- воспитание уважения к традициям русского народа.
Форма проведения:
Беседа с элементами игры, презентация.
Подготовительная работа:
Класс условно делится на две команды (по цвету карандашей: зелёный и жёлтый). 1 – 2 мин.
Ход беседы
Орг. момент. Вступительное слово воспитателя. (5 мин.)
Сегодня мы поговорим о русских народных загадках.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.
Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. (СЛАЙД 2)
Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.
Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.
Русские народные загадки всегда славились своей оригинальностью и разнообразием.
Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках. (СЛАЙД 3)
Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. (СЛАЙД 4)
Для загадок характерны: ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки.
Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» (замок). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира. (СЛАЙД 5)
Основная часть (20 мин.)
Какими бывают загадки:
(за правильную отгадку команда получает награду)
1).Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например: (СЛАЙД 6)
Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.
Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.
(Апельсин)
Растет у окошка в глиняной плошке
Зеленый ежик без головы и без ножек.
(Кактус)
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
(Арбуз)
2). Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. Например: (СЛАЙД 7)
Голубая простыня весь свет одевает.
(Небо)
В поле сережки на одной ножке.
(Овес)
Один костер весь мир согревает.
(Солнце)
Между веток новый дом, нету двери в доме том.
Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.
(Скворечник)
3). В загадку включено отрицательное сравнение. Например: (СЛАЙД 8)
Не зверь, не птица, а нос, как синица.
(Комар)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.
(Ветер)
Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.
(Орех)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
(Река)
4). Загадки, в описании которых использованы метафоры (метафоры – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака). Например: (СЛАЙД 9)
На пяти проводах отдыхает стая птах.
(Ноты)
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.
(Рукавица)
На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать.
(Колёса)
5). Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.
Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово. (СЛАЙД 10)
Корень мой находится в цене;
В очерке найди приставку мне;
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(О-цен-к-а)
В списке вы мой обнаружите корень;
Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдете;
В целом – по мне на уроки пойдете.
(Рас-пис-ание)
6). «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. (СЛАЙД 11)
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,
Дружно капли заплясали. Это значит…
(Дождик)
На дворе в кадушке заквакали подружки,
Потом прыг из ушата…Кто же это?
(Лягушата)
Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,
Обожает морковку... Кто это?
(Зайчишка)
7). Загадки-вопросы.
«Без чего человеку жить нельзя?»
Такие загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек? И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка – «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, без еды и без воздуха не может жить не только человек…
Но только люди (все!) получают имена. (СЛАЙД 12)
8). Загадки-задачи.
«Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»
Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели. (СЛАЙД 13)
Конкурс загадок.
Каждая команда загадывает загадки команде соперников.
Экскурс в историю возникновения загадок.
Воспитатель:
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка».
Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. (СЛАЙД 14)
Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.
(СЛАЙД 15)
Каждая новая эпоха порождала и новые загадки. «Не человек, а разговаривает» (радио), «Бежит конь вороной, много тащит за собой» (паровоз).
Однако каждая эпоха не только рождала загадки, но и теряла их. Кто сейчас, например, сумеет разгадать такую загадку «Серое сукно тянется в окно»? А отгадка связана с так называемой курной избой, когда не было трубы у печи, и дым выходил в специальное «волоковое» окно.
Исчезновение загадок и редкое появление новых породило мнение о том, что загадки уходят в прошлое. Но это не так. Ведь подавляющее большинство загадок, возникших в древние или недавние времена, современные и по форме и по содержанию, и по отгадкам. Солнце, вода, воздух, огонь, тучи, радуга, надо надеяться, будут существовать еще не одно тысячелетие, будут жить о них и загадки – или старинные, или современные.
4. Конкурс на лучшего знатока загадок.
Чему на свете нет ни меры, ни цены? (огонь)
Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится (воздух).
Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет (свет).
Мету, мету – не вымету, несу, несу - не вынесу, стемнеет – сама убежит (тень).
Не живой, а на всех языках говорит (эхо).
Без голоса, без языка, а все расскажет (книга)
Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Все равно к себе притянет. (подушка)
Пять мальчиков, Пять чуланчиков. Разошлись мальчики В темные чуланчики. Каждый мальчик В свой чуланчик. (руковичка)
Мы день не спим, Мы ночь не спим, И день и ночь Стучим, стучим. (Часы)
По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
Ношу их много лет, А счету им не знаю. (Волосы)
Три глаза - три приказа, Красный - самый опасный. (Светофор)
Хохотун Егорка взялся за уборку, В пляс по комнате пошел, Оглянулся - чистый пол. (Веник)
На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (глаза)
К вечеру умирает, по утру оживает. (день)
5. Заключительное слово воспитателя.
С загадками мы начинаем знакомиться с раннего детства, мы встречаемся с загадками и в школьных учебниках по литературе, и на уроках математики.
Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но роль их остается весьма значительной.
Подведение итогов: (5мин.)
1). Подведём итог нашего занятия: (СЛАЙД 16)
Сегодня я узнал о…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научился (научилась)…
У меня получилось …
Мне захотелось…
Мне не понравилось…
2). «Оцени свою работу». (СЛАЙД 17)
А сейчас, ребята каждый из вас оценит свою работу и ответит на вопрос «Доволен ли я своей сегодняшней работой?». Я попрошу вас подумать, а затем поднять то солнышко, которое соответствует вашему настроению.
И если посмотреть на солнышки, выбранные вами – вы довольны сегодняшней работой. Молодцы! Я довольна вами!
Спасибо всем за занятие.
3). А хотите узнать, как мне работалось с вами?
- Предлагаю вам достать записку из волшебного конверта и прочитать ее вслух. («Ты молодец», «Я в тебя верю», «У тебя все получилось», «Умничка», «Видно, что стараешься» и др.)
Занятие окончено. Всем спасибо!
Литература:
А.А. Усачев. Загадки Курочки Рябы. Ярославль. Академия развития. 2005 г. – 208 с.
Интернет – ресурсы:
http://infourok.ru/ Инфоурок.
http://uchportal.ru› Методические разработки›
nsportal.ru социальная сеть работников образования