Мероприятие "Путешествие к звездам" предназначено для 2-3 классов. Цели и задачи: дать представление об освоении космического пространства и планетах солнечной системы, познакомить с первыми покорителями космоса. Формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос. Расширять кругозор детей; развивать познавательную активность, речь, память, внимание. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Ход мероприятия
Ведущий 1 Ребята! 12 апреля наша страна отмечает грандиозный праздник – день Космонавтики.
Ведущий 2 В этот день человек впервые преодолел притяжение земли и полетел в космос.
Ведущий 1 Сегодня мы отправимся вместе с вами в путешествие к звёздному небу, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
Ведущий 2 С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, Вселенная манила их своей таинственностью и красотой.
Ведущий 1 Вселенная – это совокупность всего, что существует. Земля, Луна, Солнце и все планеты и звёзды. Часто вселенную называют космосом
Ведущий 2 Одним из первых о полете в космос задумался замечательный русский ученый, с очень трудной фамилией Константин Эдуардович Циолковский. Именно он придумал чудо техники – ракету.
Ведущий 1 А построил ракету, спустя много лет, конструктор Королев Сергей Павлович.
Ведущий 2 И вот наконец мечта сбылась. 4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты искусственный спутник, созданный руками человека, был выведен мощной ракетой на орбиту и стал самостоятельно, без помощи моторов, вращаться вокруг Земли.
Ведущий 1 Многие учёные участвовали в этой работе. По размеру спутник был, как большой школьный глобус. Чтобы солнечные лучи не нагревали его, он был отполирован и блестел, как самое лучшее зеркало. У спутника было 4 антенны, внутри оснащён радиопередатчиками.
Ведущий 2 Ребята, как вы думаете, для чего нужны спутники?
Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры, связывать людей друг с другом. Кружась вокруг Земли, спутник с помощью телекамер наблюдает за нашей планетой. С высоты полета хорошо видны облака, ураганы, штормы. Свои наблюдения спутник передаёт на Землю и по ним метеорологи составляют прогноз погоды.
Ведущий 1 Но при помощи первого спутника люди так и не смогли найти ответ на вопрос: а можно ли жить в космосе, в условиях невесомости?
Ведущий 2 Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные.
Ведущий 1 Первой в космос отправилась собака Лайка. Для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. На Лайку надели специальный скафандр, и ракета умчала отважную разведчицу в космос.
Ведущий 2 О здоровье собаки учёные узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась, она навсегда осталась в космическом пространстве. Память о Лайке осталась в почтовых марках, выпущенных в разных странах. А в Москве собаке Лайке люди открыли памятник.
Ведущий 1 Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает, как звали этих знаменитых собак?
Ведущий 2 Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.
Ведущий 1 Ребята, а вот в таких скафандрах собаки летали в космос. Для кормления был создан специальный автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.
Ведущий 2 Кроме России космосом интересовались и американцы. Они так же использовали животных для испытания новой ракетной техники. Первой в Америке, в космос полетела обезьянка.
Ведущий 1 После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. И вот наступил долгожданный день12 апреля 1961года. С космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Дети:
Живём мы на нашей планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один по Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Не зря потрудились умелые руки
Во славу народа, во славу страны.
Рабочие люди и люди науки
Содружеством мирным сильны!
Ведущий 2 Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.
Ведущий 1 Этим человеком стал наш советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, он облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе.
Ведущий 2 Полёт Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!». Первые страницы всех газет мира тогда произносили только одну фамилию - Гагарин. Весь мир знает его имя.
Ведущий 1 А день первого в истории космического полёта – 12 апреля теперь отмечается, как день Космонавтики.
Ведущий 2 Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.
Ведущий 1 Ребята, мы совсем немного расскажем вам о жизни легендарного Юрия Гагарина.
Ведущий 2 Ю.А. Гагарин родился 9 марта 1934 года под Смоленском, учился в ремесленном училище, в индустриальном техникуме, затем в авиационном училище. Хорошая теоретическая, практическая и физическая подготовка позволили ему войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных.
Ведущий 1 Юрий Гагарин был достоин быть первым. Своим мужеством, трудолюбием, целеустремлённостью он доказал, что возможности человека неисчерпаемы. Его любила вся планета. Но он не хотел останавливаться на достигнутом, готовился к новым полётам.
Ведущий 2 Трагическая авария во время одного из тренировочных полётов на реактивном самолёте оборвала жизнь первого космонавта планеты. Это случилось 27 марта 1968 года. Но люди Земли всегда будут помнить Юрия Гагарина, его необыкновенную добрую улыбку.
Ведущий 1 Ребята, для вас загадка:
Крыльев нет у этой птицы.
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост
И поднимется до звёзд. (ракета)
Ведущий 2 Перед стартом гигантская ракета стоит на пусковом устройстве космодрома вертикально, она нацелена в небо.
Ведущий 1 При запуске и спуске ракеты космонавты ложатся в специальное «ложе».
Ведущий 2 Звучит команда: «Пуск!» Вырывается мощный столб огня. Когда при взлёте начинают работать двигатели ракеты, то снизу у неё вырастает ослепительный огненный цветок – факел из вытекающих из двигателей раскалённых газов. Они с большой силой толкают ракету, отрывают её от земли и уносят в космос.
Ведущий 1 Ребята, отгадайте загадку:
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
Ведущий 1 Одежда космонавта - скафандр. Его космонавты надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос.
Ведущий 2 Ребята, а как вы думаете, чем космонавты занимаются на борту космического корабля?. Да они работают. Но у них есть время и для отдыха. Как все обычные люди, они едят, спят, читают, смотрят телевизор и даже пишут стихи. А как вы думаете, что едят космонавты? (слайд 32)
Ведущий 1 Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.
Ведущий 2 А теперь давайте мы с вами немножко поиграем. Мы будем вам читать стихи, а вы выберете на экране правильный ответ и доскажите этот стих.
Не в первый раз, не в первый раз
В огне и звуках грома
Ракета в воздух поднялась
С земного ……(космодрома).
Ведущий 1 Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж
С космической……..(орбиты)
Ведущий 2 С друзьями в небо ты глядишь
Конечно, твёрдо веря,
Что подрастёшь и полетишь
К загадочной ……..(Венере)
Ведущий 1 У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре,
Как по Сатурну ходишь ты
в космическом…….( скафандре)
Ведущий 2 А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия?
Ведущий 1 Оказывается, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. Первая женщина космонавт – Валентина Владимировна Терешкова. Ведущий 2 А 18 апреля 1965года пилот космического корабля «Восход-2», лётчик-космонавт Алексей Леонов, в специальном скафандре совершил выход из космического корабля в открытый космос и провёл там целый комплекс исследований и наблюдений. Он доказал, что вне корабля в космическом пространстве, человек тоже может передвигаться и действовать.
Ведущий 1 Очень интересно, как выглядит наша Земля из космоса?
Ведущий 2 Космонавты много раз наблюдали нашу Землю с высоты нескольких сот и даже тысяч километров. На Земле, как на глобусе видна зеленовато-коричневая суша и голубые моря и океаны. Некоторые части земной поверхности закрыты облаками, а небо даже днём чёрное и усеяно звёздами. Вокруг Земли – тонкий радужный слой атмосферы-воздуха.
Ведущий 1 Ребята и снова загадка:
Как за нашим за двором,
весит ватрушка с творогом. (луна).
Ведущий 2 Ребята, 21 июля 1969 года человек в первый раз ступил на поверхность Луны. Первый полёт на Луну совершили 3 американских космонавта, они находились там 22 часа.
Ведущий 1 Что же увидели космонавты на Луне? Они увидели, что Луна похожа на серую пыльную пустыню. Поверхность Луны очень тёмного цвета и покрыта большими и маленькими углублениями – воронками. Это кратеры, которые образовались от падения на Луну небесных камней – метеоров. На Луне нет ни воды, ни воздуха и поэтому нет никакой жизни.
Ведущий 2 В 1970 году ракета доставила на Луну советскую самоходную научную станцию «Луноход-1». Несколько месяцев она путешествовала по поверхности Луны, передавая на Землю ценную информацию.
Ведущий 1 Что мы можем ещё добавить о луне?
Дети: Луна является единственным спутником Земли. Среднее расстояние от Земли до него 400тыс. км. Она лишена атмосферы и воды. День и ночь на луне длятся по 2 недели. Днём поверхность нагревается до + 130 градусов, а ночью понижается до минус 170 градусов.
Ведущий 2 Ребята, вот так выглядит наша Земля с поверхности Луны
Ведущий 1 А кто знает, что такое планеты?
Планеты – это холодные тела. Все планеты имеют круглую форму.
Ведущий 2 У каждой планеты свой собственный путь,
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они солнцем согреты.
(Выбирается ребёнок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками- лентами разной длины. Их девять..У девяти детей на головах шапочки с изображением планет. Они отличаются по величине и цвету. На конце каждой ленты- цифры от 1 до 9)
Ведущий 1 На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно друзья.
Ведущий 2 Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается?
(Меркурий, потому, что он ближе всех к солнцу)
(ребёнок- Меркурий, берётся за ленточку №1)
Ведущий 2 Эта планета огнём полыхает
И нашей соседкой быть очень желает (Венера)
Ведущий 1 Какая по счету от Солнца у нас Венера?
(ребёнок берётся за вторую ленточку)
Ведущий 2 А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета…(Земля)
Ведущий 1 На каком месте от Солнца находится наша планета? (на 3-ем месте)
(ребёнок в шапочке Земля берётся за ленточку №3)
Ведущий 1 Грозный как могучий барс
За Землёю красный…(Марс)
(ребёнок в шапочке Марса занимает соответственно четвёртую орбиту)
Ведущий 2 А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой. (Юпитер. Орбита №5)
(ребёнок занимает ленточку№5)
Ведущий 1 планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она. (Сатурн).
(ребёнок-Сатурн занимает орбиту №6)
Ведущий 1 А что за планета
Серо - Зелёного цвета? (Уран).
(ребёнок - Уран берётся за ленточку №7)
Ведущий 2 Царь морской названье той планете дал
Он именем своим её назвал. (Нептун)
(ребёнок-Нептун берётся за ленточку №8)
Ведущий 1 А эту планету холод страшный сковал.
Теплом её солнечный луч не достал
Ведущий 2 Что это за планета? (Плутон. Он находится дальше всех планет от Солнца и по величине меньше всех планет)
(Ребёнок в шапочке Плутона берётся за самую длинную ленточку №9)
Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг Солнца
Ведущий 2 Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет
Для каждой путь определён,
Но только на Земле мир жизнью населён.
(Дети садятся.)
Ведущий 1 Мы ребята увидели, что все планеты движутся вокруг Солнца и солнце освещает их. Когда солнышко светит, то нам всем тепло и светло.
Ведущий 2 Но вокруг солнца вращаются не только планеты, но ещё тысячи мелких астероидов и комет. Все эти небесные тела образуют Солнечную систему, в центре которой находится солнце.
Ведущий 1 Но когда оно исчезает за горизонтом и наступает ночь, перед нашими глазами возникает самая восхитительная картина в мире: звёздное небо. На первый взгляд можно насчитать несколько тысяч звёзд, но в действительности их миллиарды. Они находятся очень далеко от Земли, поэтому кажутся такими маленькими.
Ведущий 2 На самом деле, ребята, звёзды – это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие, чем Солнце – красного цвета. Звёзды отличаются друг от друга размерами. Есть звёзды гиганты, а есть звёзды – карлики. Почти все звёзды имеют названия. Если условными белыми линиями соединить определённые звёзды между собой, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия, которые похожи на предметы или животных, каждое из них имеет своё название.
Ведущий 1 Слышали ли вы в повседневной жизни названия созвездий? Каких?
Ведущий 2 Ребята, как вы думаете, для чего людям необходимы знания о созвездиях? В наше время люди редко обращаются к звёздам и созвездиям за помощью, а в давние времена путешественники и мореплаватели по звездам находили дорогу к родному берегу. Самая главная звезда, которая указывает путь, называется полярная и находится в созвездии Малой Медведицы.
Ведущий 2 Кроме Малой Медведицы, мы здесь видим Большую Медведицу, Пегас, Кассиопею, Рыбы, Южный крест. Звёзды, ребята, как вы помните, заполняют большую часть Вселенной.
Ведущий 1 Итак, ребята, я думаю, что вы уже никогда не забудете, что во Вселенной, кроме нашей планеты Земля, есть ещё множество других планет.
Ведущий 2 Давайте вспомним, сколько всего планет в Солнечной системе?
Ведущий 1 Кто запомнил название планет?
Ведущий 2 Почему ж день Космонавтики в нашей стране отмечается 12 апреля?
Ведущий 1 Назовите космонавтов, которых вы знаете?
Ведущий 2 Как называется место, откуда космические корабли стартуют в космос?
Ведущий 1 Кто придумал ракету?
Ведущий 2 Как прекрасно ребята, что мы живём в стране, которая является первооткрывателем космоса.
Ведущий 1 Ребята, если вас заинтересовала эта тема, то вы можете расширить свои знания, благодаря книгам о космосе, которые вы можете найти в нашей библиотеке: это различные энциклопедии, журналы, книги и т.д.