Творческая игра «По сказкам Г.Х.Андерсена» Цели:
Обобщить знания детей по творчеству великого сказочника Х.К.Андерсена;
развивать творческие способности, память, мышление, смекалку;
воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, любовь к чтению.
Предварительная работа: знакомство с биографией Г.Х.Андерсена, чтение сказок, конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»
Возраст: 5-6 класс.
Оборудование: картинки музея писателя, цветов и животных из сказок; портрет Х.К. Андерсена, фото скульптуры «Русалочка», название комнат, детские рисунки к сказкам, выставка книг, книга отзывов.
Ведущий. Нет такого человека, который бы не любил сказок. Их читают все. Сегодня разговор пойдет о великом датском сказочнике Х.К. Андерсене. Еще мальчиком он любил выдумывать разные истории, но не решался рассказывать их взрослым. Он мечтал сочинять сказки и дарить их людям. Эта мечта сбылась. Во всех странах знают и любят его сказки. Созданы музеи Х.К. Андерсена.
Сегодня такой музей мы построим в нашем классе.
Эта работа очень ответственная. Разделимся на две бригады. Каждой бригаде придется много потрудиться. Все должны быть внимательными, дружными. Победившая бригада будет занесена в книгу отзывов и получит звание «Лучшие строители».
Перед началом строительства необходимо проверить готовность бригад. (Ответы команд, вопросы задаются по очереди, время ответа ограничено.)
1. Сколько братьев было у девочки Элизы? (Одиннадцать. «Дикие лебеди».)
2. Как определили подлинность принцессы? (Подложили под перины горошину. «Принцесса на горошине».)
3. Сколько братьев было у оловянного солдатика? (Двадцать четыре. «Стойкий оловянный солдатик».)
4. Какое слово складывал Кай у Снежной королевы? ( «Вечность», «Снежная королева».)
5. Сколько и каких зонтов было у Оле-Лукойе? (Два - с картинками и черный.)
6. За что была наказана принцесса в сказке «Свинопас»?
(За жадность.)
7. Из какой ткани сшили платье королю? (Ткани не было.)
8. Что должна была сделать русалочка, чтобы из человека снова превратиться в русалочку? (Убить принца.)
9. В чем была сила Герды? (В сердце.)
10. Для кого нужны были рубашки из крапивы? (Для братьев Элизы.)
11. Кто из героев Андерсена вывалился из окна, проплыл по реке в брюхе акулы и снова вернулся домой? (Стойкий оловянный солдатик.)
12. В чем сила огнива? (Вызывает волшебных собак.)
Ведущий. Начнем строительство со здания. Наш музей должен быть красивым и удобным. В сказках Х.К. Андерсена много дворцов, домов, хижин.
Отгадайте, из какой сказки взято описание:
1)«В самом глубоком месте стоит коралловый дворец с высокими стрельчатыми окнами из чистейшего янтаря и крышей из раковин». (Подводный дворец. «Русалочка».)
2) «Это был дворец, где в высоких мраморных покоях журчали фонтаны, а стены и потолки были изукрашены живописью». (Дворец короля. «Дикие лебеди».)
3) «Чудесный дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои». («Стойкий оловянный солдатик».)
4) «Стены намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой... Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!» (Дворец Снежной королевы.)
5). «Карета остановилась: они въехали во двор разбойничьего замка. Он был весь в огромных трещинах... Посреди огромной залы, с полуразвалившимися, покрытыми копотью стенами и каменным полом, пылал огонь». (Дворец разбойников, «Снежная королева».)
6). «Она попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки». (Дом девочки, «Пятеро из одного стручка».)
Итоги жюри. На доску вывешивается картина музея.
Ведущий. В сказках Андерсена дворцы всегда, окружены садами. Сейчас и мы разобьем сад вокруг нашего музея. Выберем самые красивые цветы, кусты, деревья. Только обязательно надо назвать сказку, из которой мы их берем:
- тюльпан ( «Дюймовочка» ),
- роза ( «Свинопас» ),
- яблоня («Дикие лебеди» ),
- розовые кусты («Дикие лебеди»),
- подводный сад ( «Русалочка» ),
- лотос («Дочь болотного царя»).
(Вокруг музея прикрепляются картинки для сада)
Ведущий. Но сад нельзя представить без обитателей. Давайте поселим там животных, птиц, насекомых. Надо назвать сказку, из которой их берем.
(Вокруг музея прикрепляются картинки обитателей.)
- соловей («Свинопас»),
- мотылек, мышь, крот, жаба, ласточка («Дюймовочка» ),
- лебеди («Дикие лебеди»),
- утенок, кот, курица, лебеди («Гадкий утенок»),
- ворон, олень, голуби, лиса («Снежная королева» ),
- улитка («Улитка и розы»).
- жаба («Дикие лебеди», «Дюймовочка»)
- рыба («Стойкий оловянный солдатик»)
Какому герою поставили памятник? («Русалочка», фото скульптуры)
Ведущий. У нас получился замечательный внешний вид музея. Пора оформить залы. В нашем музее их три. Первый называется «Сказочник из Дании». Здесь посетители будут знакомиться с биографией Х.К. Андерсена. (Вывешивается табличка с названием зала.)
Вопросы бригадам:
Когда и где родился .К. Андерсен? (02.04.1805 в городе Оденсе, Дания.)
Кем были его родители? (Башмачник, прачка.)
Кому первому он рассказывал свои сказки? (Коту Карлу.)
На кого его хотела выучить мать? (На портного.)
Кем он сам хотел быть? (Артистом, певцом в Королевском театре.)
Какие произведения писал? (Сказки, стихи, очерки, автобиографию.)
Ведущий: Х.К. Андерсен любил театр, но билет был очень дорог. Он устраивал театр в каморке. Шил куклам платья. Одни становились королями, другие принцессами, третьи — солдатами. Все, они были живыми для Андерсена. Каждой он придумывал свою историю, потом эти истории превратились в сказки. Фантазия его была поразительна. Он увидел необыкновенную жизнь обыкновенных вещей, замечал то, что никто не видел. Есть сказки про перо и чернильницу, навозного жука, тетушку Зубную боль. В своей биографии он писал: «Моя жизнь прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная!..
Ведущий. Перейдем в следующий зал. Он называется «Зал
чудес». (Вывешивается табличка.)
В сказках Х.К. Андерсена часто встречаются волшебные предметы, их необходимо собрать вместе для обзора и определить, в каких сказках они играют важную роль.
Ведьмин фартук («Огниво»)
Зонтики («Оле-Лукойле»)
Трещотка, горшочек с бубенцами («Свинопас»)
Ячменное зернышко («Дюймовочка»)
Волшебный напиток («Русалочка»)
Мешочек с гречневой кашей («Огниво»)
Ведущий: Люди читают сказки Х.К. Андерсена, и каждый по-своему представляет героев. В третьем зале собраны портреты героев. Он называется «Картинная галерея»
Какие чудесные рисунки нарисовали вы. (Открывается выставка.)
А сможете ли вы отгадать героев по словесному описанию.
Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка." (Дюймовочка.)
Лучше всех была самая младшая: нежная и прозрачная, как лепестки розы, с глубокими, как море, глазами, но у нее не было ножек, только рыбий хвост. (Русалочка.)
Он стоял на одной ноге, ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир. (Оловянный солдатик.)
Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток. (Принцесса.)
Она была одета в юбочку из тончайшего батиста, через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, а другую ногу высоко подняв. (Танцовщица.)
Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета. Он отливает то голубым, то синим, то красным, под рукой у него по зонту. (Оле-Лукойе.)
Она была укутана в тончайший белый тюль, сотканный из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая. Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. (Снежная королева.)
Он не заботился о своих войсках, не интересовался театром, не любил гулять и если ходил на военные парады, в театр или на прогулку, то лишь затем, чтобы показаться в новом платье («Король»).
Прислужницы надевали на нее королевские одежды, вплетали ей в волосы жемчужные нити и натягивали на обожженные пальцы тонкие перчатки. (Элиза.)
И так, ребята, наш музей готов.
В каждом музее есть книга отзывов, где все посетители оставляют записи. У нашего музея тоже есть такая книга. Скажите, что бы вы написали, побывав в музее. Понравились ли тебе сказки Андерсена? Чем?
Объявление итогов, награждение.