kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Русские народные загадки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с историей возникновения и развития одного из жанров устного народного творчества – загадок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Русские народные загадки"»










«Русские народные загадки»


Игра - беседа с презентацией


Для учащихся с ОВЗ

6 класс




Выполнила: воспитатель

Бакаева Л.Ю.












г. Суворов

Цели:

Познакомить с историей возникновения и развития одного из жанров устного народного творчества – загадок.

Задачи:

Общеобразовательные

Продолжить формирование общеучебных и специальных умений и навыков:

-умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

-умение выполнять задания аналитического характера;

Развивающие

-развитие памяти, абстрактного и логического мышления;

-развитие кругозора, творческих, художественных способностей.

-развитие познавательного интереса;

- развитие связанной речи.

Воспитательные

- воспитание духовно – нравственных качеств личности;

- воспитание уважения к традициям русского народа.


Форма проведения:

Беседа с элементами игры, презентация.


Подготовительная работа:

Класс условно делится на две команды (по цвету карандашей: зелёный и жёлтый). 1 – 2 мин.

















Ход беседы


  1. Орг. момент. Вступительное слово воспитателя. (5 мин.)


Сегодня мы поговорим о русских народных загадках.

Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. (СЛАЙД 2)

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

Русские народные загадки всегда славились своей оригинальностью и разнообразием. 

Предметом своих загадок русский народ делал вещи и явления, с которыми он постоянно сталкивался в быту и в работе. Земля и небо, явления природы, мир животных, домашних и диких, внутреннее убранство избы, утварь, посуда, земледельческая и всякая иная работа — таков основной тематический круг предметов и явлений жизни, охваченный в загадках. (СЛАЙД 3)

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. (СЛАЙД 4)

Для загадок характерны: ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки.

Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3—4 признака: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» (замок). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира. (СЛАЙД 5)


  1. Основная часть (20 мин.)

  1. Какими бывают загадки:

(за правильную отгадку команда получает награду)


1). Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например: (СЛАЙД 6)

 

  • Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.  

(Апельсин)

  • Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек.

(Кактус)

  • Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз)

2). Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. Например: (СЛАЙД 7)


  • Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

  • В поле сережки на одной ножке.

(Овес)

  • Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

  • Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)


3). В загадку включено отрицательное сравнение. Например: (СЛАЙД 8)


  • Не зверь, не птица, а нос, как синица.  

(Комар)


  • Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)


  • Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)


  • Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Река)


4). Загадки, в описании которых использованы метафоры (метафоры – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака). Например: (СЛАЙД 9)


  • На пяти проводах отдыхает стая птах.

(Ноты)


  • Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился. 

 (Рукавица)


  • На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колёса)


5). Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

  Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово. (СЛАЙД 10)


  • Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)


  • В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Рас-пис-ание)


6). «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. (СЛАЙД 11)


  • Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…

(Дождик)


  • На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это? 

 (Лягушата)


  • Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это?

(Зайчишка)

7). Загадки-вопросы.

«Без чего человеку жить нельзя?»

Такие загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек? И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка – «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, без еды и без воздуха не может жить не только человек…

Но только люди (все!) получают имена. (СЛАЙД 12)


8). Загадки-задачи.

«Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось?»

Разумный ответ – чисто арифметический - осталось две вороны. Ан нет! Одну то он убил, а остальные – улетели. (СЛАЙД 13)


  1. Конкурс загадок.


Каждая команда загадывает загадки команде соперников.


  1. Экскурс в историю возникновения загадок.


Воспитатель:

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка».

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – трудно определить. (СЛАЙД 14)

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

(СЛАЙД 15)

Каждая новая эпоха порождала и новые загадки. «Не человек, а разговаривает» (радио), «Бежит конь вороной, много тащит за собой» (паровоз).

Однако каждая эпоха не только рождала загадки, но и теряла их. Кто сейчас, например, сумеет разгадать такую загадку «Серое сукно тянется в окно»? А отгадка связана с так называемой курной избой, когда не было трубы у печи, и дым выходил в специальное «волоковое» окно.

Исчезновение загадок и редкое появление новых породило мнение о том, что загадки уходят в прошлое. Но это не так. Ведь подавляющее большинство загадок, возникших в древние или недавние времена, современные и по форме и по содержанию, и по отгадкам. Солнце, вода, воздух, огонь, тучи, радуга, надо надеяться, будут существовать еще не одно тысячелетие, будут жить о них и загадки – или старинные, или современные.


4. Конкурс на лучшего знатока загадок.


  • Чему на свете нет ни меры, ни цены? (огонь)

  • Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится (воздух).

  • Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет (свет).

  • Мету, мету – не вымету, несу, несу - не вынесу, стемнеет – сама убежит (тень).

  • Не живой, а на всех языках говорит (эхо).

  • Без голоса, без языка, а все расскажет (книга)


  • Вспушит она свои бока,
    Свои четыре уголка,
    И тебя, как ночь настанет,
    Все равно к себе притянет. (подушка)


  • Пять мальчиков,
    Пять чуланчиков.
    Разошлись мальчики
    В темные чуланчики.
    Каждый мальчик
    В свой чуланчик. (руковичка)



  • Мы день не спим,
    Мы ночь не спим,
    И день и ночь
    Стучим, стучим. (Часы)


  • По городу дождик осенний гулял,
    Зеркальце дождик свое потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)



  • Ношу их много лет,
    А счету им не знаю. (Волосы)



  • Три глаза - три приказа,
    Красный - самый опасный. (Светофор)



  • Хохотун Егорка взялся за уборку,
    В пляс по комнате пошел,
    Оглянулся - чистый пол. (Веник)



  • На ночь два оконца
    Сами закрываются,
    А с восходом солнца
    Сами открываются. (глаза)



  • К вечеру умирает, по утру оживает. (день)

5. Заключительное слово воспитателя.


С загадками мы начинаем знакомиться с раннего детства, мы встречаемся с загадками и в школьных учебниках по литературе, и на уроках математики.

Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но роль их остается весьма значительной.


  1. Подведение итогов: (5мин.)

1). Подведём итог нашего занятия: (СЛАЙД 16)

  • Сегодня я узнал о…

  • Мне было интересно…

  • Мне было трудно…

  • Я научился (научилась)…

  • У меня получилось …

  • Мне захотелось…

  • Мне не понравилось…

2). «Оцени свою работу». (СЛАЙД 17)

А сейчас, ребята каждый из вас оценит свою работу и ответит на вопрос «Доволен ли я своей сегодняшней работой?». Я попрошу вас подумать, а затем поднять то солнышко, которое соответствует вашему настроению.

И если посмотреть на солнышки, выбранные вами – вы довольны сегодняшней работой. Молодцы! Я довольна вами!

Спасибо всем за занятие.

3). А хотите узнать, как мне работалось с вами?

- Предлагаю вам достать записку из волшебного конверта и прочитать ее вслух. («Ты молодец», «Я в тебя верю», «У тебя все получилось», «Умничка», «Видно, что стараешься» и др.)


Занятие окончено. Всем спасибо!

Литература:


  1. А.А. Усачев. Загадки Курочки Рябы. Ярославль. Академия развития. 2005 г. – 208 с.



Интернет – ресурсы:


  1. http://infourok.ru/ Инфоурок.

  2. http://uchportal.ru› Методические разработки›

  3. nsportal.ru социальная сеть работников образования












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Русские народные загадки"

Автор: Бакаева Людмила Юрьевна

Дата: 19.10.2022

Номер свидетельства: 615389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Русские народные загадки""
    ["seo_title"] => string(26) "russkie_narodnye_zagadki_2"
    ["file_id"] => string(6) "615391"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1666183626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "«Путешествие по русским народным сказкам»"
    ["seo_title"] => string(42) "puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam_2"
    ["file_id"] => string(6) "611841"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660827810"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка учебного занятия "Деревянные ложки - русский народный инструмент""
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-dierieviannyie-lozhki-russkii-narodnyi-instrumient"
    ["file_id"] => string(6) "315481"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459881583"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Развлечение для детей 2-ой младшей группы "Путешествие по русским народным сказкам""
    ["seo_title"] => string(95) "razvliechieniie-dlia-dietiei-2-oi-mladshiei-ghruppy-putieshiestviie-po-russkim-narodnym-skazkam"
    ["file_id"] => string(6) "317251"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460306319"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект непосредственно-образовательной деятельности   «Путешествие по русским народным сказкам» "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-putieshiestviie-po-russkim-narodnym-skazkam"
    ["file_id"] => string(6) "166859"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422996493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства