Тренинг с родителями (совместно с детьми)
"Семья - это то, что с тобой всегда"
Цель:
- раскрытие важности семьи для становления человека;
- способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми;
- воспитывать чувство уважения за своих родителей и чувство гордости за своих детей.
Оборудование:
- презентация;
- анкеты для детей и родителей;
- плакаты с пословицами;
Ход родительского собрания
На входе весит плакат с деревом, на котором все присутствующие рисуют листочки (разным цветом) Определяется настроение присутствующих.
1. Слово психолога.
Здравствуйте!
Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Правила, которые при этом надо выполнять!
1. Здесь мы все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
2. Говорит один, все слушают, не перебивая.
3. Можно не отвечать на вопрос, если не хотите или не можете.
Чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. Называем свое имя или имя и отчество и с помощью описания погоды постарайтесь выразить своё настроение и самочувствие сейчас.
Начнём с меня.
Меня зовут ……. У меня сейчас переменная облачность. Тихая безветренная погода.
Кто следующий?
Остальные — улыбнитесь, если у вас в душе хорошая погода и просто называйте свое имя.
Продолжим знакомиться.
Упражнение «Перебежки»:
Участникам предлагается вставать, если описание подходит:
- Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
- Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
- Вместе читают книжки;
- Имеют общее увлечение;
- Встать и поменяться местами тем, у кого нет сестренок;
- Встать и поменяться местами тем, у кого нет братишек;
- Встаньте и поменяйтесь местами тем, кого дома наказывают;
- Помогают маме мыть посуду;
- Помогают маме выносить мусор;
- Вместе путешествуют.
- Встаньте те кто любит сладкое;
2. Введение в тему.
Психолог: - Сегодня у нас совместная встреча родителей и детей для того, чтобы лучше узнать друг друга и лучше друг друга понять.
Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? О семье.
- А как Вы понимаете это слово “семья”?
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (говорят дети класса, а можно выдержки из сочинений)
Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
О семье написано очень много стихотворений, в которых или воспевается семья, или отражаются её проблемы. Одно из таких стихотворений предлагаем вам прослушать и ответить на вопрос: “Чем является семья для автора этого произведения?”
(стихотворение читает заранее подготовленный ученик или психолог)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!”
Лангер М.
Психолог: - Так чем же является семья для автора этого произведения?
(Высказывания детей и родителей.)
3. Задания командам (команда детей и команда родителей).
Задание 1.
Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье? Командам даётся время на подготовку, выбирают, кто будет отвечать.
Задание 2.
Всегда ли в доме “хорошая погода”? Может ли быть семья идеальной?
Конфликты возникали всегда. Как это ни странно, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Это нормальное явление. В словаре даётся следующее определение конфликта. “Это столкновение противоположных сторон, мнений, сил”.
Задание 3.
Подумайте, из-за чего чаще всего у вас возникают конфликты в семье?
Ребята обсуждают проблему в команде, затем высказывают свои мнения.
Идет мозговой штурм (проблемы взаимоотношения в семье)
Классный руководитель читает легенду.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга”? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам предлагается отгадать это слово. (ТЕРПЕНИЕ)
Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.
Опрос: «Знаете ли вы своего ребенка?»
Все берут по ручке и бумаге. Ведущий задает вопросы. В ответах ребенок пишет о себе, родитель – о ребенке. После этого ведущий еще раз зачитывает вопросы, а семьи вместе просматривают оба ответа, сравнивают, обсуждают, делают выводы.
Вопросы:
Имя лучшего друга (подруги)
Любимый школьный предмет
Любимая музыка
Любимый цвет
Предпочитаемый вид отдыха
Где находится самая большая родинка
Последнее, что читал
Цвет глаз
Как зовут учителя физкультуры
Из наблюдения: Ни один родитель не ответил правильно о родинке. Только половина родителей знают, что читают их дети. Трое не смогли вспомнить цвет глаз своих детей. Лишь две мамы знают имя учителя.
Задание 3.
Ребята, вы тоже станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумывались ли вы над этим вопросом?
А вы, уважаемые родители, когда-то были 11-тилетними юношами и девушками. А какими вы были?
(каждая команда обсуждает предложенные вопросы и дает ответы)
Психолог: А сейчас я предлагаю заполнить анкеты, каждой группе свои (родители и дети).
Анкета для детей
- Я хочу...
- Чем я радую своих родителей?
- Чем огорчаю?
- Считаешь ли ты своих родителей строгими, но справедливыми?
- Что для тебя главное в семье?
- Что бы ты хотел изменить в себе?
- Пожелание родителям…
Анкета для родителей
- Я хочу...
- Чем вас радует ребёнок?
- Чем огорчает?
- Считаете ли вы себя строгими, но справедливыми родителями?
- Что для вас главное в семье?
- Чтобы вы хотели изменить в себе?
- Пожелание ребенку…
А сейчас я предлагаю объединиться родителям со своими детьми. Обменяйтесь своими анкетами.
Психолог: - Я думаю, каждому родителю приятно прочитать: “Я хочу, чтобы моя семья осталось такой, как она есть”; или “Моя семья самая лучшая, я её люблю”. А может некоторым родителям придется задуматься над высказываниями своих детей и что-то изменить в укладе своей семьи.
- Народная мудрость ярко отражает проблемы семьи и взаимоотношения с родителями. Предлагаю соединить половинки пословиц, прочитать и вдуматься в их мудрые суждения.
(Дети совместно с родителями соединяют половинки пословиц, записанные на доске)
- сердце матери
- родители детям
- худо не научит
- отец сына
- лучше солнца греет
- счастья не найдёшь
- лучше матери
- обидишь отца-мать
- плохо не скажут
- друга не сыщешь
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Отец сына худо не научит.
- Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь.
- Лучше матери друга не сыщешь.
- Родители детям плохо не скажут.
“Игра без правил”
Психолог: Как часто мы – родители просим прощение у своих детей, а вы, ребята, часто ли сожалеете о своих поступках и можете в этом признаться? Часто ли мы говорим своим детям о своей любви к ним, а вы, ребята? Я сейчас предлагаю попросить друг у друга прощения и сказать друг другу самые важные и главные слова в жизни. (работа в парах, родитель-ребенок)
(все проходит на фоне спокойной музыки)
Арт терапия нарисовать «Эмблему семьи»
Рисование проходит совместно с детьми.
Психолог: - Предлагаем вашему вниманию памятки-пожелания для детей и родителей.
Памятка для родителей
(на слайде презентации)
- Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
- Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
- Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме – вы должны их хорошо знать.
- Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения – тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
- Будьте примером для ребёнка, ведь как сейчас вы относитесь к нему, так и к вам будут относиться в старости.
- Помните, что ребёнок – гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо, и воспитать его надо так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло родного дома.
Памятка для детей
(на слайде презентации)
- Любите, берегите и цените своих родителей – вам их никто не заменит.
- Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь своим родителям – это принесёт им радость.
- Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день – это зависит только от вас самих.
- Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
- Помните слова М. Цветаевой: “Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими”.
3. Заключение.
Мы сегодня с вами выяснили, что “погода в доме”, зависит во многом и от вас самих.
Добрые дети — дому венец, худые дети дому конец.
Видите, ребята, как много зависит от вас?
Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!
Семья это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья — это то, что с тобою
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом
Сердце навеки останется в нём?
Психолог: - Надеемся, что после сегодняшней встречи, вы по-другому взглянете друг на друга. Будем рады, если отношения в вашей семье изменятся в лучшую сторону, а у кого-то они станут ещё лучше.
(в заключение включается притча «Наши дети»)
Любите и понимайте друг друга!