Идею обязательного школьного образования пропагандировал еще основатель движения Реформации Мартин Лютер в начале 16 в. Он считал это необходимым для того, чтобы все прихожане могли самостоятельно читать Библию. Вольный город Страсбург в 1598 г. утвердил это требование в качестве правовой нормы. В 1616 г. Закон об учреждении школ потребовал, чтобы при каждом церковном приходе в Шотландии была создана школа, финансируемая прихожанами и находящаяся под наблюдением церкви. В конце 18 в. законы об обязательном начальном образовании были приняты в Австрии, Пруссии. В 19 веке – во всех европейских странах и Соединённых Штатах Америки. В Российской империи закона об обязательном образовании так и не было принято до 1917 г., в СССР о введении всеобщего начального образования было объявлено в 1930 г.
Почему государства уделяют такое пристальное внимание развитию системы образования? Это связано с тем, что образование выполняет очень важные общественные функции: экономическую, социальную и культурную.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система образования в РФ»
Тема: Система образования в Российской Федерации
Целевая аудитория: учащиеся
Цели:
Учащиеся
должны знать:
должны уметь:
3 основные части системы образования в РФ;
ступени общего образования;
7 общемировых тенденций развития образования.
работать в группе;
представлять идеи в виде условно-символьных схем;
проводить рефлексию групповой деятельности.
Функции образования
Современные государства проводят активную политику в сфере образования. Большинство детей учатся в бесплатных государственных школах, во многих странах государственные колледжи и университеты преобладают в системе профессионального образования.
Идею обязательного школьного образования пропагандировал еще основатель движения Реформации Мартин Лютер в начале 16 в. Он считал это необходимым для того, чтобы все прихожане могли самостоятельно читать Библию. Вольный город Страсбург в 1598 г. утвердил это требование в качестве правовой нормы. В 1616 г. Закон об учреждении школ потребовал, чтобы при каждом церковном приходе в Шотландии была создана школа, финансируемая прихожанами и находящаяся под наблюдением церкви. В конце 18 в. законы об обязательном начальном образовании были приняты в Австрии, Пруссии. В 19 веке – во всех европейских странах и Соединённых Штатах Америки. В Российской империи закона об обязательном образовании так и не было принято до 1917 г., в СССР о введении всеобщего начального образования было объявлено в 1930 г.
Почему государства уделяют такое пристальное внимание развитию системы образования? Это связано с тем, что образование выполняет очень важные общественные функции: экономическую, социальную и культурную.
Оно готовит будущих работников, профессионалов. Современной экономике нужны специалисты, которые способны осваивать научные и технические новшества и эффективно их использовать.
Школа способствует социализации личности, формированию тех качеств, которые превращают человека в полноценного члена общества. Кроме того, доступное для всех образование сглаживает социальное неравенство и дает возможность выходцам из разных социальных слоёв реализовать свой потенциал.
И, наконец, с древности система образования была главным каналом передачи из поколения в поколение культурного наследия общества. Только усвоив его, человек может творить, создавать нечто новое.
Принципы, определяющие функционирование системы образования в Российской Федерации
«Закон об образовании» определяет основные принципы его развития в нашей стране.
гуманистический характер;
приоритет общечеловеческих ценностей;
право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур;
общедоступность;
адаптивность системы образования к потребностям учащихся;
светский характер государственных учреждений образования;
свобода и плюрализм в; демократический, государственно-общественный характер управления.
Сеть образовательных учреждений в Российской Федерации
В системе образования Российской Федерации выделяют три основные части: основное, профессиональное и дополнительное образование.
Общее образование является обязательным, его цель. Чтобы получить полноценное среднее образование, ребенку нужно пройти через несколько ступенек.
Первая из них – дошкольные образовательные учреждения: детские сады. Правда, их посещение не является обязательным. Далее – начальное образование: первые четыре класса школы.
Следующая ступенька – общее основное образование, с 5 по 9 классы. И, наконец, среднее (полное) общее образование – 10 – 11 классы. После окончания 9 и 11 классов, чтобы получить документ об образовании, вам предстоит пройти государственную итоговую аттестацию и сдать единые государственные экзамены. Учреждения, где можно получить общее образование, разнообразны. Это не только дневные, но и вечерние школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты.
Профессиональное образование можно получить в профессиональных лицеях и колледжах, высших учебных заведениях: университетах, институтах, академиях. После вуза профессиональное образование можно продолжить в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, учреждениях повышения квалификации.
Дополнительное образование дети и подростки могут получить в дворцах и домах детского творчества, детских спортивных школах, школах искусств. Развивается также система дополнительного образования для взрослых.
Системы образования в странах мира
Наверное, вам будет интересно сравнить российскую школу со школами других стран.
В Соединенных Штатах Америки в начальной школе дети учатся с нулевого класса (он обязателен не во всех штатах) до 5 или 6. В школу принимают детей с пяти лет. В начальных классах один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры. Главные предметы: арифметика, чтение и письмо. Часто обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение.
Средние школы: с 6-7 по 8 класс. Один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным и социальным наукам, физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии. В средней школе начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки.
Старшая школа: 9 – 12 классы. Ученики могут выбирать свои классы более свободно. Минимальные требования для получения диплома: 3 года естественных наук, 3 года математики, 4 года литературы, 2 – 4 года социальных наук, 1 – 2 года физкультуры. Изучение иностранного языка не обязательно, но для поступления во многие вузы требуется 2 – 4 года их изучения. Остальные классы ученики выбирают сами. Это могут быть дополнительные науки, изобразительные искусства, игровое искусство, компьютерная техника, издательское дело, труд. В продвинутых классах старшей школы, особенно в последние два года, ученики могут готовиться к экзаменам Международного бакалавриата.
Отметки, как в школе, так и в вузах, выставляются по системе A/B/C/D/F, где A – лучшая отметка, а F - неудовлетворительно.
Во Франции дошкольное образование не является обязательным. В начальной школе 5 классов, дети начинают учиться с 6 лет. После окончания цикла обучения, учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании.
Среднее образование состоит из двух блоков: колледж и лицей. Отсчет классов в средней школе идет в обратном порядке: с шестого по третий класс. Обучение в колледже является обязательным. Дети изучают стандартный набор общеобразовательных предметов и обязательно один из иностранных языков. После 3-его класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании колледжа.
После 3-его класса ученики могут выбрать два пути получения дальнейшего образования. Можно поступать в профессиональные лицеи, либо получать образование в лицеях, которые готовят учащихся для поступления в высшие учебные заведения. Учатся в таких лицеях – общих или технологических – 3 года (2-ой, 1-ый и заключительный классы), после чего сдают экзамены на степень бакалавра. Без этого свидетельства нельзя поступить в ВУЗ.
Отметки во Франции выставляются по 20-балльной системе, где 20 – лучшая отметка, а ноль – самая плохая. Иногда выставляется дробная отметка: 16,5 или 7, 75 баллов.
Маленькие китайцы учатся в начальной школе с 6 до 12 лет. Основными предметами обучения являются: китайский язык, математика (эти два предмета поглощают около 60% учебного времени), естествознание, иностранный язык. Обязательными также являются моральное воспитание, музыка, спорт, с 4-ого класса как минимум 2 недели в году ученики должны проводить на работах в мастерских или на близлежащих фермах.
Средняя школа состоит из 2 ступеней – начальной и старшей – продолжительностью каждая по 3 года. Более 40% учебного времени отводится изучению китайского языка, математики и иностранного языка. Обязательным в Китае является 9-летнее образование. Чтобы продолжать учебу, необходимо сдать очень серьезные экзамены. Как и в нашей стране, после окончания полной средней школы ученики сдают единый государственный экзамен. Документ о его результатах посылают в вузы, которые отбирают лучших выпускников. Старшая средняя школа и высшее образование в стране платные. В некоторых семьях расходы на обучение составляют почти треть семейного бюджета.
Общие тенденции в развитии образования
Конечно, в каждой стране есть свои особенности в развитии системы образования. Но можно выделить и общемировые тенденции.
Демократизация системы образования: во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.
Рост продолжительности образования: современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.
Непрерывность образования: в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.
Гуманизация образования: внимание школы, педагогов обращено к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.
Гуманитаризация образования: повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.
Интернационализация процесса образования: создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.
Компьютеризация процесса образования: использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
В статье 26 Всеобщей Декларации прав человека еще в 1948 году было зафиксировано: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным».
Но до сих пор это право не обеспечено для всех. Около 20% взрослых на планете неграмотны. И если уровень грамотности в развитых странах, в том числе и в России более 97 %, то есть государства, где он не достигает 35 %. Не случайно, проблема грамотности и недоступности образования относится к числу глобальных проблем.