Тема: Игровое занятие «Театр полезных продуктов»
Цели: познакомиться с витаминами А, В, С, и Д; иметь представление о наиболее распространённых
продуктах – источниках витаминов А, В, С и Д; узнать значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека, убедиться в том, что зелень, овощи, ягоды, фрукты должны стать привычными на нашем столе, прививать любовь к растительной пище.
Класс:
4 класс
Ход занятия
1.Орг. момент
2.Сообщение темы и целей урока.
Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю и сделайте вывод.
Стихотворение С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
- Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,
Вырастишь такая – умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
-Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет.
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет.
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальное все продукты – ерунда!
Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,
Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот.
- Ребята, давайте поможем Варюше и объясним, какие продукты являются полезными для человека, а какие не очень.
3.Повторение знаний о витаминах
- Какие полезные, а какие вредные продукты, вы, видите на картинке? (Ответы детей)
Ребята, вы уже знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами.
- Давайте вспомним, что мы знаете о витаминах? (Ответы детей)
- Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека .Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире .Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если ты все таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправится .
4.Игра «Угадай витамин»
Игра проводится в классной комнате. В игровом задании принимает участие весь класс. Детям раздаются цветные карточки, которые они будут поднимать, если знают ответ. За каждый правильный ответ учащиеся получают фишки в виде фигурок разных продуктов.
Четыре ученика играют заранее подготовленные роли витаминов
А, В, С и Д. Каждый из витаминов задаёт учащимся вопросы, а ученики угадывают продукты, в которых содержится этот витамин. Кто из игроков даст больше всех правильных ответов, получает корзинку с фруктами.
Витамин А (1 уч-ся):
- Я, витамин роста, я помогаю вам не заболеть инфекционными заболеваниями и слежу за здоровьем ваших глаз. Угадайте, в каких продуктах содержится наибольшее количество моего витамина?
Я витамин чудесный,
Для твоих глаз, полезный,
И от болезней разных,
Тебя я сберегу,
Ты угадай продукты,
И овощи и фрукты,
В которых я живу.
1.Загадки:
На витые стебельки налетели мотыльки,
Стебли, как с кораллами, с мотыльками алыми.
(Фасоль садовая)
Любопытный красный нос по макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке зелёные пятки. (Морковь)
Росли на грядке зелёные ветки, а из них – красные детки.
(Помидор)
С листьями, а не книжка, кругла, а не пышка,
С водой, а не болото, скрипит, а не ворота.
(Капуста)
Я в компоте есть всегда, не простая там вода!
Я на юге жарком рос,
Кто я?
Сладкий ………(Абрикос)
Дети, которые правильно ответили на загадки, получают карточки в форме цветных морковок.
На доске вывешиваются картинки с овощами и фруктами, в которых содержится наибольшее количество витамин А.
Витамин В (2 уч-ся):
- Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я!
Витамин В содержится в свекле, апельсинах, орехах, рыбе, моркови, молоке, яблоках, редиске, зелени салата. Я - аппетит, сила, хорошее настроение.
Закончите предложение:
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком …… (овсянку)
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.
Не забудем, друзья наши
Витаминные все… (каши)
Вырастают чубы густо
Если на столе … (капуста)
Скорлупа, твердея всех,
Это братец наш … (орех)
И полезно, и легко
Для здоровья … (молоко)
Дети, которые правильно ответили на загадки, получают карточки в форме цветных орехов.
На доске вывешиваются картинки с продуктами, в которых содержится наибольшее количество витамин В.
Физминутка
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(потягивания – руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растет.
(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(приседания)
У забора всем на диво
Пышно выросла крапива.
( потягивания – рук в стороны)
Мы е не будем трогать-
Обожглись уже немного
( потягивания – рук вперед)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки
(дети садятся за парты)
Вот так яблоко!
(встали)
Оно
(руки в сторону)
Соку сладкого полно
(руки на пояс)
Руку протяните
(протянули руки вперед)
Яблоко сорвите
(руки вверх)
Стал ветер веточку качать
( качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать
(подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну
(подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву!
(хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко!
(показываем круг руками)
Оно
(руки в сторону)
Соку сладкого полно!
( руки на пояс)
Витамин С (2 уч-ся):
- Я самый известный витамин. Я убиваю не только вирусы гриппа в вашем организме, но и возбудителей самых страшных болезней: дизентерии, тифа и холеры. Мне очень интересно, знаете ли вы, какие продукты доставляют в ваш организм больше всего моего витамина? Отгадайте мой кроссворд.
1. Красная и кислая ягода, которая растёт на болоте, и дозревает под снегом.
2.Любимое цитрусовое лакомство в новогодние праздники.
3. Самый кислый, но очень полезный фрукт.
4. Ягода, которая бывает и чёрная и красная.
5. Время года, в которое особенно необходим витамин С.
Ученики, которые ответили правильно, получают карточки в форме апельсина.
На доске вывешиваются картинки с продуктами, содержащими витамин С.
Витамин Д (3 уч-ся):
- Я очень важный и необходимый витамин. Именно от меня зависит, будут ли здоровы ваши косточки и суставы. Очень большое количество моего витамина образуют солнечные лучи, которые в летние дни ласкают своим теплом вашу кожу. Но существует и множество продуктов обогащённых витамином Д, а самые главные из них, это рыба и морепродукты.
Сейчас, я буду задавать вопросы, на которые вы мне постараетесь дать правильные ответы.
Какая болезнь развивается при недостатке в организме кальция?
Какие вещества отлаживаются в костях с помощью
витамина Д?
Что такое авитаминоз?
В чьём жире содержится наибольшее количество витамина Д?
В каких продуктах содержится витамин Д?
Ученики, которые ответили правильно, получают карточки в форме рыбы.
Учащимся демонстрируются картинки с изображением морепродуктов, в которых содержится наибольшее количество витамина Д.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Ещё полезно всем нам знать,
Что летом нужно загорать.
Ведь под влиянием солнца лучей,
«Д» витамин образуется в ней.
5. Викторина «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
Мы с вами прослушали все выступления витамин, отгадали загадки, теперь поиграем в викторину.
Вопросы:
1. Какие овощи древние греки называли «яблоками бешенства»? (баклажаны)
2. Какой овощ является чемпионом среди овощей по количеству содержащейся в нем воды? (огурец)
3. Какой из овощей в старину на Руси называли «покаянным овощем» и почему? (редька)
4. Запах какой пряности, используемой в кулинарии, древние римляне сравнивали с запахом розы? (укроп)
5. Какая пряная зелень являлась символом горя и печали у древних греков? (петрушка)
6. Какие фрукты называют символом всех плодов? (яблоки)
7. Какие фрукты в Греции называют «армянским яблоком» (персики и абрикосы)
8. Название этого фрукта произошло от малайского слова «лемо», в Индии его называют «ниму», а в Китае – «ли-мунг», что означает полученный для матерей (лимон)
9. Плоды каких ягод называют «северным виноградом» (крыжовник)
10. Название этого фрукта придумали в Китае, так как он был доступен только богачам (мандарин)
За правильный ответ, ученик получает карточку, в виде угаданного фрукта или овоща.
6. Итог занятия
Победителю, набравшему больше всех карточек, вручается корзина с фруктами и овощами.
Подготовленный ученик читает стихотворение «Витамины».
Чтоб сильным быть, ловким,
здоровым, веселым
Не стоит есть чипсы
и пить Кока-Колу.
Съешь яблоко, сливы,
лимон, апельсины -
Во фруктах и в ягодах
есть витамины.
Нам справиться с насморком,
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы,
а те витамины,
Что в ягодах, фруктах
живут, в овощах,
В сырАх, творогАх,
в молоке и борщах...
Всем нравится сочную,
спелую грушу,
Клубнику, чернику,
смородину кушать...
В различных продуктах -
от рыб до малины,
Для жизни важнейшие
есть витамины.
Зовутся они: К; Е; Д; А; В; С,
Содержатся - в зелени,
в злаках, в яйце...
Так важно Что пьем мы
и что мы едим.
Нам солнечный свет
также необходим.
Чтоб были хорошими
зубы и зренье,
Чтоб волосы, кожа
была - загляденье,
Должна быть еде наша
разнообразной.
По цвету - зеленой,
и желтой, и красной...
От горького лука -
до сладкой малины...
И с пищей получим
мы все витамины
Их только безмерно
нельзя увеличивать.
Поэтому надо себя
ограничивать:
Коль съешь не один апельсин -
двадцать пять,
Возможно придется
врача вызывать