Методическая разработка на тему «Семья – это то, что с тобою всегда» предназначена для проведения внеклассного мероприятия с учащимися и их родителями. Разработка включает в себя проведение командных игр разных видов (закончи пословицу, загадки, размышления, «узнай родственника» и т.д.). Сценарий мероприятия может быть использован воспитателями детских садов, классными руководителями, педагогами дополнительного образования для проведения семейных праздников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Семья – это то, что с тобою всегда!»»
6
Департамент образования администрации г. Арзамаса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
Конкурс методических разработок
«Семья – основа воспитания»
«Семья – это то, что с тобою всегда!»
(сценарий внеклассного мероприятия)
Подготовила:
Молькова Т.А.,
педагог дополнительного
образования
г. Арзамас, 2015г.
Аннотация.
Методическая разработка на тему «Семья – это то, что с тобою всегда» предназначена для проведения внеклассного мероприятия с учащимися и их родителями. Разработка включает в себя проведение командных игр разных видов (закончи пословицу, загадки, размышления, «узнай родственника» и т.д.). Сценарий мероприятия может быть использован воспитателями детских садов, классными руководителями, педагогами дополнительного образования для проведения семейных праздников.
Введение. Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами. Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе с другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни семейной жизни передавались от поколения к поколения естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.
В настоящее время всё яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времён не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь всё более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, т.к. для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет её.
Тема семьи была, есть и будет всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.
Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье.
Задачи:
формирование у учащихся нравственных качеств личности, ценностного отношения к себе и окружающим: чувства уважения, взаимопонимания;
расширение знаний учащихся по теме семья, воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям;
развитие у детей творческих, коммуникативных способностей, познавательной активности, навыка работы в команде;
воспитание духовных потребностей.
Оборудование: 3 листа ватмана, фломастеры, бумага, авторучки, карточки с заданиями, ватман с деревом чувств, цветные листочки для дерева чувств, жетоны в виде домика, газета с фотографиями семей группы, правила работы в кругу. Подготовительная работа (оформление ученической доски). 1.Тема внеклассного мероприятия: «Семья – это то, что с тобою всегда» 2.Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой 3.Газета с фотографиями семей группы. 4.Ватман с деревом чувств. 5.Ватман для составления ассоциативной карты. 6.Характеристика цветов.
Ход мероприятия. Педагог: Здравствуйте! Я рада приветствовать родителей, детей, гостей на нашем мероприятии. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Добрый день, честной народ! Приглашаем в хоровод, Хоровод – то не простой: Мама, папа, я с сестрой. Старший брат, любимый дед, Охраняющий от бед, Бабушка – всему душа, В общем – вся моя семья! В этом дружном хороводе Разговор мы поведем О родном для нас народе: О семье, и как живем. Ну а сейчас, чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вам присутствует, выполним несложное упражнение, которое называется «Дерево чувств». С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: Красный – восторженное; Оранжевый – радостное, теплое; Желтый – светлое, приятное; Зеленый – спокойное; Синий – грустное; Фиолетовый – тревожное, напряженное; (учащиеся и родители прикрепляют листочки на крону дерева).
Педагог: Сегодня мы будем работать в группе. Вы разбились на две группы, условно – две семьи. В каждую группу входят родители и их дети. Выберите, пожалуйста, главу и название семьи (приветствие групп, на доске написать названия команд). Я буду выступать в роли ведущего и жюри. Я предлагаю вам немного поиграть. За правильные ответы заданий, команды будут получать жетоны – домики. В конце мероприятия подведем итоги игры. Первое задание будет для всех участников группы, т.е. для родителей и детей. Это составление ассоциативной карты. Какие ассоциации возникают у Вас со словом семья? (каждой команде даны ватман и авторучка)
Педагог: Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья - священный союз людей, поэтому все святые отцы благословляли семейных людей и говорили о том, что у семьи есть небесные, святые покровители. Кто они, когда отмечаются их дни, мы сегодня узнаем. В первую очередь – это святые Петр и Феврония, ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности. Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля, издавна считаются покровителями семейного благополучия. Князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час - 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме. 8 июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих молитвах молодые люди просят Бога об искренней любви, а люди постарше о семейном согласии. Педагог: Следующее задание только для детей. Загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народа.
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек) Педагог: На доске написан эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», это слово Л.Толстого. Родители, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье? Вам дается три минуты времени на подготовку (обсуждение ответов). Педагог: Есть такая пословица: «Счастье не птица само не прилетит». Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание. В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так - то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Обеим группам даны ватманы с пословицами, ваша задача – дописать пословицы. Работают родители вместе с детьми.
Пословицы для 1 команды:
В гостях хорошо… а дома лучше.
Один за всех,… все за одного.
Чем богаты,… тем и рады.
Чем бы дитя не тешилось,… лишь бы не плакало.
Яблоко от яблони … недалеко падает.
Не красна изба углами… а красна пирогами.
Дома и … стены помогают.
Без хозяина … дом сирота.
Пословицы для 2 команды:
Счастлив отец в сыновьях, …а мать – в дочерях.
Не нужен клад… когда в семье лад.
Вся семья вместе, …так и душа на месте
При солнышке - тепло,… при матери – добро
Согласную семью и … горе не берет
На что и клад, … коли в семье лад.
В семье … и каша гуще
Дружная семья и …землю превращает в золото.
Педагог: Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц? (обсуждение пословиц). Давайте подведем предварительные итоги игры наших групп – семей, посчитаем количество ваших «домиков» (на доске написать количество жетонов).
Педагог: Еще один праздник, во время которого православные молятся о даровании благополучной семейной жизни, - это Покров Пресвятой Богородицы. Происхождение праздника связывают с событиями 910 года. Церковное предание повествует о том, что на Константинополь напали сарацины, и многие жители на коленях и со слезами молились, чтобы миновала беда. Когда полчища врагов уже были готовы ворваться в город, произошло чудо: Святой Юродивый Андрей увидел, что сама Божья Матерь спустилась с небес по ступеням и, встав на колени, молилась со слезами на глазах о спасении народов. Вскоре после этого на Руси был принят праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С Покрова дня - 14 октября - начинали отмечать свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы Господь послал им хороших женихов. Они считали, что белый покров, это тот самый омофор, которым Небесная царица, покрывает землю и защищает. По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году. Педагог: А мы переходим к следующему заданию, которое называется «Словарь родства». Каждой группе будут выданы по 10 слов, вы должны написать, что они означают, работают все участники команды. Слова для 1 группы: 1.Свекр – отец мужа. 2.Тесть – отец жены. 3.Сват – отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга. 4.Зять – муж дочери, муж сестры. 5.Деверь – брат мужа. 6.Шурин – брат жены. 7.Кузен – двоюродный брат. 8.Внучатый племянник – внук брата или сестры. 9.Дядя – брат отца или матери. 10.Дед – отец матери или отца. Слова для 2 группы: 1.Свекровь – мать мужа. 2.Теща – мать жены. 3.Невестка (сноха) – замужняя женщина по отношению к родным ее мужа. 4.Свояченица – сестра жены. 5.Кузина – двоюродная сестра. 6.Единокровные (брат, сестра) – имеющие общего отца, но разных матерей. 7.Сводные (брат, сестра) – являющиеся братом (сестрой) по отчиму или мачехе. 8.Внук – сын дочери или сына по отношению к деду или бабушке. 9.Отчим – муж матери, неродной отец. 10.Племянник – сын брата или сестры. Педагог: А в следующем задании я прошу родителей поразмышлять над тем, что такое конфликт? Подумайте, из-за чего чаще всего возникает конфликты в семье? (родители обсуждают проблему в течение трех минут, затем глава семьи высказывает мнения своей группы). Педагог: Послушайте, пожалуйста, такую легенду: В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое? (учащимся предлагается отгадать это слово (терпение). Педагог: Святыми покровителям семейного благополучия еще считается благочестивая пара – Иоаким и Анна, в семье которых родилась Богородица. В христианстве они выступают как идеальная супружеская чета, как наиболее полное выражение брака как мистического таинства, в котором присутствует чудо. Иоаким и Анна отличались праведной жизнью и добрыми делами, но главной их скорбью была бездетность. В то время у израильтян считалось, что если у семьи нет ребенка, значит люди сильно прогневали Бога своими грехами. Но однажды, как повествует предание, Господь услышал молитвы супругов и послал архангела Гавриила возвестить Анне, что она родит девочку. И, действительно, вскоре Анна родила дочь, которую назвала Марией, как повелел ей Ангел. 21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник - великое утешение для бездетных супругов. Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой. Педагог: Следующие три задания будут творческими. Сейчас каждой группе будет дано по три ситуации, вы должны будете найти решение на эти ситуации. Задания 1 группе: Ситуация № 1. Дочь пришла из школы и обращается к маме: «Мама, я хочу рассказать что-то важное…» Мама: «Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова». Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы? Ситуация № 2. Дочь просит купить ей дорогое платье. А у вас нет на это денег. Что вы скажете ей? Ситуация № 3 Вы попросили сына сходить в магазин за покупками. Он отказывается, так как в это время слушает музыку. Как вы поступите? Задания 2 группе: Ситуация № 1. Ваша дочь гораздо позже назначенного времени вернулась домой. Как вы ее встретите? Ситуация № 2. Дочка должна помыть после ужина посуду. Но вместо этого смотрит телевизор. Что вы скажете ей? Ситуация № 3. Дочь хочет пригласить подружек на день рождения, а в ваших планах – рабочая поездка на дачу. Что делать?
(обсуждение ситуаций и подсчет жетонов)
Педагог: На Руси семьи были большими. Муж, жена, дети, бабушки и дедушки и т.д. все жили вместе, в одной семье. А как они назывались, мы с вами узнаем, сыграв в игру «Поле чудес». Итак, вопрос:
Как назывались большие семьи на Руси?
Команды по очереди называют буквы. Выигрывает та команда, которая первая назовет слово.
в
е
р
в
ь
Педагог: Слово «вервь» произошло от существительного «веревка», так как все родственники в семье были связаны между собой родственными связями. В современном обществе, если в семье живут только родители и их дети, такие семьи называют двухпоколенными, т.е. в них есть два поколения: старшее, к которому относятся родители и младшее, к которому относятся их дети. Поколение– люди одного возраста. А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, а и родители родителей, т.е. бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенными.
Педагог: А у нас последние задание – Семейнаявикторина. Я буду задавать вопросы, а вы на них по - очереди отвечать. 1. Скажите по латыни «семья». (Фамилия.) 2.А теперь скажите «семья» по -итальянски. (Мафия.) 3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист.) 4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.) 5.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.) 6. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний? (Третьяк, поскрёбыш.) 7. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает».) 8. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке.) 10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей? (С восемнадцати лет.) 11. Как называется фамилия женщины до её замужества? (Девичья.) 12. Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».) 13. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг.) 14. Родительский инструктаж одним словом – это... (Наказ.) 15. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи? (Улей, борть.) 16. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.) 17. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит.) 18. В каком месяце отмечается Международный день семей? (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.) Педагог: В качестве подведения итогов нашего мероприятия предлагаю вам составить пятистишие (синквейн) к слову семья, по следующей схеме: 1.Слово 2.Два прилагательных. 3.Три глагола. 4.Фраза из четырех слов. 5.Ассоциация.
(обсуждение пятистишей и подсчет жетонов, обьявление победителей) Педагог: Вернемся к «Дереву чувств», с помощью листочков сообщите, как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (учащиеся и родители на кроне дерева перевешивают свои листочки). Педагог: Я хочу закончить мероприятие словами В.А.Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми! Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчаться секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем.
Список использованной литературы и источников:
Журнал «Классный руководитель», №1-2007, стр. 57 Ст. «Давайте понимать друг друга»
Журнал «Классный руководитель», №5-2003, стр.34 Ст. «Я и семья»