Классный час
в 5 классе:
«Толерантность и вежливость
открывают все двери»
Классный час:
«Толерантность и вежливость открывают все двери»
Цели:
- формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
- утверждение положительной оценки таких моральных качеств, как толерантность и вежливость.
Задачи:
- познакомить класс с понятием толерантность,
- развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми,
- способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.
Ход классного часа.
1 слайд (учитель читает стихотворение):
Иная птица людям доверяет,
И ласточка для птенчиков своих
Вблизи жилья людей гнездо свивает,
И, веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат,
И к людям обращаюсь я сейчас,
Я говорю: «Старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас!»
(Константин Ломиа)
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята. Наш сегодняшний классный час я начала со сихотворения абхазского поэта Константина Ломиа. Как вы думаете, ребята, о чем говорится в этом стихотворении, что автор хочет сказать людям.
Примерные ответы детей:
- Птицы думают о нас хорошо.
- Птицы нас не боятся.
- Нужно быть добрыми.
-Нужно любить птиц и не обижать их.
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, что такое толерантость? Понять значение этого слова вам помогут следующие картинки. Просмотрите их внимательно и попытайтесь сказать, что означает слово «толерантность».
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Учитель:
Итак, что же такое толерантность?
Примерные ответы учащихся:
- Это дружба.
- Это когда дружат разные люди.
- Это равноправие.
Учитель:
Правильно, ребята. Посмотрите, пожалуйста, как это слово опрделяется на разных языках.
Слайд 5
Tolerate (английский) – готовность быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации.
Tolerenz (немецкий) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Tolerance (французский) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от вашей собственной.
Толерантность (русский) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), умение принимать, признавать существование кого-либо.
Слайд 6
Толерантность – это равноправие, взаимоуважение;
– это доброжелательное, вежливое и терпимое отношение к окружающим;
– это признание другого человека таким, какой он есть.
В течение жизни мы с вами общаемся с людьми разных национальностей, разных культур, профессий, религий, разных групп. Мы общаемся с людьми, которые не похожи друг на друга ни внешностью, ни поведением, ни мнениями. И мы должны научиться жить вместе.
Слайд 7
МЫ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ
Учитель:
Но, к сожалению, оказывается, что быть толерантным не всегда просто.
Ребята, а как вы думаете, что значит быть нетолерантным. Когда мы человека можем назвать нетолерантным?
Примерные ответы обучающихся:
- Когда обижают.
- Когда кто-то издевается над другом, смеется над ним.
- Нетолерантный человек – это невоспитанный человек.
Правильно, ребята. Молодцы! А что такое вежливость?
Примерные ответы детей:
- Это доброта.
- Уважение.
- Толерантность.
- Воспитанного человека назовут вежливым.
Учитель:
Правильно. А теперь давайте поиграем. Игра называется «Вспомнить всё». С помощью этой игры мы вспомним всё, что было на классном часе и проверим, кто понял сегодняшнюю тему. Итак, вам необходимо встать со своих мест. Я передам первому игроку мяч, а он должен будет назвать черту толерантного, вежливого человека или сказать, что такое толерантность, и передать мяч следующему игроку. Правила понятны? Начинаем.
Примерная цепочка ответов:
Доброжелательный – вежливый – добрый – умный – справедливый – понимающий – умеющий поддержать – уважающий – …
Учитель:
Молодцы! Спасибо большое! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами, узнали, что такое толерантность и вежливость. И я хочу рассказать вам одну легенду, которая тоже связана с нашей темой.
По одной восточной легенде, однажды боги решили создать мир. В начале они сотворили всё окружающее, затем человека, и в самом конце они создали истину, правду. Боги решили спрятать её, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил: « Давайте спрячем её на дне океана», «Давайте захороним в глубине земли», - предложил второй. Третий сказал: «Давайте укроем её на самой далекой планете». Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: «Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать её во Вселенной, не подозревая, что носит её в себе».
Как вы думаете, почему боги не спрятали истину ни на дне океана, ни в глубине земли, а решили спрятать истину в сердце человека?
Примерные ответы детей:
- Чтобы мы слушали своё сердце, когда что-то делаем.
- Чтобы каждый делал так, как подсказывает ему его сердце.
Учитель:
Правильно. Хочется, чтобы вы научились правильно находить истину, проявляли милосердие, сострадание, терпимость, понимание и терпение. Класс – это маленькая семья, и я желаю, чтобы в вашей маленькой семье всегда царили уважение, взаимопонимание, не было ни ругани, ни ссор, чтобы вы всегда были толерантны и вежливы. Ведь когда человек воспитанный, вежливый и толерантный, для него открыты все двери.
Слайд 8 (учитель читает стихотворение):
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдет.
Перед словом ВЕЖЛИВЫЙ
Двери открываются.
Помните как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» -
Волшебные слова.
Я надеюсь, что наш классный час был интересным и вы будете стараться воспитывать в себе вежливость и толерантность к окружающим вас людям и событиям.
И я хочу вам предложить творческое задание, которое нужно выполнить дома. Напишите небольшое сочинение на тему: «Если мы будем толерантными, то …» и нарисуйте иллюстрацию к вашей работе. Так мы сможем посмотреть, кто из вас понял, что же такое «толерантность» и «вежливость». Ваши работы мы обсудим за круглым столом на следующем классном часе.
Спасибо всем за внимание.