Тема «Что такое дружба?».
Цель:
- раскрыть сущность понятия «дружба», показать, какими качествами должен обладать настоящий друг; показать детям, как трудно быть хорошим другом;
- какую роль играют в нашей жизни друзья; какими качествами должен обладать настоящий друг;
-воспитывать стремление дружить с окружающими. учить дорожить дружбой.
- коррекция мышления.
- Организационный момент.
- Основная часть.
1. Вводная беседа. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы на занятии поговорим об очень важной черте характера всех людей. Без этой черты невозможно прожить каждому из вас. А какая тема нашего занятия будет вы мне скажете прослушав песню. ( « Песенка о дружбе»).
Крепко – накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить.
Сегодня на нашем занятии мы поговорим о дружбе.
Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у него друг?»
Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.
2. Вопросы к беседе о дружбе:
Какой я? Какой мой друг?
Каким бы я хотел быть?
Каким бы я не хотел быть?
Каким бы я хотел видеть своего друга?
Каким бы я не хотел видеть своего друга?
3. Словарная работа:
- Так, что же означает слово «дружба» ?
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – человек, который связан с кем – нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому – нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому – нибудь.
- В чем состоит красота, ценность дружбы, ее значение в жизни?
- Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
- Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей вашей жизни?
4. Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия.
1). Расскажи о своем друге.
-Что в дружбе самое главное?
-Какого друга вы хотели бы иметь (или имеете)?
-Чем вы больше всего любите заниматься со своими друзьями?
-Что вас объединяет с ними?
-Знаете ли вы об увлечениях своего друга (подруги)?
2). Значение пословиц.
- Как вы понимаете значение пословиц:
Друга иметь – себя не жалеть.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
3). Надо ли учиться дружбе?
Как вы думаете, если у человека нет друзей, кто в этом виноват: он сам или окружающие?
«Дружба не гриб – в лесу не найдешь». Как вы понимаете эту поговорку?
5. Звучит песня «Улыбка» муз В. Шаинского.
…С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
-Как вы думаете, почему дружба начинается с улыбки?
-Нужно ли улыбаться своим друзьям?
6. Физминутка. Мимическая гимнастика:
А)Улыбнитесь друг другу.
Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека?
В) Могут ли руки помочь подружиться?
Какими бывают наши руки (Добрыми и злыми)
Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?
Пожмите дружески руки друг другу.
Г) Повторение правил речевого этикета:
Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться.
Д) Как «пахнет» дружба? (Ваши ощущения)
Какая она на ощупь?
Какая на вкус?
С какой погодой (временем года) вы бы сравнили дружбу?
Какие краски вы возьмете с собой, чтобы «нарисовать» дружбу?
7. Работа в творческих группах
Продолжите мысль:
Считаю, что друг должен обладать следующими качествами… (Скромность, доброжелательность, настойчивость, принципиальность…)
Чтобы быть хорошим другом мне нужно освободиться от таких качеств как…
(эгоизм, зависть, лень, равнодушие, пустословие, робость, неуверенность в себе…)
8. Анализ ситуаций.
Друзья.
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!»
- Давай, - согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть. Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Правильно ли поступает Максим?
Как он дружит с друзьями?
Итог занятия.
- Как мы ответим на вопрос, поставленный в названии темы. «Надо ли учиться дружбе?»
Легкое ли это дело – учится дружбе?
III Заключительная часть.Итог занятия.
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
А каким другом является каждый из нас? (мысленно ответим сами себе.)
Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего–то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!