Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание детей с ОВЗ»
Анализ практики и системы обучения детей в специальной коррекционной школе показывает, что трудовое воспитание учащихся данных школ должно соответствовать реальным возможностям детей и подростков, что обусловлено современными социально-экономическими изменениями в современном обществе. Современная ситуация требует от педагогов коррекционной школы включения новых методов и приёмов с целью формирования у воспитанников прочных трудовых навыков и устойчивой мотивации на трудовую деятельность.
Опыт работы в школе и результаты исследований показывают, что у обучающихся с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности снижена -работоспособность, гибкость мышления и творческое воображение, преобладает высокая утомляемость, истощаемость. Поэтому в нашей школе, где коррекционная направленность – одна из главных принципов трудового воспитания, формирование положительного отношения к труду приобретает особо важное значение. Коррекционный компонент реализуется эффективно в том случае, когда трудовая задача внутренне принимается учащимися, имеет конкретную цель, выполняется с желанием, когда воспитанник получает удовлетворение от своего труда. Только в этих условиях учащиеся школы могут в полной мере проявить свои способности, приложить значительные усилия, а это, в конечном счёте, обеспечивает их всестороннее развитие как личностей.
Современные исследования психологов показывают, что более 50% учащихся отрицательно или безразлично относятся к труду, а значительная часть из этого количества обучается профессии, которая им не интересна. Однако дефектологи отмечают, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями разной степени выраженности охотно выполняют несложные трудовые операции или охотно трудятся за вознаграждение (материальная выгода).
Хочется отметить, что из 19 детей, обследованных в нашей школе:
· 10 положительно относятся к труду.
· 5 безразлично относятся к труду.
· 4- отрицательно.
Из них:
12 воспитанников имеют общие нарушения моторики.
8 - со сложными эмоционально – волевыми нарушениями.
2- аутисты.
Очень важным обстоятельством является то, что у большинства обследуемых был не один, а два и более сопутствующих дефекта, причём дефекты, затрудняющие организацию движений.
Таким образом, назрела необходимость применения новых методов, приёмов и технологий в разработке занятий по труду с целью формирования трудовых умений у воспитанников с нарушениями интеллекта.
В своей работе успешно решаю следующие задачи:
1. Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
2. Развитие творческого потенциала и самореализация личности ребёнка.
3. Развитие постановки цели, как необходимого условия сознательной трудовой деятельности.
4. Развитие коммуникативных навыков и взаимодействия в процессе коллективного труда.
5. Формирование объективности в оценке своего труда и труда своих товарищей.
6. Воспитание волевых качеств, дисциплинированности и ответственности у детей.
7.Компенсация пробелов и трудовая реабилитация детей с нарушением интеллекта.
Использую пошаговую технику по формированию трудовых умений и навыков у детей с нарушенным интеллектом.Техника построена с позиции гуманистической концепции обучения и воспитания, она позволяет создать условия для всестороннего развития личности в трудовой деятельности, сформировать положительную мотивацию к труду, вооружить доступными техническими и технологическими навыками и умениями и компенсировать имеющиеся дефекты.
Приёмы и методы, используемые в моей работе, подобраны в соответствии с психофизическими, возрастными особенностями воспитанников коррекционной школы.
Приёмы
Методы
Пошаговая техника
1.Дневник добрых дел
1.Метод создания ситуации успеха
Шаг 1: не труд, а праздник.
2.Метод парадоксальных инструкций.
Шаг 2:Признание достижений
2. Сотворчество+взаимодействие
3.Группа методов:
-приучение;
-упражнение
Шаг 3:Попробуй, и ты сможешь!
4. Группа методов:
-убеждение;
-внушение
Шаг 4:Система поощрений.
В практике воспитательной работы применяю три основные формы организации трудовой деятельности:
1. Индивидуальная:
· Для тех учащихся, которые слабо владеют трудовыми операциями и наоборот.
2. Групповая:
· Кружок
· Занятия по интересам
3. Фронтальная:
· Выставки
· Творческие отчёты
Типы воспитательных занятий, используемых в работе:
· Ролевые игры:
Используется при знакомстве с профессиями «Парикмахер», «Булочник», «Дворник», «Магазин»
· Игра – практикум
Проводится для вырабатывания модели поведения , необходимой для коллективного труда.
· Соревнования
· Бригадный метод
· Научная лаборатория.
Организовывается при проведении опытов по ознакомлению со свойствами предметов.
Приёмы активизации трудовой деятельности школьников:
· Задания по картинкам
· Иллюстрированный материал
· Аудио-и-видеотехника
· Экскурсии
· Раздаточный материал
· Модели (раздаются готовые образцы изделий, чтобы зафиксировать внимание)
Для реализации коррекционно-развивающего компонента и развития трудовых умений используются педагогические приёмы и методы в описанной последовательности:
1. Метод создания ситуации успеха:
· Избегание субъективных оценок
· Формирование мотива к достижениям (что ты хочешь иметь? Всего можно достичь трудом).
· Преодоление страха перед неудачей
· Повышение самооценки учащихся
· Преодоление инертности и неактивности
· Преодоление иждивенства
· Межличностная поддержка
2. Группа методов:
· Приучение
· Упражнение
Многократное повторение, многократное учение. Точно так же, как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же упражняем и приучаем ребёнка выполнять трудовые операции.
3. Группа методов:
· Убеждение
· Внушение
Я считаю, что нашим детям необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с заданиями
нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным обществу.
4. Метод «парадоксальная инструкция»:
Поставить перед детьми задачи:
· Что будет, если мы не будем убираться?
· Что будет, если ничего не делать?
· Что делать, если не будем учиться?
Сделать вместе с детьми выводы, что труд это самое важное в нашей жизни.
Использую дневник, в котором записываю все хорошие поступки детей. Анализируем вместе с ребятами.
1. Метод постановки перспективы (нацеливаем на будущее)
Связь трудовой деятельности сегодняшнего дня с завтрашним днём.
Новизна педагогического опыта
Пошаговая техника по формированию трудовых умений у детей с нарушенным интеллектом.
Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4
Не труд, а праздник
Признание достижений
Попробуй, и ты сможешь!
Система поощрений
Шаг 1: « Сделать неприятное приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Я даю им новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что я от них требую. В работу включаю конкурсы «на самую лучшую заправленную кровать», и т.д.
Шаг 2: «На один минус два плюса».Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!»с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.
Шаг 4: «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.
Главными задачами трудового воспитания детей с ОВЗ являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Общественно-социальное значение труда детей с ОВЗ связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.
Рекомендации педагогам по приемам и методам трудового воспитания.
Шаг 1: « Сделать неприятное приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Я даю им новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что я от них требую. В работу включаю конкурсы «на самую лучшую заправленную кровать», и т.д.
Шаг 2: «На один минус два плюса».Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!»с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.
Шаг 4: «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.