Звучит песня «Фонарщики». Дети исполняют танец с подсвечниками.
В зал входит библиотекарь. Обходит стеллажи с книгами.
Библиотекарь: - Ну вот, кажется, всё готово. Читальный зал освещён. Книги разобраны на стеллажах. Всё готово к встрече гостей. Каких?- спросите вы. Ну как же? Сегодня во всех школах первоклассники благодарят свою первую книгу Азбуку и прощаются с ней. А завтра перед ними откроются двери этого прекрасного читального зала. Только здесь хранится мир сказочного волшебства и приключений.
Библиотекарь подходит к стеллажу с книгами.
А вот и она сама- Азбука. Великая книга Азбука. Почему великая? Да потому что она старше даже черепахи Тортилы и Мудрой Совы. Представляете, Азбука живёт более 400 лет. Она изменяется, переиздаётся, что-то в ней дополняется, вносится новое, но суть, содержание остаётся прежним. Она учит ребят читать: даже тех, кто приходит читающими, она многому учит. Правда? Сегодня необычный день и мне почему-то кажется, что именно Азбука поможет нам совершить путешествие в сказку. Слышите!
Звучит мелодия « В гостях у сказки»
Сказка спешит к нам в гости!
На сцену выходят куклы из театра Карабаса Барабаса. Танец полька.
Входит Мальвина.
Мальвина: Добрый день! Как много здесь мальчиков и девочек! Интересно, кто занимается их воспитанием? Это очень, очень трудное дело.
Библиотекарь: А вот и первый гость- Мальвина, девочка с голубыми волосами. Что привело тебя к нам? Какие у тебя проблемы?
Мальвина: Мне очень нужна Азбука. Дело в том, что у меня есть ученик- Буратино. Он такой нерадивый. Просто ужас! Он продал свою Азбуку, чтобы сходить в театр, и теперь я не знаю, как его научить читать!
Библиотекарь: Сочувствую тебе Мальвина. Но я могу помочь тебе. У меня есть Азбука. Возьми её и учи своего Буратино.
Звучит музыка. В зал пританцовывая, входит Буратино.
Буратино: А вот и я, друзья! Всем приветик! Тут не было такой девочки, с голубыми волосами?
Мальвина: Буратино, что вы тут делаете, несносный мальчишка?
Буратино: Я, я, я… ищу Азбуку!
Мальвина: Очень хорошо. Вот вам Азбука! Пожалуйста, читайте. Какая у нас первая буква?
Буратино: «А»
Мальвина: А какое слово здесь написано?
Буратино: На «А»- Артемон.
Мальвина: Вот и неправильно.
Буратино: Ну тогда- Арлекин.
Мальвина: Снова неправильно. Пойдёмте Буратино, я научу вас читать.
Уходят.
Действие 2.
Звучит весёлая музыка. В зал входят лиса Алиса и кот Базилио.
Кот: Как есть хочется! Третий день во рту ни кусочка сосиски! Живот подвело.
Лиса: И не говори! У меня шерсть линять начала. Что же нам теперь делать? Паршивыми мышами, что ли, питаться? Ты- то между прочим, мог бы и поохотиться. С тебя не убудет!
Кот: Для того чтобы охотиться, надо силы иметь, а я от голода совсем ослаб. Сама охоться. Ишь, барыня, какая нашлась!
Лиса: А вот и барыня! И не пристало мне, лисе благородных голубых кровей, гоняться за какими-то мышами! А вот ты ослаб не от голода, а от глупости. Старый облезлый кот!
Кот: Ах, ты так, Алиска! Ну, погоди! Вот я сейчас тебе твою благородную морду- то расцарапаю и проверю, какая у тебя кровь.
Между лисой и котом вспыхивает ссора. В это время появляется Буратино с Азбукой в руках.
Буратино: А, старые знакомые! Как поживаете? Что на этот раз не поделили?
Кот: Проваливай, Буратино, я дрова не ем.
Лиса: А, добренький , богатенький Буратино, здравствуй! Что это у тебя такое, а?
Буратино: Это? Азбука!
Кот: Какая ещё такая Азбука?
Буратино: Это такая книга, по которой в школе учатся читать.
Лиса: Ха! Читать! Ещё чего не хватало- жизнь свою молодую на какую-то учёбу тратить! Вот я училась, училась, а, гляди хожу на трёх лапах.
Кот: Погоди, Алиска, давай разберёмся. Вот ты сказал- читать. А что читать, зачем читать, не понятно. Ты толком объясни.
Буратино: Вы не представляете, какое это счастье- уметь читать! Когда я выучил все буквы, а потом стал складывать из них слова, мне показалось, что у меня за спиной выросли крылья! Я теперь никого не боюсь, даже Карабаса Барабаса!
Лиса: Ты и вправду стал какой-то другой, хорошенький Буратино! Ну и что ты собираешься делать дальше? Ведь ты уже всему научился.
Буратино: Эх, ты! Ведь это же самое начало. Теперь я прочту все книги, какие есть на свете, или почти все. Стану учёным или директором школы, и меня уже никто никогда не сможет обмануть.
Кот: Хм! Учёным! Лучше уж становись, Буратино, бизнесменом. У них денег много.
Лиса: Умненький Буратино! И куда же ты идёшь со своей Азбукой?
Буратино: В школу, на праздник!
Лиса: Добренький Буратино, может, ты дашь нам с Базилио на время свою Азбуку? Мы тоже хотим научиться читать, тоже хотим стать учёными, как ты.
Кот: Хотим стать бизнесменами и разгадывать кроссворды.
Буратино: Чтобы стать учёными, надо 11 лет учиться в школе и 5 лет в институте.
Кот и лиса: У-у! Так долго!
Буратино: Без труда не вынуть и рыбку из пруда. Ну, что вы идёте со мной на праздник к ребятам? Тогда поспешим на поле чудес. Там мы произнесём волшебные слова: рекс, пекс, фекс и мы очутимся на празднике.
Уходят.
Действие 3.
Зал. Звучат фанфары. Ребята выстраиваются для выступления.
Исполняется песня «Праздник к нам пришёл».
Учитель: Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё, чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что многое надо рассказать.
Дети: 1. В школе праздник, славный праздник-
Праздник Азбуки!
Первоклассники сегодня все сюда идут.
Первой книге, мудрой книге отдают салют.
2. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем,
Про свои успехи.
3. Осенью пришли мы в школу,
Дали Азбуку нам в руки,
С нею стала жизнь весёлой
Без уныния и скуки.
4. Буквы разные учили
И писали их в тетрадь
Так, почти что без усилий,
Научились мы читать.
5. Начинали с закорючек
Раскрывали букв секрет,
А теперь от наших ручек
Грязи и помарок нет.
6. Буквы складывали в слоги
Сил хватило нам едва,
А потом ещё учились
Слоги складывать в слова.
7. Поделюсь с вами секретом:
Знайте, что согласные
Выделяют, синим цветом,
Красным цветом- гласные.
8. Знаем буквы по порядку,
Мы запишем их в тетрадку.
Азбука нам говорит:
«Это, дети, - алфавит»
9. Нам слова даются трудно
Научились мы читать.
Эх, ещё бы научиться
Без ошибок их писать.
10. Не прошёл для нас год даром
Посмотрите на ребят:
Мы и пишем и читаем-
Это лучший результат.
11. Смех и слёзы, радость и печаль
За полгода довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль-
Книги нам легко теперь читать!
12. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
13. Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
14. Мы прочитаем умных книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей.
Исполняется песня «С дружбой к Азбуке».
Действие 4.
В зал входит Мальвина.
Мальвина: Ох уж эти мальчишки, зазнайки и хвастунишки. Как только чему-то научатся, сразу же бегут похвастаться перед всеми. Вот и Буратино. Выучил буквы и сразу же убежал. Глупый мальчишка, ведь на этом учение не закончилось. Ведь когда знаешь все буквы можно узнать много нового и интересного. Вы со мной согласны, ребята?
Дети: Да.
Мальвина: А вы знаете алфавит?
Дети: Да.
Мальвина: Тогда устрою для вас небольшой музыкальный экзамен. Готовы?
Мальвина с ребятами исполняет песню «Алфавит».
Мальвина: Алфавит знаете прилично, ставлю за экзамен оценку- отлично!
Звучит музыка. В зал входит лиса, кот и Буратино.
Мальвина: Буратино, ты опять связался с этими разбойниками?
Буратино: Не волнуйся, Мальвина, я рассказал коту и лисе о чудесах Азбуки, и они тоже хотят стать образованными.
Мальвина: Это правда?
Кот: Да, хочу выучить все буквы, стать бизнесменом.
Лиса: А я, когда стану умной, хочу открыть ресторанчик, где будет готовиться вкусная пища.
Мальвина: Ну, это другое дело. Ребята за время учёбы в школе выучили все буквы, научились читать, писать и считать. Если вы хотите, они вас этому могут научить.
Кот: Считать? Это мне пригодится! А можно я ребят проверю! Математика – наука всех наук. Сейчас проверим, кто же из вас лучше всех умеет считать?
Игра «Математический футбол».
Для игры вызываются 3 девочки и 3 мальчика. Им задаются задания. Гол забивает команда, которая быстрее и правильно ответит на вопрос.
Белка сушит на веревке
2 грибка и 3 морковки,
Прибежал хорек, утащил грибок.
Съел зайчонок 2 морковки.
Что осталось на веревке? (1 грибок, 1 морковка)
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
2 несут травинку,
2 несут былинку,
2 несут иголки,
Сколько их под елкой? (6)
2 гуся летят над нами,
2 гуся за облаками,
5 опустились за ручей
Сколько было всех гусей? (9)
4.В автобусе ехало 5 пассажиров. На остановке 1 человек вышел и 2 зашли. На след. остановке никто не выходил, но вошли еще 3 человека. На следующей остановке 2 человека вышли и 1 зашел. На следующей остановке еще 2 человека вышли… Сколько было остановок? (4)
Кот: Математика- это круто
И понравилась мне почему-то.
В школу я решил податься
С прошлым я решил расстаться!
За смекалку вам, друзья, всем отлично ставлю я.
Лиса: Ой, ребята, и мне помогите стать бизнес леди и разобраться в ресторанном этикете.
Проводится игра «Кухонная мозайка».
Лиса: Вот, Базилио, смотри, как ребята все умны.
Тонкость в кухне понимают,
Буквы все прекрасно знают.
Мне так стыдно за себя,
Вам пятёрку ставлю я.
Учитель: Вы показали, ребята, хорошие знания. И вас ожидает последнее испытание. Знаете ли вы пословицы?
Проводится игра «Cоставь пословицу».
Детям раздаются карточки со словами, из которых нужно составить пословицу.
Пословицы: Кто много читает, тот много знает.
Чтение- вот лучшее учение.
Учитель: А сейчас я проверю, любите ли вы читать сказки и знаете ли вы их названия.
«Снежная принцесса» («Снежная королева»)
«Красная кепочка» («Красная шапочка»)
«Илья- царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)
«Сказка о рыбаке и рыбачке» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Конь-горбун» («Конёк-горбунок»)
«Луковый мальчик» («Чипполино»)
Учитель: С последним заданием справились «браво»- и за ответы получаете 5 баллов.
Пятёрка рада подружиться с вами
Я верю, что станете вы с ней друзьями.
Пусть дружба эта будет очень долгой
И в дневнике стоят одни пятёрки.
От «А» до «Я» вы изучили буквы
Под силу вам теперь науки
Читайте книги! И стремитесь много знать!
И всё получится на «5».
Учитель: А сейчас наступает торжественный момент. Ребята первоклассники будут зачислены в читательскую семью и получат дипломы. Право вручить дипломы и грамоты предоставляется замдиректора по ВР Бисеновой А.М. и старшему библиотекарю школы Глаголевой Т.А.
Учитель: А сейчас мне хочется предоставить слово вашим родителям.
Учитель: Наш праздник подходит к концу. Наступила минута прощания с первой учебной книгой- Азбукой.