Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в организации сотрудничества школы и семьи»
Роль классного руководителя в организации
сотрудничества школы и семьи
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко
На мой взгляд, актуальность данной темы в том, что положительный результат в воспитании школьников может быть достигнут при условии полного взаимопонимания и прочных связей между семьей и школой, что способствует установлению единства педагогических воздействий на ребёнка со стороны учителя и родителей. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся проводят большую часть времени. Поэтому важно, чтобы школа, органы образования, родители и общественность объединили свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения. Создание необходимых условий для всестороннего развития личности, включения в педагогический процесс специалистов разных профилей, глубокая заинтересованность общественности и родителей в совершенствовании образовательной и воспитательной функции школы – все это обуславливает потребность в постоянном развитии деловых и творческих контактов со школой всех сил, включающихся в это сотрудничество.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса является деятельность классного руководителя, осуществляющего этот процесс на уровне класса. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, тоже проходит свой этап переоценки. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества, Поэтому я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них:
1. Изучение семей учащихся.
Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.
Знакомство с семьёй ученика начинается для меня на первом собрании, родителям пятиклассников раздаются анкеты, которые в дальнейшем они ежегодно обновляют(таким образом заполняется и социальный паспорт семьи). Анкета включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала
“сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”,
но и вопросы, позволяющие мне узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
“Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно-воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?”
2. Работа родительского комитета.
Все знают, что основная задача родительского комитета– содействовать школе в обучении и воспитании детей.
В состав родительского комитета, по моему опыту, должно входить не менее 3-5 человек, из которых выбирается председатель. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.
Родительский комитет избирается на первом же родительском собрании. На собрании я объясняю, что буду рада принять помощь всех родителей в любом её проявлении – в организации бесед с учащимися, экскурсий, походов, в постановке спектаклей; помощь, связанную с вопросами транспорта, косметического ремонта, озеленения класса. Встречи с родительским комитетом проводятся по мере необходимости. Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из членов РК связывается с несколькими родителями, которые в свою очередь, получив необходимую информацию от РК, обзванивают еще нескольких родителей. Для этого (с общего согласия) создается свой “телефонный справочник класса”. Таким образом, любая информация, которую нужно довести до сведения родителей всех учащихся, может быть передана достаточно оперативно.
Приглашая родителей принять участия в проведении какого-либо мероприятии, стараюсь показать им насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы и самих родителей.
Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет им лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники,: соревнования, конкурсы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Подготовка стенных газет, экскурсии.
Следующей формой работы хочу назвать - классные родительские собрания.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.
Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив. Как показывает опыт работы, система проведения классных собраний не только вызывает интерес у родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать важные вопросы по воспитанию детей.
Довожу до родителей уже сложившиеся определенные принципы работы учителя, такие как: 1. Уважать, любить и доверять детям; 2. Обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски и решения. Обозначить, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются совместные усилия. 3.Призвать родителей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Очень важно настроиться на плодотворную позитивную работу с семьями учащихся, быть последовательным, прислушиваться к мнению родителей и твердо руководить всей деятельностью этого сложного и многогранного явления, именуемого "класс.
Поэтому с самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения РС, любым членом семьи свободным в это время(хочу сказать, что явка родителей почти 100%).
К собранию готовлюсь заранее, потому что классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная кружковая работа) обо всех учениках класса.
Перед РС я обязательно подхожу ко всем учителям - предметникам, беседую с ними о классе и учениках; частыми гостями собраний являются и сами учителя; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, готовлю материал для минуток расслабления родителей (из детских сочинений и высказываний на уроках).
• Анализ учебных достижений учащихся класса.
В этой части родительского собрания раздаю всем родителям лист успеваемости по предметам и уже знакомлю всех родителей с общими результатами учебной деятельности класса. На самом первом родительском собрании предупредила, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, всегда помню о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказываюсь от субъективных интерпретаций.
Далее знакомлю родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
Делюсь наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Стараюсь быть предельно деликатной, избегаю негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Считаю, что не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя. (Кондуит (от французского conduite — поведение), штрафной журнал, список, в который заносились проступки учащихся. Введён в середине 19 в. в школах Германии по предложению И. Ф. Гербарта. В России применялся в гимназиях, духовных учебных заведениях и кадетских корпусах.)
После каждого родительского собрания всегда провожу личные беседы с родителями.
На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.
Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. Хочу сказать, родители 6 класса А принимают самое непосредственное участие жизни классного коллектива: ремонт, организация экскурсий, внеклассных мероприятий, театрализованных представлениях. Любая просьба, пожелание классного руководителя выполняется .И это не остаётся незамеченным: по итогам прошлого года многие родители были награждены грамотами за активное участие в жизни класса и подготовку классной комнаты к учебному году. Позиция родителей: «Они создают благоприятные условия для учебной и воспитательной деятельности детей»
Ребенок – горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.