Тема урока: Что такое семья?
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления о значении семьи в жизни человека, уточнения понимания родственных связей; развития связной монологической речи; воспитания любви, уважения, заботы и чуткого отношения к своим близким – членам своей семьи.
Планируемые результаты.
Предметные: научатся объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность; получат возможность научиться рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей, различать основные нравственно-этические понятия.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.
Коммуникативные: взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению.
Личностные: проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.
Оборудование: выставка детских рисунков с изображением членов семьи, семейных фотографий. Приложение 1 и 2.
Ход урока
I. Организационный момент.
Чтение учителем стихотворения.
Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит,
Как прочная она броня
От холода и от огня.
Но из чего же сделан щит?
Любовью светлой он облит.
А что касается брони –
В ней глаз родительских огни.
Случилась с малышом беда –
Семья поймёт его всегда;
Порой за шалость побранит,
Но всё равно потом простит.
Семья – любви волшебный край,
Она как драгоценный рай,
В котором вера и мечта
Не иссякают никогда.
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить их и жалеть,
Чтобы они могли взлететь.
II. Постановка цели урока.
– Для чего всем детям на свете нужна семья? Почему семья – это волшебная страна?
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в каждом доме,
И снимки хранятся в альбоме…
– Посмотрите внимательно на эту замечательную выставку. Как бы вы её назвали? О чём будем говорить на уроке?
III. Изучение нового материала.
1. Игра «Найди пару».
- Составь пару из подходящих слов.
Бабушка Дочь
Отец Племянник
Брат Сестра
Тетя Внук
Что может объединять всех этих людей?
- Семья.
- Сегодня мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим о семье.
2. Вступительное слово.
Всегда ли люди жили семьями? До сих пор так никто и не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже тогда матери заботились о своем потомстве.
За сотни тысяч лет существования семьи ее организация у разных народов принимала самые различные формы.
В старину членов семьи называли домочадцами. В одной семье могут быть люди разных возрастов, разных поколений – т.е. людей одного возраста, живущих в одно время. Все ученики вашего класса – это одно поколение, наши дедушки, бабушки – это люди другого поколения.
3. Игра «Расскажи о своей семье». Приложение 2.
– Сейчас вы будете работать в паре. Представьте себе, что один из вас – корреспондент (тот, кто берёт интервью), а другой – респондент (тот, кто отвечает на вопросы). Затем поменяйтесь ролями. На доске записаны вопросы, которые подскажут вам, как проводить интервьюирование:
? Назовите членов своей семьи, представив их по имени и отчеству.
? Кем работают взрослые?
? Есть ли в вашей семье какие-либо традиции, обычаи?
? Какие взаимоотношения в вашей семье?
Давайте послушаем рассказ о семье Кольчикова Дмитрия. Приложение 1.
(Выступление прилагается в доступной форме. Была проведена и защищена исследовательская работа совместно с учителем в прошлом году, и, награждена сертификатом за лучший проект).
– А теперь подведём итог этой работы. Вы послушали рассказы своих одноклассников. Коротко расскажите, что больше всего заинтересовало вас, что вы бы хотели перенять.
Физкультминутка
Мы семьей к лужайке вышли,
Поднимая ноги выше (поднимают ноги),
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки (разводят руками)
Мы шагаем высоко (шаг на месте),
Не упал из нас никто.
3. Беседа о взаимоотношениях в семье.
– Как вы думаете, а что самое главное в каждой семье?
Учащиеся высказывали свои предположения, я записывала их на доске.
? Любовь, дружба, взаимопонимание, честность.
? Помогать друг другу, помогать старшим.
? Поздравлять с праздниками.
? Помнить даты дней рождения своих родных и близких.
? Вместе отдыхать.
? Доверять друг другу. Рассказывать новости.
4. Игровые ситуации.
– Послушайте следующие ситуации, проанализируйте их и расскажите, как вы поведёте себя, что скажете.
? Вы проснулись утром, вышли из своей комнаты. Перед вами ваши родные… («Доброе утро», «Здравствуйте», «Как себя чувствуете?».)
? Вы поели, поднимаетесь из-за стола… («Спасибо», «Было очень вкусно».)
? Уходите в школу, прощаетесь с родными…
? Кто-либо из взрослых решил днём отдохнуть…
? Мама проводит генеральную уборку…
? Бабушка идёт из магазина с сумками…
IV. Закрепление пройденного.
1. Задание «Соображалки» (учебник).
– Объясните смысл пословицы «Семья крепка ладом». Что же нужно делать, чтобы семья жила ладно?
2. Речевая разминка (рабочая тетрадь, с. 13).
Ребята ещё раз проговаривают, как зовут всех членов их семьи, при этом можно предложить дополнительно ответить на следующие вопросы: «Как обычно вы называете друг друга дома? Какие ласковые обращения звучат у вас дома? Какое больше всего вам нравится?». (Отрабатываются понятия «младенец», «старушка», «старик», «мальчик», «девочка».)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Я организую самостоятельную работу в тетради: стр.12.
Оцените свою работу по шкале:
+ - справился
= -сомневался
- - сомневался
- Что получилось?
-Что не получилось?
- Над чем еще нужно поработать?
V. Итог урока.
– Итак, какой же должна быть настоящая семья? Что необходимо, чтобы семья была дружной?
– Вы согласны с тем, что семья – это самое главное в жизни любого человека? Перечислите всё хорошее, что даёт вам ваша семья.
– Что, по-вашему, нужно сделать для того, чтобы ваши родные были счастливы? Что зависит именно от вас?
Домашнее задание: придумать ласковые имена для себя, мамы, папы, а.
сестрёнки или братишки. Попросить родителей отгадать, почему вы придумали именно такие имен