Цели:
- Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях.
- Развивать внимание, мышление, воображение, речь.
- Формировать доброе отношение к родным, близким людям, воспитание чувство гордости за свой род.
- Формирование практических навыков построения взаимоотношений и навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Оборудование: компьютерная презентация.
Ход классного часа.
Эмоциональный настрой.
Учитель: Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверенна, что наше сотрудничество будет успешным.
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди. ( Слайд )
(Идут титры презентации)
Учитель: – Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня?
Учитель: - Да, сегодня мы с вами поговорим о семье. А, что такое семья? - А чем отличаются семьи друг от друг?
(ответы детей)
- Да, «Семья – это то, что с тобой всегда». Так сегодня звучит тема нашего классного часа.
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
- А, что нужно для создания семьи и заключения брака. (учитель)
(ответы детей)
( Слайд )
Учитель: В православии семья- это школа любви и школа спасения. Начиная с XIII века брак в России мог быть заключен только в церкви.
Верно вы подметили, что семью создают два человека, полюбившие друг друга. Когда они венчаются, на головы их возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Значит и любовь этих людей не имеет конца. Сначала они любят друг друга, потом своих детей, а дети любят их. И так до бесконечности.
Учитель: - А давайте посмотрим, что говорят жители нашего села о семье. ( Слайд )
Учитель: -Ребята, а кто знает, когда празднуется международный День Семьи (учитель)
(ответы детей) (15 мая) ( Слайд )
Учитель: Вы знаете, ребята, оказывается и у нас в России есть свой праздник – День семьи, любви и верности, который впервые отмечался 8 июля 2008 года. Символами праздника стали: ромашка, считавшаяся на Руси олицетворением любви, и изображение православных святых Петра и Февронии Муромских, которые жили в 13 веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей брака и семьи.
Легенде о верной любви супругов из города Мурома Петре и Февронии уже более 800 лет. Как говорится в предании, князь Пётр в 1203 году взошёл на Муромский престол. Известно, что князь был болен проказой, и никому не удавалось его вылечить. Однажды во сне князю открылось, что исцелит его дочь бортника, которую зовут Феврония. Отыскав в княжестве крестьянскую девушку Февронию, князь попросил избавить его от недуга. Феврония умела исцелять различные недуги и выполнила просьбу князя. Счастливый князь в скором времени сделал Февронии предложение стать его женой.
Но бояре воспротивились этому. Они не хотели простую крестьянку признавать княгиней и требовали от князя, чтобы он отказался от своей жены-простолюдинки, которая оскорбляет честь всей знати. Князь не согласился. И тогда бояре потребовали, чтобы Пётр покинул Муром.
Пётр и Феврония ушли из города и смиренно стали жить как простые люди в любви и согласии. А в городе во время отсутствия князя стали происходить постоянные раздоры. И тогда бояре повинившись, стали звать князя обратно – управлять городом по совести и справедливо. Супруги вернулись, и горожане полюбили кроткую, мудрую Февронию.
Дожив вместе до глубокой старости, Пётр и Феврония решают принять монашеский постриг. Исполнив задуманное, они стали жить в разных монастырях под именами Давид и Ефросинья. В своих молитвах супруги просили Господа, чтобы он призвал их к себе в один день, и завещали положить их тела в одном гробу.
Умерли они в один день и час, это случилось 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Церковные служители не сочли нужным хоронить лиц монашеского звания в одном гробу. Тела покойных положили по разным обителям. Но всем на удивление Пётр и Феврония на следующий день оказались лежащими рядом. Похоронили святых супругов вместе. Почивают благоверные супруги в храме Святой Троицы при Свято-Троицком монастыре города Мурома. ( Слайд )
Учитель: - Ребята, когда-то Ваши родители были такого возраста как вы сейчас. И пройдут годы и вы станете взрослыми и у вас будут свои семьи, свои детки. И все родители стараются передать детям свою любовь, знания, традиции. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
Учитель: - Какие семейные традиции есть в вашей семье, которые вы бы обязательно взяли в свою новую семью.
- (ответы детей)
Учитель: Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия. Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастает в ненависть и даже вражду. Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь? Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые.
- Так ли это ребята?
- (ответы детей)
Учитель: Вы абсолютно правы! Дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых отношений.
Что можно сделать для улучшения своих взаимоотношений с родителями? Возможные ответы ребята запишите на лепестках ромашки, а затем приклейте свою ромашку на доску. И зачитайте их. (3минуты)
( Слайд )
Варианты ответов учащихся.
-проявлять послушание; -быть их сторонниками; -не огорчать их; -ободрять их в период трудностей;
-проявлять человечность и участие ко всем членам семьи; -оказывать необходимую помощь по дому;
-поддерживать их во всех начинаниях; -выражать признательность и благодарность;
-проявлять понимание в принятии родителями определенных решений; -обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели; -ставить их в известность о том, где вы и с кем.
Учитель: "Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Петровых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи. ( Слайд )
1. Родители контролируют школьные дела детей.
2. Каждый член семьи имеет свои обязанности.
3. Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
4. Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
5. При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое посильное участие.
6. Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от занятий время.
7. Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
Скажите с какими правилами вы согласны? Какие вам кажутся не верными? Почему?”.
Учитель: Ребята как вы уже сказали, у каждого члена семьи есть свои обязанности. Но бывают такие ситуации, что зачастую подростки вашего возраста забывают о них. А взрослые вам напоминают об этом и обращаются с просьбами. Давайте разыграем эти ситуации для этого мне нужно 7 человек. Я буду к вам обращаться с просьбою, а вы будете отвечать как бы вы поступили. А остальные ребята в знак согласия будут поднимать руки.
- Внученька, идя со школы, ты забыла купить хлеба и к таму - же не вынесла мусор.
- Придя со школы вы покушали и делаете домашнее задание, а мама обращается ( имя ), ты не помыла посуду.
- В 20.00 вечера папа обращается к вам ( имя ), ты просил собаку и обещал за ней ухаживать, а сам не выгулял ее. Бери Барбоса и иди на прогулку. ( ребята не всегда нужно соглашаться с родителями, а объяснить, что уже поздно и это можно сделать вместе).
- Вы играете в компьютер, младший брат или сестра обращается к вам ( имя ) помоги сделать уроки.
Учитель: Да, ребята семейное благополучие зависит во многом от нас, от того, как мы научимся дарить частичку своего сердца близким нам людям. И сейчас я хочу обратиться к притче.
( Слайд )
Притча «Пятьдесят лет вежливости»
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу.
За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлебца с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».
Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу.
Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе потому, что ты так ее любишь».
Учитель: В чем смысл этой притчи? Какие качества вы увидели в отношениях этой супружеской пары.
- (ответы детей)
Учитель: А мне хочется, что бы эта притча и наш сегодняшний разговор побудил вас задуматься об отношении к близким, о том, что мир в семье и «погоду» в доме мы создаем сами, своими словами и поступками.
Учитель: Ребята, что вам дал наш сегодняшний классный час? Какие выводы для себя сделал каждый из вас? ( Слайд )
Заключительное слово. (Под спокойную музыку) Наш с вами разговор я хочу закончить сказкой.
Давным-давно, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки:
- Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила:
- Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!
- А в какие ночи твой свет становится ярким? - спросила Луна.
- Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, куда они так спешат?
- Ты узнала тайну странников?- спросила Луна.
- Да, - ответила Звёздочка. - Однажды я задала этот вопрос страннику. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, но глаза…
- А какими были его глаза? – недоумённо спросила Луна.
- Они светились в темноте от счастья и радости. Чему ты радуешься, странник? И он ответил:
- Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное. Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила:
- А ты хотела бы иметь свою семью?
- А разве это возможно? – с надеждой спросила Звёздочка.
Луна махнула рукавом золотого одеяния, ( Слайд ) и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым светом, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!
Рефлексия.
- Наше беседа подходит к концу. А как вы сами оцениваете свою работу и свое настроение. Покажите улыбками, которые у вас на столах.