всего, в том, чтобы повысить информированность и компетентность школьников в области особенностей национальной культуры народов, населяющих Россию и вызвать интерес к изучению культурного наследия народов, проживающих на территории РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Руководители: Мешкова Ольга Николаевна, Высоцкая Ирина Валерьевна
Паспорт проекта
Актуальность
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Важность темы «Традиции и обряды русского народа»очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» (Н. М. Карамзин).
Осознание актуальности такого подхода к решению этих проблем привело к созданию творческого проекта «Традиции и обряды казахского народа».
Цель: воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности, толерантности, любви к родной стране, культуре своего народа; выявление учащихся, одаренных в области научного и народного творчества,
Задачи: - повысить информированность и компетентность школьников в области особенностей национальной культуры народов, населяющих Россию;
- вызвать интерес у школьников к изучению культурного наследия народов, проживающих на территории РФ;
- акцентировать практическую направленность конкурсной работы для пропаганды идей ненасилия, справедливости и толерантности в духе прав человека.
Вид проекта:
- по доминирующей деятельности: творческий, исследовательский;
- по предметно-содержательной области: культурологический;
- по широте охвата содержания: внепредметный;
- по количеству участников: групповой;
- по продолжительности: долгосрочный;
- по характеру контактов между участниками: внутришкольный.
Методы, использованные в работе над проектом: наблюдение, экскурсия, анкетирование, опросы, изучение литературы
Форма представления проекта: выставка, коллекция, реферат,
мультимедийный продукт, творческая постановка
Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, словари, справочники, энциклопедии, сеть Интернет
Режим работы: внеурочный, в рамках программы внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе»
Ожидаемые результаты при реализации проекта:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;
- закрепление навыков социокультурной адаптации и позитивной самооценки своей творческой деятельности, приобретённой в работе над предыдущими проектами;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, учителями при решении различных творческих задач;
- развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, уважительного отношения к историко-культурным традициям своего и других народов.
Критерии успеха работы над проектом:
Достижение конечного результата, цели.
Создание активной команды единомышленников, способной продолжить работу в будущем.
Использование результатов другими коллективами.
Широкое распространение информации о проекте.
Получение удовлетворения от коллективной и индивидуальной деятельности.
Характеристика деятельности:
- размышление участниками проекта об истоках возникновения народного творчества, традициях и праздниках, различных видах духовно-творческой деятельности народа в быту и искусстве;
- проявление эмоциональной открытости, отзывчивости и личностного отношения к поставленным задачам;
- различение (сравнение) настроения, чувства и характера в художественных произведениях народного творчества;
- обсуждение возможных вариантов и приёмов постановок спектаклей, выступлений;
- исполнение, инсценировка, импровизация в процессе коммуникативной творческой деятельности.
Возраст участников проекта: 8 – 9 лет
Обеспечение:
Используемая литература и другие источники:
Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). - Учебное пособие. Алматы,2003.
Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XVI века Алма-Ата: Наука, 1985. Мамраева А.К., Акылбаева И.М. История Казахстана. Электронный конспект лекций. Астана,2006. Байчурин А.К., Топорков А.Л. “У истоков этикета”. - Л.: 1990г
Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.-А.1992. Кан Г.В. История Казахстана., Алматы,2005.
Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи. - Алма-Ата: Гылым, 1991.
выступление на конференции «Культура и традиции народов России».
План проведения проекта Подготовительный этап
Выбор темы.
Определение цели проекта.
Подбор участников проекта.
Определение участниками своих интересов по теме проекта.
Постановка целей, задач исследования, выдвижение гипотез.
Основной этап
Поиск материала по теме исследования.
Обработка материала в соответствии с поставленными целями и задачами.
Участие в конкурсе художественного и декоративно-прикладного творчества «Сотворение». Подготовка объемных творческих работ в виде набора кухонной утвари, отражающих традиционные национальные формы и орнаменты казахов. (Декабрь 2015).
Подготовка учащимися презентаций по учебным вопросам проекта.
Выбор материала для представления на литературно-музыкальном конкурсе «Народы России».
Заключительный этап
Представление результатов творческой работы с использованием презентаций на конкурсе «Народы России» (март 2016).
Подведение итогов проекта.
Рефлексия по итогам собственной деятельности и полученных результатов.
Осуществление плана действий
Подготовительный этап
Выбор темы и определение цели проекта
Выбор темы и определение цели проектной работы «Традиции и обряды русского народа» обусловлены темой и целями научно-практической конференции «Культура и традиции народов России», а также темой работы команды «Весёлые лучики» в 2015-2016 учебном году в рамках городской программы воспитания и дополнительного образования «Учимся жить вместе».
Подбор участников проекта
В работе над проектом принимали участие члены команды «Весёлые лучики» - учащиеся 3 «Б» и 4 «А» классов МАОУ СОШ № 53 Г. Томска.
Определение участниками своих интересов по теме проекта
Основной вопрос, на который отвечали участники проекта – «Что такое «обычай?». Участники команды разбились на группы по интересам: «Кухонная утварь казахов», «Юрта казахов», «Быт и традиции казахского народа».
Постановка целей, задач исследования, выдвижение гипотез
Исходя из основного вопроса исследования - Что такое «обычай»? - была выдвинута гипотеза «У каждого народа свои обычаи». Для подтверждения этого предположения была поставлена задача: собрать как можно больше различной информации об обычаях и традициях казахского народа.
Основной этап
Поиск материала по теме исследования
Используя разнообразные источники, дети самостоятельно, а также с помощью руководителей команды и родителей собрали информацию по заданной тематике.
Обработка материала в соответствии с поставленными целями и задачами
На данном этапе работы над проектом учащиеся команды «Весёлые лучики» определили круг собственных интересов. Образовалось три ведущих группы: «Кухонная утварь казахов», «Юрта казахов», «Быт и традиции казахского народа». Каждая группа определялась с подбором материала для составления небольшой презентации.
Участие в конкурсе художественного и декоративно-прикладного творчества «Сотворение».
В рамках городской программы «Учимся жить вместе» команда «Весёлые лучики» традиционно принимала участие вконкурсе художественного и декоративно-прикладного творчества. В декабре 2016 года этот конкурс носил название «Сотворение» и предполагал подготовку объемных творческих работ в виде набора кухонной утвари, отражающих традиционные национальные формы и орнаменты казахов. Макет юрты с предметами быта, созданный учащимися 2Б и 3А классов школы № 53 на тему «Мы – казахи!», получил высокую оценку организаторов конкурса.
Подготовка учащимися презентаций по учебным вопросам проекта.
Параллельно с этим продолжалась работа в группах по интересам. Так появились авторские презентации (4-5 слайдов)учащихся «Юрта-микрокосмос казахов-кочевников», «Шанырак - семейная реликвия», «Что такое торь», «Казахские орнаменты», «Семейные традиции казахов», «Сезонные праздники казахского народа» и т.д.
Выбор материала для представления на литературно-музыкальном конкурсе «Народы России» (март 2016)
После анализа накопленного материала и его коллективного обсуждения появилась литературно-музыкальная композиция «Традиции и обряды казахского народа».
Заключительный этап
Представление результатов творческой работы с использованием презентаций на конкурсе
В марте 2016 года «артисты» команды «Весёлые лучики» представили своё выступление «Традиции и обряды казахского народа» на литературно-музыкальном конкурсе «Народы России». Эмоциональный рассказ о виртуальном путешествии по Казахстану сопровождался слайдовой презентацией.
Подведение итогов проекта
За представление казахского народа на городском литературно-музыкальном конкурсе «Народы России» команда МАОУ СОШ № 53 «Весёлые лучики» получила высокую оценку жюри и зрителей.
По итогам работы над проектом на Форуме Дружбы, организованном в рамках городской программы «Учимся жить вместе» в апреле 2016г., команда «Весёлые лучики» также заняла II место.
25 ноября 2016г. команда представила итоги своей работы над творческим проектом «Традиции и обряды казахского народа» в научно-практической конференции «Культура и традиции народов России».
Рефлексия по итогам собственной деятельности и полученных результатов
Итоговым моментом в работе над данным проектом будет письменная самооценка участниками проекта процесса и результата собственной деятельности.