Методы: беседа, групповая работа – подсчет доходов семьи.
Форма: деловая игра.
Категория воспитанников: 4-7 классы.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Введение в тему: Сегодня у нас последнее занятие по программе «Моя семья- моя радость»,давайте вспомним, что такое семья? Семья- это малая социальная группа, объединенная общим жильем, имуществом, бюджетом, родственными связями
Из кого состоит семья?
А теперь послушайте сказку: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Страной правил. Ну, понятно, дело это нелегкое. Думать надо. Решения всякие принимать. А тут напасть, какая приключилась: Дракон повадился в гости хаживать – лето и такжаркое, а он еще огнем, нежданный, пышет. Безобразие, чего уж тут говорить.Подумал царь свою думу: оборонную промышленность поднимать нужно. Потому как государство это не баня, и жару ему не надо. Сказано сделано. И начал народ государственное решение в жизнь воплощать. А она – промышленность эта оборонная – шибко тяжелая оказалась. Неподъемная прямо. Кинули специалисты клич по городам и весям: «Помогите, братцы, горим!» И послали предприятия сынов своих и дочерей оборону страны поднимать. Работа-то, она конечно, идет. Да вот результатов мало. Созвал тогда царь своих бояр. А они ему и говорят: «Надо бы, батюшка, людям зарплату платить, да одежду защитную (от дракона) справить, да технику кой - какую прикупить, для удобства подъема-то». На том и порешили. Бросились к царской казне, а там пусто. Все денежки на балы, да на великие празднества растрачены. Ой-ей! Забегали бояре по государевым палатам, теребя бороды, все думают, где бы им деньги взять на оборону царства от огнедышащего Дракона. Бегают, да на царя батюшку поглядывают – глава ведь. А он возьми и тукни себя по лбу. «Эврика!»-говорит.
Как вы думаете, что придумал царь?
И грозно и так величественно: «Почто у нас рядом соседи, пусть выручают»
- Ура! – подбросили бояре шапки в потолок.
Только сказка-то наша не закончилась. Слушайте дальше.
Заняли в долг, сколько нужно было, закупили пожарных машин и «затушили»
Дракона. Да вот беда.
Понравилась царю его выдумка. Начал он деньги занимать при каждом удобном случае.
Как опустеет казна – так, знай, бежит с поклоном к соседям.
А зимы нет. Снег не выпал. Дракон вновь повадился огнем дышать на царство.
Засуетились бояре опять, да поделать ничего не могут.
Купить ведь ничего нельзя, денег нет, соседи больше в долг не дают.
Почему соседи больше в долг не дают?
Всем уже должны. А дракон сидит себе, огнем пышет да хитро ухмыляется, потом набьет рот
орехами да дикцию отрабатывает, бормоча:
- деньги счетом крепки;
- береги денежку про черный день;
- был бы ум, будет и рубль, не будет ума – не будет и рубля.
Вот и сказочке конец. А отсюда мораль, – если непрерывно жуешь пирожки, ни за
что не похудеешь. Все должно быть в меру. Спросите, как это? А очень просто,
на каждое действие свое противодействие должно иметься. Нужно заводить своего
домашнего дракончика по прозванию – бюджет.
Тема нашего занятия: «Семейный бюджет».
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Что бы сегодня вы хотели узнать? Предлагаю написать цель нашего занятия.
3. Предъявление нового материала:
Ребята, как вы думаете, что такое семейный бюджетом. Семейный бюджет - это все денежные накопления семьи. Семейный бюджет составляютдоходы и расходы. Как вы думаете, что такое доход?
Доход - это заработная плата, пенсия, денежные средства от продажи выращенного урожая на своем участке, также выращивание домашнего скота, который затем сдается или продается на изготовление продуктов питания, премии, надбавки. Есть и второй источник доходов семьи – денежные выплаты из общественных фондов потребления, которые в среднем составляют около 10 – 20 % денежных поступлений в бюджет семьи. Кто знает, какие это поступления? Это пенсии по инвалидности, пособия на детей и матерям, имеющим маленьких детей, стипендии, льготы, субсидии (СУБСИДИИ — денежные средства, выделенные из государственного бюджета населению и предназначенные на строго определенные цели.).
Что такое расход? Расходы это целенаправленная трата доходов. На что же мы с вами будем тратить свои доходы?
.
Игра: На носок ноги первого из участников команды кладется монетка. Игрок старается, не уронив, пронести ее от линии старта до финиша (три-четыре метра) и сбросить в «копилку». Уронивший монету участник выбывает из игры.
Давайте представим наш бюджет как весы.
На одной чаше весов находятся доходы, а на другой чаше расходы. Если обе чаши будут в равновесии, то наши расходы не превышают доходы, тогда говорят, что такой бюджет сбалансированный. Нам хватает заработанных денег на жизнь, мы не делаем долги.
БАЛА́НС м. франц. перевес, бытие на перевесе, в равновесии, на весу; равновес, равновесие:
Если же расходы перетянули чашу, то наш бюджет имеет дефицит.
Предлагаю разделиться на 2 группы, представьте, что это ваша семья и вам необходимо составить семейный бюджет
Предлагается детям условная сумма денег, перечень продуктов, промтоваров, их цены за 1 кг; коммунальные услуги. Дети планируют семейный бюджет на месяц, решают, чтобы уложиться в условную сумму.
Затраты на питание;
затраты на одежду и обувь;
коммунальные услуги;
ремонт жилья и др.
I группа: Доход отца 8000 рублей,
Матери 5000 рублей,
Двое детей дошкольного возраста
II группа: Доход отца 7000 рублей,
Матери 5000 рублей.
Двое детей старшего школьного возраста.
Сравнить доходную и расходную части семейного бюджета. Определить какой бюджет получился у каждого: сбалансированный, с дефицитом или избыточный.
Давайте вспомним тему, о которой мы сегодня говорили?
Вспомните новые слова, которые вы сегодня узнали: бюджет, расход, доход, дефицит, профицит, сбалансированный. А помните, какую цель мы поставили в начале нашего занятия?
Памятка
1Разумно расходовать деньги.
2. Не покупать не нужных в хозяйстве вещей.
3.Не покупать лишних продуктов, чтобы потом их не выбрасывать.