Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Система работы классного руководителя с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ".»
Система работы классного руководителя с родителями,воспитывающими детей с ОВЗ
Подготовила: Смирнова Е.Н.
Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Главными задачами классного руководителя
в этом направлении являются:
способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей, учителей и детей,
созданию комфортных условий для ребенка в семье,
а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.
Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
Оптимизация детско-родительских отношений
Поддержка и повышение социального статуса семей
Вооружение родителей практическими приемами развития ребёнка
Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений самовосстановления
Специфические обязанности школыпо отношению к родителям:
вселять в них уверенность, что обучение и воспитание будет иметь успех;
поддерживать их при неудачах, привлекая внимание к положительным сторонам личности ребенка;
важно, чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в его интересах.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежатьпринципывзаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Основные направления сотрудничестваклассного руководителя с родителями
Участие родителей
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс
Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты;
в управлении
( дни открытых дверей;
конференции;
учебно-воспитательным процессом
индивидуальные и тематические консультации;
дни творчества детей
родительские собрания и другие)
(участие родителей класса в работе совета школы;
и их родителей;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
участие родителей класса в работе родительского комитета;
участие в работе общественного совета содействия семье и школе)
помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
шефская помощь)
Формы связи школы и семьи
Коллективные
Индивидуальные
Групповые
классные родительские собрания
общешкольные родительские собрания
дни открытых дверей
концерты
выставки учебных работ
творческие отчеты
посещение на дому
приглашение в школу
индивидуальные консультации педагога
переписка
родительский лекторий
тематические консультации
классные детские мероприятия
родительские вечера
Индивидуальные формы
Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующиеправила:
проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Индивидуальные консультации, беседы
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.
Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.
В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.
Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.
Анкетирование
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я раздаю родителям 1 сентября.
Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Групповые и коллективныеформы
Родительское собрание
одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей,
для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,
формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив
Виды родительских собраний:
организационные,
собрания по плану психолого- педагогического просвещения,
тематические,
собрания-диспуты,
итоговые (четвертные) и т.д.
Родительские собрания
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания - 2 раза в год.
Классные родительские собрания – 4-5 раз в год.
На классных родительских собраниях обсуждаются:
задачи учебно-воспитательной работы класса,
планирование воспитательной работы в классе,
намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,
подводятся итоги работы.
Классные детские мероприятия.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Формы досуга:
совместные праздники, дни именинника;
подготовка концертов, посещение концертов и спектаклей;
соревнования, конкурсы.
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
«Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми».