ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………2
Основное содержание……………………………………………………...3
Школьная система образования Германии…………………………...3
Школьная система образования России……………………………....6
Документы после окончания учебных школьных заведений России и Германии……………………………………………………………...7
Различия школ России и Германии…………………………………...8
Вывод………………………………………………………………………10
Литература и источники………………………………………………….11
Приложения……………………………………………………………….12
1. Введение
Тема данного исследования - «Германия и Россия: система школьного образования». Образование человека играет большую роль в его жизни.
После 80-х годов XX века наблюдается всплеск миграции населения в Германию. Многие эмигранты начинают хвалить школьную систему Германии, но при этом, забывая, что свое образование они получили здесь на Родине, в России. При разговоре со своими родственниками мне тоже приходилось слышать, что в Германии обучают в школах лучше. Вот тогда и пришла мысль о создании научной работы. Я прочитала много литературы о системе образования в нашей стране, но т.к. я в школе изучаю немецкий язык, хотела бы как можно больше узнать о системе образования в Германии.
Цель данной работы: составить сравнительный анализ систем школьного образования Германии и России; развить интерес к стране изучаемого языка.
Задачи: 1. Изучить типы школ Германии
2. Изучить типы школ России
3. Изучить материал о том, какие документы получают обучающиеся после окончания школьных учебных заведений в России и Германии.
4.Обобщить собранный материал и на основе этого материала выявить различия и сходства данных школ.
5. Составить сравнительную характеристику
Объектом данной исследовательской работы будет школьная система.
Предмет исследования школы России и Германии.
Для реализации исследовательской работы, изучила немецкие журналы, газеты, книги и интернет источники. Знание немецкого языка помогло разобраться во многих вопросах. Выполняя переводы к данному исследованию, пополнила свой словарный запас. Большую помощь оказала нам учительница одной городской основной школы города Брамен, Фрау Лоскутова. Фрау Лоскутова рассказала о расписании уроков в немецких школах и предоставила фотографию расписания уроков в начальной школе.
Актуальность данной исследовательской работы заключается в изучении системы школьного образования в сравнении с другой.
Новизна данной исследовательской работы – в сопоставлении двух систем школьного образования.
В процессе работы над данной исследовательской работой были использованы описательный и сравнительно-сопоставительный методы, беседа, анализ полученной информации.
Работа может быть использована на уроках немецкого языка, обществознания, классных часах.
2. Основное содержание
2.1 Школьная система образования Германии
Германия – федеративное государство, состоящее из 16 федеральных земель. В основном образовательные учреждения являются государственными. В каждой федеральной земле принят свой закон об образовании, однако все они разработаны на основе общего федерального закона. Каждая федеральная земля самостоятельна в определении времени посещения школ, сроков обучения и учебников. Учебные планы и образовательный уровень каждой земли различны. (Приложение 2) Школьное образование двухступенчатое: начальная ступень Primarstufe и учреждения среднего образования Sekundarstufe I и II.
Школьное образование в Германии представлено следующими типами школ (Приложение № 1):
1. Начальная школа (Grundschule).
2. Ориентировочная ступень (Orientierungsstufe).
3. Основная школа (Hauptschule).
4. Реальная школа (Realschule).
5. Гимназия (Gymnasium).
6. Комплексная (общая) школа (Gesamtschule). (Приложение1)1
Общая для всех первая ступень школьного образования называется «начальная школа» («Grundschule») и является фундаментом системы образования. Срок обучения в ней составляет 4 года, в Берлине и Бранденбурге – 6 лет. Отсутствует разбиение по предметам, то есть применяется комплексное обучение в одном курсе: «Мир, в котором мы живем» («Sachunterricht»). Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. По окончании начальной школы учащиеся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикой и рекомендацией для продолжения образовании в том или ином типе старшей школы.2
После окончания начальной школы родители в соответствии со школьной рекомендацией и желанием ребенка самостоятельно выбирают, в какой школе продолжить образование.
В некоторых федеральных землях 5 и 6-й классы образуют так называемую ориентировочную ступень («Оrientierungsstufe»). Ориентировочная ступень создана специально для тех ребят, которые еще не могут определиться с выбором школы, или им просто не хватает знаний. Это 5-6 классы в начальной школе или младшие классы в средней школе.
Основная, или полная народная, школа является обязательной для всех учеников, которые после окончания срока посещения начальной школы не пошли в реальную школу или гимназию. Последним обязательным классом этой школы является девятый, а в некоторых землях – десятый. В большинстве земель ученикам дается возможность добровольного посещения дополнительного десятого класса.
Цель основной школы – подготовить ученика к продолжению образования в рамках второй ступени II, на пути профессионального обучения и посещения общеобразовательных курсов
В этой школе особое внимание уделяется выбору будущей профессии, упор делается на такие предметы как труд, черчение, домоводство. Учащиеся изучают специальные предметы, такие как Arbeitslehre («Мир работы»), учение о воспитании, планирование домашнего хозяйства. Существует разбиение классов на потоки по успеваемости учеников. После 5 лет обучения, в возрасте 15-16 лет, выпускники могут начать работать или продолжить обучение в профучилище.
Реальная школа (Realschule) принадлежит ко второй ступени I; в обычном варианте она включает в себя классы с 5-го по 10-й. Для учеников основной школы, решивших после окончания 7-го класса перейти в реальную школу, существует особый, трехклассный, вариант реальной школы. |
Реальная школа дает расширенное общее образование повышенного уровня и готовит учеников к курсам профессионального обучения в профессиях, предъявляющих повышенные требования к самостоятельному мышлению, чувству ответственности и умению руководить людьми. 3 Все ученики обязаны изучать иностранный язык. В отличие от основной школы, где выбора нет (почти везде изучается английский), в реальной школе предлагается на выбор несколько иностранных языков. Ученик должен выбрать один из них |
Самая престижная школа в Германии, гимназия (Gymnasium). Классы 5 – 13. Гимназии специализируются на трех профилях: общественный, гуманитарный и технический. В старших классах гимназии введена система курсов, как основных, то есть обязательных для всех, так и выбираемых индивидуально курсов повышенной трудности.
Цель гимназии: углубить и расширить общеобразовательные знания и на их основе познакомить учеников с научными методами получения и обработки информации в современном мире, создавая предпосылки, необходимые для успешной учебы в вузе, для поступления на соответствующие курсы обучения профессии.
Комплексная школа включает в себя классы с 5-го по 10-й (7–10-е); она принадлежит ко второй ступени I. Ее программа соединяет в себе элементы гимназии и реальной школы. Ученики равно осваивают гуманитарные и точные науки. Выпускники имеют возможность сдавать экзамены по программе гимназии и подавать документы в университет. Не во всех землях есть такие школы.
Цель общей школы – объединить под одной крышей все школы с их предметами, курсами, требованиями к выпускным аттестатам. 4
2.2. Школьная система образования России
Рассмотрев подробно систему образования в Германии, можно перейти к описанию образования у нас в России. Школьное образование в России представлено следующими типами школ:
- начальная школа;
- средняя общеобразовательная школа;
- лицеи;
- гимназии;
- специальные школы.5
Начальная школа - это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
Основная школа. В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы, который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.
Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время наблюдается переход в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться.
Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Лицей – «тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название «лицей» принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю».
Гимназии – это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.
2.3. Документы после окончания учебных школьных заведений России и Германии
По завершении обучения в России ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.
Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Выпускникам 9-х классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании.
По окончании основной школы в Германии, после 9 классов этой школы ученик получает документ об окончании 9 классов - Hauptschulabschluss (HSA) nach Kl. 9. Дальше он может идти в класс 10A (худшая успеваемость) или 10B (лучшая успеваемость) или сразу в профессиональное училище. Те, кто оканчивает класс 10A, получают HSA nach Kl. 10. и могут продолжить обучение только в профессиональных училищах. Те, кто оканчивает класс 10B, получают Fachoberschulreife (FOR) и могут перейти в другую школу, чтобы учиться в 11, 12, 13 классах, либо выбрать обучение любой профессии в профессиональных школах. После 10 класса получают Fachoberschulreife (FOR) и дальше идут учиться на профессию или в следующие 11, 12, 13 классы. После 12 класса получают Fachhochschulreife (FHR), что дает право идти в высшие специальные учебные заведения (институты). После 13 класса - Hochschulreife (HR) или Abitur, что дает право учиться в университетах. Ученики 13 класса называются абитуриентами. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. 6
2. 4. Различия школ России и Германии
Автор пришел к выводу, единый день знаний, это лучше. Если посмотреть на репортажи по телевиденью то в них присутствует радость, духовный подъем. В соц. сетях все друг друга поздравляют.
Следует отметить, что эта традиция, отражает связь поколений, преемственность, начало первого урока, начало учебного года.
Она рассказала, что расписание в школе, это большая магнитная доска на которой расположены цветовые прямоугольники. Рядом с расписанием расположен лист с перечнем предметов, каждому предмету соответствует цвет. Удобство в том, что завуч просто переставляет прямоугольники и ему не надо его писать. Учащиеся начальной школы, которые не умеют еще читать, легко ориентируются в цветовой гамме.
Оценки в Германии ставят по шестибальной системе, от 1 до 6. Единица - это лучшая оценка, но ставят её крайне редко. Это вроде российской 5+. В первых двух классах оценки детям обычно вообще не ставят, потому что немцы считают, что это может помешать ребёнку развиваться. Лишь с третьего класса начинаются первые контрольные работы.
Учеба школьников в российских школах оценивается по общепринятой в стране пятибалльной системе с 1-11 класс. Сегодня на уроках учитель совместно с учениками вырабатывает критерии оценки на уроке. (Приложение 5)
Автор пришел к выводу, дежурства важны, это говорит об ответственности, о том, что учащиеся привыкают к труду. А сменная обувь всегда важна, учащиеся должны уважать чужой труд. В Германии, за детьми убирает технический персонал. Автор пришел к выводу, что тем самым приучают учеников к иждивенчеству.
В российской школе надо не только учиться, но также готовиться к разным мероприятиям. Например, осенью - «Осенний бал», зимой: «Рождество», «Новый год» и «День влюблённых» (День Валентина), весной: «День смеха» (1-ого апреля) и, конечно, «Последний звонок»
Мы считаем проведение школьных мероприятий способствуют сплочению коллектива не только класса, но и школы. Воспитывают в учащихся дух патриотизма, коллективизм.
Автор пришел к выводу, что если в целом посчитать каникулы ученика из Германии и ученика из России, получится примерно одинаковое количество выходных.
После окончания школы в Германии перед выпускником встают различные пути продолжения образования, в техникуме, профессиональное училище, специальное профессиональное училище или ВУЗе.
Не все школы предоставляют уровень образования, достаточный для поступления в высшее учебное заведение, фактически такой аттестат зрелости выдается только после успешного окончания гимназии или объединенной школы.
|
Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Это составляет значительное различие с гимназиями в Германии, завершение лишь которых дает право на поступление в высшее учебное заведение. Формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1-го класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании. В этом случае выпускникам 9-х классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования или пойти в учебное учреждение профессионального типа. |
3. Вывод
Проанализировав и подробно рассмотрев в своей работе систему школьного образования в России и в Германии, автор пришел к следующему выводу:
школьная система образования России более демократична.
в России ребенок может оканчивать школу, не задумываясь о своем будущем. А уже потом выбирать любую профессию. В Германии будущую профессию или хотя бы уровень образования нужно выбирать уже после четвертого класса, чтобы закончить нужную ступень обучения в школе и пойти учиться дальше.
Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
Полное среднее образование или производственно-техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в вуз. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.8
В заключение можно выделить несколько основных закономерностей общего среднего образования Германии и России:
• полная средняя школа преимущественно подразделяется на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;
• обязательным является обучение только в средней школе, после окончания, которой ученик выбирает дальнейший путь получения образования. (Приложение 4)
Социально-практической значимостью данной исследовательской работы является возможность использования представленных материалов при подготовке к занятиям по другим предметам. Составлена презентация.
4. Литература и источники:
Беспалова Т.А. Система образования в России и Германии: сравнительный анализ. Образование и общество. №5, 2006.
Бим И.Л. Немецкий язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Панасюк Х.Г.-И. Германия: Страна и люди. – Мн.: Выш.шк., 1996.
Писарева Л.Н. Оценка учебных достижений учащихся в ФРГ. Народное образование. №7, 2004.
Родин О.Ф. Bundesrepublik Deutschland. Федеративная Республика Германия: учебное пособие по страноведению / О.Ф.Родин. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2009.
www.studying-in-germany.de – о системе образования в Германии
http://startdeutsch.ru/poleznoe/temy/233-razlichiya-russkoj-i-nemetskoj-shkoly-na-nemetskom-s-perevodom
FB.ru: http://fb.ru/article/172648/proishojdenie-slova-shkola-etimologiya-slova-shkola
http://vseobr.com/detskoe-obrazovanie/shkolnoe-obrazovanie-v-germanii/
Приложения:
Приложение№1
Приложение№2
Приложение №3
Расписание уроков
Приложение 4
Приложение 5
Оценка учебных достижений учащихся в Германии и России
Россия Германия
5 1«sehr gut» (очень хорошо)
4 2«gut» (хорошо)
3 3«befriedigend» (удовлетворительно)
2 4«ausreichend» (весьма посредственно)
1 5«mangelhaft» (неудовлетворительно)
- 6«ungenügend» (очень плохо)
1 Бим И.Л. Немецкий язык: Учебник для 8 кл. общеобразоват. Учреждений,с.51,52. М.: Просвещение, 2012.
3 Беспалова Т.А. Система образования в России и Германии: сравнительный анализ. Образование и общество. №5, 2006.
4 www.studying-in-germany.de – о системе образования в Германии
5 FB.ru: http://fb.ru/article/172648/proishojdenie-slova-shkola-etimologiya-slova-shkola
6 Писарева Л.Н. Оценка учебных достижений учащихся в ФРГ. Народное образование. №7, 2004.
7http://startdeutsch.ru/poleznoe/temy/233-razlichiya-russkoj-i-nemetskoj-shkoly-na-nemetskom-
13