Просмотр содержимого документа
«Страничка психолога. Поговорим о важном.»
«Семинар для учителей»
Калугина Елена Александровна
педагог-психолог МБОУ СОШ №19
г. Мичуринска Тамбовской области
Семинар «Психолого-педагогические трудности современных школьников при освоении школьной программы»
Цель: содействовать совершенствованию психологической компетентности педагогов в вопросах планирования по преодолению затруднений школьников в обучении.
Задачи:
информировать педагогов о различных трудностях в обучении современных школьниковников;
познакомить с условиями, помогающими младшим школьникам преодолеть затруднения в освоении общеобразовательной программы.
Форма проведения: семинар-практикум.
План семинара.
Введение. Цель и задачи семинара.
Понятие «Школьные трудности».
Педагогические, психологические трудности в обучении.
Трудности в обучении современных первоклассников.
Психолого-педагогические условия, способствующие успешному преодолению затруднений учащихся. Оборудование: карточки с характерными трудностями обучения современных первоклассников; анкета «Обратная связь» (приложение 1), рекомендации психолога (приложение 2), ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.
Ход семинара.
Орг. момент.Вступительное слово психолога.
Практически каждый ребенок сегодня приходит в школу, имея элементарные знания в письме, чтении и счете. При этом возникает вопрос: почему через небольшой временной отрезок у современных первоклассников возникают поведенческие, эмоциональные и социальные проблемы, появляются трудности в освоении учебного материала?
Под школьными трудностями понимается весь комплекс проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья и снижению успешности обучения.
Актуализация знаний. Упражнение «Ассоциации».
Цель — описать затруднения первоклассников в учебе.
Каждый учитель по кругу говорит одно-два слова, которое указывает на затруднения современных первоклассников в процессе обучения.
Формулировка проблемы. Определите, какие трудности первоклассников, связанные с педагогической готовностью к обучению в школе и с психологической готовностью звучали в предложенных ответах.
Сообщение темы семинара. Тема, которую мы сегодня рассматриваем- «Психолого-педагогические трудности современных первоклассников при освоении школьной программы». Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Чем отличаются психологические затруднения от педагогических трудностей современных первоклассников?
Какие психолого-педагогические условия в учебно-воспитательном процессе необходимо создать для успешного преодоления затруднений первоклассников?
Влияет ли уровень готовности первоклассника к систематическому обучению в школе?
Постановка цели и задач семинара.
Основной целью семинара является: содействовать совершенствованию психолого-педагогической компетентности учителей в вопросах планирования по преодолению затруднений первоклассников в обучении.
Сегодня на семинаре мы с вами познакомимся с таким понятием, как «Школьные трудности»; вспомним характеристику педагогических и психологических трудностей в обучении; определим условия для преодоления этим трудностей; представим планыпо оказанию необходимой помощи учащимся, испытывающих затруднения в процессе обучения.
Работа по теме семинара.Психолог. Современные дети, поступающие в школу, существенно отличаются от своих сверстников 80-х гг. прошлого века.
Практическая работа. Работа в группах.
Группа I. Распределите карточки с психологическими особенностями современных детей к обучению в школе.
Группа II. Распределите карточки с педагогическими особенностями современных детей к обучению в школе.
Карточки для учителей.
У современных детей 6-7 лет внутренняя позиция школьника обогащена знаниями о содержании школьной жизни и необходимости учения как социальной деятельности.
Внутренняя позиция школьника у современных первоклассников, в большей мере характеризуется стремлением к сохранению дошкольных форм отношений со взрослым.
Период формирования раннего образа Я у современных детей становится более продолжительным.
Современные первоклассники по своему личностному развитию не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. У многих детей продолжают ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (доминирование игровой мотивации и т.д.).
Современные первоклассники более самостоятельны и независимы, чем их сверстники несколько десятилетий назад. Это качество будет способствовать развитию самоорганизованности, однако в школе может стать причиной проблем с дисциплиной.
Современные первоклассники сильно разобщены. Дети редко встречаются со сверстниками и играют в коллективные игры. Компьютеры, айпады, айфоны, различные гаджеты — теперь играют незаменимую роль в жизни каждого современного ребенка. Они находят огромное количество полезной информации в интернете. Теперь существует огромное количество виртуальных игр, которые так любят дети. Поэтому возникают коммуникационные проблемы, которые испытывают дети в первом классе.
Не всегда взрослые являются авторитетными персонами у будущих школьников. И это может отражаться на взаимоотношениях с преподавателями.
Завышенная самооценка современных первоклассников чаще всего формируется благодаря так называемой слепой любви родителей. Мама и папа стараются купать малыша в своей любви. Иногда это становится причиной избалованности и эгоизма ребенка. В присутствии родителей такой малыш будет капризным, требовательным.
Специалисты в области педагогики и психологии отмечают, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с поведенческими расстройствами: у школьников наблюдаются гиперактивность, тревожность, агрессия и т.д. На уроках такие дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим.
В современном мире каждый день школьники получают огромное количество разнообразной информации, интенсивно получают знания. Но детская психика бывает не готова к такому бурному потоку, и первоклассники получают мощный стресс и нежелание посещать учебное заведение.
Современные школьники поступают на обучение в 1-ый класс с различным уровнем развития познавательных процессов.
В настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20-25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.
Одна из основных проблем для современных младших школьников — это обилие дополнительных занятий. Ребенок, который пошел в первый класс — это зона дополнительного внимания для педагогов и родителей.
Целью современных школьных программ является разностороннее развитие ребенка, развитие его мышления и приучение его к самостоятельности, но в реальной жизни бывает и по-другому: ребенку не учение, а одно мучение. Дети, регулярно сталкиваясь с чем-то непонятным, вырабатывают в себе чувство неуверенности. Интеллектуальные сверх нагрузки вредны для здоровья: дети могут испытывать постоянную усталость, терять мотивацию к обучению, становиться нервными, плаксивыми.
Итог. Психолог. Без психолого-педагогических знаний, которые провоцируют неуспешность в обучении первоклассников, невозможно создать оптимальные условия для преодоления затруднений, принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования.
Групповая дискуссия.
Психолог. – Как определить готов ли первоклассник к систематическому обучению в школе? Поразмышляйте над проблемой психолого-педагогической готовности к обучению.
Вопросы к дискуссии.
Почему необходимо определить готовность ребёнка в самом начале обучения?
В чем может проявляться неподготовленность к школьному обучению?
Как учитель может использовать начальную информацию о готовности первоклассников к обучению в начальной школе?
Как проходит процесс адаптации у детей, не готовых к систематическому обучению?
Составьте план, в котором будут представлены мероприятия по преодолению затруднений первоклассников не готовых к обучению.
Психолог. Представьте план группы по оказанию необходимой помощи учащимся, испытывающими затруднения в процессе обучения.
Психолог. Каждый педагог (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Мои мероприятия по педагогической поддержке первоклассников— это …
Задание группам учителей.
Группа I. Составить рекомендации «Психологические условия, способствующие успешному преодолению затруднений учащихся».
Группа II. Составить рекомендации «Педагогические условия, способствующие успешному преодолению трудностей учащихся».
Знакомство с рекомендациями.Психолог. Предлагаю вам познакомиться с условиями, которые можно создать для преодоления затруднений первоклассников в учебном процессе. Во время чтения каждый учитель отмечает знаком “+” то условие, которое он уже использует в своей работе. Условие, которое вам покажется интересным – запишите.
Подведение итога. Рефлексия. Какие задачи мы решали на семинаре?
Психолог. Наш семинар подошел к концу, и вам предлагается в завершение заполнить анкету, где вы сможете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.
Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и высказывают свои пожелания.
Упражнение «Что я приобрел?»
Цель — проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.
Психолог. Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять в работе.
«Осуществление благоприятной адаптации учащихся 1-х классов к учебному процессу»
1. Обратить внимание на результаты стартовой психологической диагностики и при составлении поурочных планов использовать задания и игры развивающего характера по выявленным проблемам.
2. Использовать методы и приемы, развивающие познавательные процессы детей, повышающие мотивацию к учебному процессу.
3. Применять методики развивающие произвольность психических функций и гармонизирующие эмоционально - волевую сферу, поведенческие реакции: снижение уровня тревожности, гиперактивности, утомляемости.
4. Способствовать созданию доброжелательной, благоприятной атмосферы в классе, формируя позитивное отношение к учению.
5. Использовать «ситуацию успеха» в учебной деятельности для каждого ученика.