Данная программа представляет собой систему занятий с детьми 6-11 летнего возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук. Программа может быть использована как учителями начальных классов, работающими по любой школьной программе, так и воспитателями детских садов. Программа подходит для занятий с детьми, имеющими различную патологию развития. Использовалась при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Полностью подходит к ФГОС, может входить в программу коррекционного развития ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики пальцев рук»
МБОУ СОШ № 144
Программа
занятий с детьми 6 – 11 летнего возраста
по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук,
речи, логики и разных типов памяти
г. Новосибирск
2010
Автор – составитель
Родионова Ольга Германовна
Учитель высшей квалификационной категории
Заместитель директора по начальным классам
МБОУ СОШ № 144
Программа занятий с детьми 6 – 11 летнего возраста по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, речи, логики и разных типов памяти
Срок реализации программы – 3 года
Данная программа представляет собой систему занятий с детьми 6-11 летнего возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук. Программа может быть использована как учителями начальных классов, работающими по любой школьной программе, так и воспитателями детских садов.
Пояснительная записка
Наблюдения за детьми позволили установить тот факт, что чем более развита у ребёнка рука, тем более развит и сам ребёнок, его умственные способности, мышление, речевое развитие. У детей же при ряде речевых нарушений, а так же при различных отклонениях в развитии, или педагогически-запущенных довольно часто отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией и с общим развитием ребёнка. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию обязательно должны предусматриваться воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.Ф.Фомина).
Таким образом, доказано, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребёнок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.
Это далеко не всегда беспокоит родителей, хотя очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом и необходимо упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти.
В первую очередь, развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование, раскраска и штриховка, составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера, с тупыми концами), пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
Однако в рисовании необходимо постараться избегать работы фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.
Летом для тренировки мышц используется сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.
Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребёнку удаются изолированные движения пальцев, то обычно у него хорошо развита и речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребёнка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму и обучению в школе.
Этот факт используется в данной работе и там, где развитие речи ребёнка происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. На это в данной программе делается основной упор. Занятия, приводимые ниже, способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций, таких как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, логика, разные типы памяти (зрительная, слуховая, вербальная, тактильная). Таким образом,
цель программы :
-создать систему занятий с детьми по развитию мелкой моторики, а как следствие – для развития речи и высших корковых функций.
Задачи программы :
Развивать
-тонкую моторику детей;
-координацию;
-внимание;
-мышление;
-оптико-пространственное восприятие;
-наблюдательность;
-речь;
-разные типы памяти.
Обучать
-работать самостоятельно;
-работать точно и аккуратно;
-решению логических задач;
-навыкам массажа и самомассажа.
Воспитывать
-трудолюбие;
-настойчивость и упорство;
-уважение к своему телу.
Программа была создана в 1997 году и опробована в школе «Творчество» при Архитектурно – художественной Академии города Новосибирска, а так же в МБОУ СОШ № 144 Первомайского района города Новосибирска, где и ведётся постоянно.
По данной программе занимаются как здоровые дети, так и дети с отклонениями в развитии (в том числе речевом), дети с различными заболеваниями (олигофрения, неврастения, эпи-синдром, различные нервные тики). Возраст детей от 6 до 11 лет, состав группы – постоянный, набор детей – свободный. Количество обучающихся по годам – по мере комплектования групп.
-Развитие аккуратности, самостоятельности, точности при выполнении различных работ.
Оценивание результатов
-Выставки детских работ;
-Конкурсы детских работ;
-Сравнение качественных характеристик работ каждого ребёнка по годам обучения;
-Социализация детей, включение их в жизнь класса и школы;
-Процент участия детей в научно – исследовательских конференциях, читательских конкурсах, конкурсах чтецов, и др.;
-Общеучебные навыки детей.
Учебный план
Планирование составлено из расчёта 34 рабочих недель в году, 1 раз в неделю, 34 занятия в год.
Недель в году
Занятий в неделю
Всего в год
1 год - 34 недели
1
34
2 год – 34 недели
1
34
3 год – 34 недели
1
34
Содержание программы
Оборудование и описание занятий первого года обучения.
Каждое занятие состоит из трёх этапов. Рассмотрим каждый этап в отдельности.
1 этап любого занятия – разминка. (Должен присутствовать на каждом занятии, но не обязательно быть первым). Используется пластилин.
Катаем круглые бусинки.
-Поочерёдно – большой и указательный пальцы; большой и средний; большой и безымянный и т.д. одной рукой, другая отдыхает.
-Поменять руки.
-Те же упражнения, но руки за спиной.
-Те же упражнения одновременно двумя руками.
-Удержать 1 (2-5) бусинку парными пальцами обеих рук. Попробовать покатать в пальцах, не роняя.
-Закатить 5 бусинок одной рукой на лежащую на столе другую. Каждый палец закатывает свою бусинку на парный ему палец другой руки.
-Поменять руки.
Катаем бусинки другой заданной формы (Бусинка катается либо при помощи пальцев, либо с участием ладоней рук). Этапы работы как в предыдущем упражнении.
«Улитка». Раскатывается из «червячка» и потом закручивается. Участвуют пальцы и ладонь.
«Червяк и гусеница». Слепить того и другого, чтобы было видно отличие. Участвуют только пальцы.
«У кого червяк тоньше и не порвётся». Пальцы и ладонь.
«Колобок». Вылепить длинного «червяка»,уложить на стол с изгибами (без петель) – это дорога. Прокатить колобка (пуговку) от одного конца до другого и обратно поочерёдно каждым пальцем обеих рук.
-Лепим одну цепочку обеими руками. Глаза помогают и контролируют.
-Лепим одну цепочку обеими руками за спиной. Контроль только пальцами, глаза не видят работу.
-Лепит одна рука, другая за спиной. Глаза видят.
-Руки поменять.
-Лепит одна рука за спиной, свободная рука лежит на столе.
-Руки поменять.
-Лепим две цепочки. Каждая рука – свою. Глаза видят работу. Рука руке не помогает.
-Лепим две одинаковые цепочки за спиной. Глаза не видят. Рука руке не помогает.
-Лепим две разные цепочки. Глаза видят. Рука руке не помогает.
- Лепим две разные цепочки за спиной. Глаза не видят. Рука руке не помогает.
-Обратные цепочки. От восьмёрки - к лепёшке. Перед глазами.
-Обратные цепочки. За спиной.
Вылепить букву, цифру, слово, имя, фамилию, адрес и т.д. Буквы лепятся из «червячка», из пластилиновых палочек, шариков, лепёшек, колечек. Буквы могут быть письменными или печатными. (Письменные буквы дети могут лепить уже со второго полугодия 1 класса)
Вылепить животное, птицу, рыбу и т. д.
Вылепить что – либо из 2-4 цветов пластилина, но так, чтобы потом можно было все детали разъединить, чтобы цвета не смешались.
Вылепить слово письменными буквами в соединении друг с другом, но гласные и согласные буквы – разного цвета.
Вылепить предмет, который имеет отношение к школе, весне, зиме, кухне, спорту и т.д.
2 этап занятия – карточки с заданиями на штриховку, обводку, раскрашивание, дорисовывание, рисование (См. образцы в приложении №2). На этом же этапе занятия обычно используются упражнения, развивающие разные типы памяти.
Зрительная память.
Упражнения на запоминание цвета или количества предметов с участием иллюстраций, игрушек, самих детей, предметов интерьера.
Упражнения на запоминание и повторения заданного движения.
Упражнения на воспроизведение в ответах примет окружающей обстановки (Сколько ступенек на крыльце? Какая по счёту дверь в класс от лестницы? Сколько окон в коридоре? И т. д.).
Слуховая и вербальная память.
Определение на слух «Что бы могло издать такой звук?» (Шуршание бумаги; карандаш упал на стол, на пол, книгу, лист бумаги; скрип стула и т.д.). Дети слушают звуки с закрытыми глазами. Потом один выходит к доске и пытается воспроизвести звук с помощью предметов в классе. Остальные дети слушают и контролируют.
Выбрать из предложенных предметов тот, который мог бы издать заданный звук.
Найти пару для заданного звука (коробочки от «Киндер-сюрприза»). См. раздел «Игры по выбору».
Игра в кругу со всеми детьми «Кто я?». Все дети становятся в круг. В центре водящий с закрытыми глазами. Кто-то из круга спрашивает: «Кто я?». Водящий должен по голосу определить кто это.
Игры на запоминание последовательности предметов. (Животные, посуда, школа, профессии и т.д.). Проводятся по рядам. Первый ребёнок говорит: «Лев». Второй: «Лев, тигр» и т.д. Каждый следующий ученик называет все предыдущие слова по порядку, а потом своё слово.
«Как нас зовут?» По первым буквам слов прочитать имя. (Яма, нога, апельсин – Яна)
Тактильная память
Определение на ощупь через ткань различной плотности(От тонкой до грубой)различных предметов. Глаза не закрывать.
То же с закрытыми глазами. Эти упражнения называются «Мешочки».
Выбрать на ощупь с закрытыми глазами мешочек заданными вещами (школьные, игрушки, посуда и т.д.).
Выбрать мешочек, в котором находится заданный предмет. Предмет не показывается, а даётся только на ощупь.
Определение на ощупь различных предметов с последующим называнием их (Стержень, резинка, пуговица, прищепка и т.д.). Двумя руками, одной рукой, за спиной, только указательным пальцем.
Рассортировать предметы по форме, материалу. Глаза закрыты.
Работа с пластмассовой азбукой и цифрами:
-определить на ощупь букву обеими руками;
-определить букву поочерёдно каждой рукой;
-определить букву указательными пальцами;
-определить букву за спиной.
Работа с шаблонами букв из картона – по аналогии с пластмассовой азбукой.
Работа с шаблонами букв из тонкой бумаги.
Отобрать буквы от цифр.
Выложить своё имя, фамилию, адрес, решить математический пример и т.д. с закрытыми глазами.
Логические игры и вопросы
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
Что принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)
В каких словах по сто согласных? (стол, стоп, стон, сток, стог)
Какое слово состоит из половины буквы? (полк)
Сколько нужно букв г, чтобы получилась большая куча сена? (сто г)
Несла женщина 100 яиц в корзине, а дно упало. Сколько осталось в корзине? (0)
Стоит гора крутая
На ней тыква большая,-
Старая и злая.
А пониже тоже
Три тыквы моложе.
А под горою в траве
Ещё две.
Кто ответит мне сейчас
Сколько тыкв теперь у нас? (6)
Как поставить 16 стульев у четырёх стен комнаты так, чтобы у каждой стояло по пять стульев?
О О О О О
О О
О О
О О
О О О О О
На земле сидят 6 воробьёв. К ним подлетело ещё пять. Кот подкрался и схватил одного. Сколько воробьёв осталось на земле. ( ни одного, все улетели)
Что легче килограмм пуха или килограмм железа? (одинаково)
Закричал петух и разбудил одного мальчика. Сколько надо петухов, чтобы разбудить 10 мальчиков? ( 1)
Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Иван-да-Марья, Василёк. Лилия)
Сделать рисунки одинаковыми.
Сложить из палочек фигуру, переложить палочки, чтобы получилась другая фигура.
Найти лишнюю фигуру.
Если карандаш длиннее ручки, то ручка…
Если дом выше дерева, то дерево…
Если стол шире скамейки, то скамейка…
Если арбуз тяжелее дыни, то дыня…
Год назад Ире было 5 лет, сколько ей будет через 3 года? (9)
Винни-Пух такого же роста, как крокодил Гена, а Гена выше Чебурашки, кто ниже: Винни-Пух, или Чебурашка? (Чебурашка)
В живом уголке 3 ежа, 2 черепахи, 4 розы и одна птица, сколько животных в живом уголке? (6)
Куда войдёт больше воды: в трёхлитровый чайник, или в трёхлитровый самовар? (одинаково)
На столе 3 спички. Не прибавляя ни одной сделай 4, ломать нельзя! (выложить цифру 4)
Задача, которую нельзя решить. Объяснить почему. (Из корзинки взяли сначала 3 гриба, потом ещё 4. Сколько там осталось? Оля купила один зелёный карандаш, 3 красных, а остальные синие, сколько синих карандашей? )
Через два года Саше будет 8 лет, сколько лет ему было в прошлом году? (5)
Сравни 3 ряда чисел и найди лишний.
2 5 8 11 14
3 4 5 6 7
3 6 9 12 15 (2)
28) Установить закономерности.
29) Кем (чем) был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (телёнком), дуб, рыба, яблоня, лягушка, бабочка, хлеб, шкаф, дом, велосипед, рубашка, ботинки, лето (весной), день (утром), чашка, сумка, сильный (слабым или обычным), петух, машина, собака, дождь, кошка и т.д.
30) По аналогии с №29 кем (чем) будет гусеница (бабочкой или никем, если съест птица), мальчик (юношей, мужчиной, дедушкой), яйцо (птицей, крокодилом, черепахой, яичницей, лужей – если разобьётся) и т.д. Желательно чтобы дети находили как можно больше разных вариантов.
31) Логические упражнения типа:
-гнездо птицы, или птичье гнездо;
-хвост лошади, или …
-крыло ворона, или…
-лапа медведя, или…
-хвост лисицы, или…
-книга детей, или…
-грива коня, или…
-пение соловья, или…
-дело человека, или…
-верность собаки, или…
-мех соболя, или…
-площадь города, или…
-звон колокола, или…
-лапка лягушки, или…
-рыба из Оби, или…
-шуба из песца, или…
-ехал, да не доехал
-шёл, да не дошёл
-птицы садились на крышу, да не …
-воробей вил гнездо, да не…
-крестьянин рубил дерево, да не…
-я хотел крикнуть, да не…
-я поднимал камень, да не…
-он давал мне яблоко, да не…
-я зажигала свечу, да не…
-Витя решал задачу, да не…
-я рвал верёвку, да не…
-мы запирали дверь, да не…
-мальчик лез на дерево, да не…
-Ваня учил урок, да не…
-Кошка ловила мышку, да не…
-Не деревья ли сосна и клевер?
-Не кусты ли смородина и крыжовник?
-Не домашние ли животные лошадь и волк?
-Не хлебные ли растения капуста и рожь?
-Не автомобили ли «Жигули» и автобус?
-Не цветы ли тюльпан и репа?
-Не ягоды ли земляника и яблоко?
-Не часть ли руки палец и ухо?
-Не посуда ли ванна и чайник?
-Не фрукты ли апельсин и огурец? И др.
Подобные задания способствуют не только логическому развитию, но и развивают речь детей, обогащают их словарный запас. Что особенно важно при работе с детьми с задержкой речевого развития, либо какой –то её патологией. Более подробно задания такого типа описаны в книге К.Д.Ушинского «Родное слово». Новосибирск «Мангазея», «Детская литература» Сибирское отделение, 1997 год.
Очень хорошо, если дети сами придумают подобные задания.
3 этап занятия – игры по выбору.
Упражнения с водой
-Из кувшинчика по стаканчикам разлить воду поровну, не проливая.
-Из одной баночки в другую пипеткой перекапать воду.
-Из плоской тарелки большой пипеткой собрать воду в стакан.
-Посчитать, сколько капелек войдёт в стаканчик.
-«Рисование» мокрой ниткой.
-Из одной чашки в другую ложкой перелить воду.
-Из банки с водой ложкой доставать мелкие предметы.
-Из банки с водой доставать предметы пинцетом.
-Через воронку в бутылку ложкой налить воду.
Упражнения с крупой
-В глубокой пиале смешаны манка и гречка. Надо ситом «выловить» всю гречку и пересыпать в другую чашку. Манка будет просыпаться через сито. Она должна вся остаться в пиале.
-В мешочках разная крупа. Надо на ощупь определить, что это такое.
-На плоском блюде – манка. Рисовать по ней.
-Маленьким веничком в совочек сметать смесь разных круп, сортируя по сортам.
-Пинцетами разной величины раскладывать по секциям (блестящие вставки в коробки из-под конфет) кусочки поролона, мелкие фишки, фасолинки. Выкладываем правой рукой, собираем назад левой. Это упражнение можно усложнить. Выкладывать и собирать руками, но с закрытыми глазами, либо выкладывать не пинцетом, а медицинским корнцангом (защёлкивающийся пинцет).
-Игра «Золушка». Смешать 3-4 вида круп и рассортировать. Можно использовать узкие стаканчики с выпуклым дном: надо и крупу рассортировать и придерживать стаканчики, чтобы не падали.
-Через воронку в бутылку ложкой ссыпать крупу.
-«Вкусная игра». Пальцами очищать семечки от шелухи так, чтобы скорлупки оставались по возможности целыми. Зёрнышки съесть, а из скорлупок выложить узор, своё имя, букву, цифру и т.д. Узор можно приклеить на бумагу.
-Рисуем картинку тремя сортами круп.
-Соотнесение количества и числа. На баночках написаны цифры. Положить в каждую баночку столько же фасолинок.
Сортировка предметов
-Рассортировать фигурки по цвету (размеру, форме).
-Рассортировать по материалу (дерево, пластмасса, металл, бумага).
Нанизывание бусинок, пуговиц на нитку. (Бисера на леску – более сложно). Затем – с использованием ритма, узора.
Нацепить прищепки на поясок (шнурок, нитку).
Различные лото, мозаики (Например, собрать разрезанную открытку, картинку. Либо – дать целую, пусть ребёнок режет сам и собирает).
«Вышивание» - пластмассовая основа для мозаики (с дырочками) и длинный шнурок, либо несколько. Шнурком выложить стежки или узор. Шнурок может быть и без узелка, тогда следить, чтобы кончик не убежал.
Рисование по трафаретам.
Упражнение на слуховую память. 18-20 яиц от «Киндер – сюрприза». В них насыпать разное количество чего – либо попарно (в 2 – манку, в 2 – сахар, в 2 – горох поровну и т.д.) Пары разъединить на две группы. Из одной группы взять яйцо, потрясти, затем найти во второй группе парное ему только по звуку (коробочки не вскрывать).
Упражнение на тактильную память. 10-15 пар разных по фактуре тряпочек (велюр, шерсть, батист, джинс, марля). Пары разъединить в две коробки. У играющего закрыты глаза. Он берёт из коробки любой кусочек ткани и находит парный ему в другой коробке только на ощупь. Потом глазами проверяет.
На ощупь определить – что это за предмет, либо «узнать руками» человека, либо выбрать из кучи заданный предмет, либо рассортировать по каким-либо признакам. Выполняются только с закрытыми глазами.
«Гайки и шурупы»
-Скручивать шурупы с гаек разной величины.
-Найти для каждой гайки свой шуруп (в коробке лежит много разных гаек и шурупов).
-Открутить гайку гаечным ключом.
-Вкручивать шурупы в доску отвёрткой.
-Работа с металлическим конструктором.
Тематическое планирование по годам обучения
Первый год обучения
1 занятие.
-Знакомство в виде игры в мяч. Перед тем, как бросить мяч очередному ребёнку, показать какое – либо движение. Ребёнок должен представиться и повторить это движение (руку вверх, присесть, потрогать нос и т.д.).
-Игра «орнамент». На короткое время показывается орнамент, узор, затем задаются вопросы о его составляющих. Можно выложить такой же на парте из геометрических фигурок, либо нарисовать.
-Пальцы. «Кто внимательнее?». Канатоходец (См.образцы игр в приложении №1).
-Игра «Катаем бусинки». Упражнения с пластилином.
-Игра «Что изменилось?». Можно вызвать детей по рядам. 2 ряда отгадывают, 1 показывает. Потом поменяться. Можно с игрушками или в интерьере.
-«Игры по выбору». Знакомство с ними, объяснение правил работы с каждым набором. Демонстрация. На эту часть занятия отводится не менее 15 минут. Постепенно дети привыкают к тому, что можно самому вставать и выбирать себе игру, можно менять. Если игра занята, надо подождать или выбрать другую. (Хороший дисциплинарный момент). В течение года дети поиграют во все игры.
2 занятие.
-Разминка. Приёмы самомассажа каждого пальчика.
-Упражнения со сплетёнными пальчиками, типа «Кулак навыверт», «Корни деревьев».
-Упражнение на слух. Слово «кабан» произносится несколько раз в разном темпе, с ошибками (кабак, банан) и без. Хлопнуть, если услышишь неверное произношение.
- Карточка. ( См.образец в приложении № 2). Провести линии, не отрывая карандаш от бумаги.
-Игры по выбору.
3 занятие.
-Упражнения на зрительную память. Выполняются со всей группой. Переставлять местами детей.
-Пальцы. Пластилиновые цепочки. Работает одна рука, потом другая.
-Слуховая память «Что бы могло издать такой звук?»
-Работа с разрезанной открыткой. Разрезать каждый фрагмент ещё пополам и снова собрать.
-Игры.
8 занятие.
-Тактильные ощущения. Определить на ощупь кто перед тобой.
-Пальцы «Варим суп», «Собачка», «Канатоходец»
-Карточка.
-Игры по выбору.
9 занятие.
- Тактильные ощущения (Выбрать из нескольких предметов заданный, рассортировать предметы по материалу, из которого они изготовлены. Выполняются с закрытыми глазами).
-Игра «Кем (чем) был?»
-Пальцы. Пластилиновые цепочки. Работают обе руки, каждая лепит свою фигурку.
-Работа с разрезанной открыткой.
10 занятие.
-Логика «Задачи, которые нельзя решить». Игра «Починим задачку».
-Слуховая память.
-Пальцы «Варим суп», «Моем руки».
-Карточка.
-Игры по выбору.
11 занятие.
-Логика «Ваня ехал, да не доехал».
-Пальцы «Канатоходец», «Варим суп».
-Пластилиновые цепочки. Одна рука перед собой, другая за спиной отдыхает. Руки чередовать.
-Карточка.
-Игры по выбору.
12 занятие.
-Логика «Говори наоборот».
-Зрительная память. Упражнение на воспроизведение в памяти предметов окружающей обстановки. (Сколько парт в 1 ряду? Сколько ламп? И т.д.).
-«Что изменилось?» Упражнения с игрушками.
-Пальцы «Кулак навыверт».
-Цепочки из пластилина.
-Карточка.
-Игры по выбору.
13 занятие.
-Разминка. Пластилиновые цепочки.
-На ощупь определить и выбрать какой – либо предмет из заданных.
-Игра вопросов «Кем был?»
-Пальцы. Составляем картинку из кусочков. Упражнение с ножницами и клеем.
-Игры по выбору.
14 занятие.
-Пластилиновая разминка.
-Тактильные ощущения. Выбрать из всех предметов те, которые круглые (бумажные и т.д.).
-Работа с разрезанной открыткой. Разрезаем каждую часть ещё пополам. Сложить.
-Карточка.
-Игры по выбору.
15 занятие.
-Слуховая память «Найди пару».
-Пальцы «Канатоходец».
-Вкусное занятие с семечками. Щёлкаем пальцами, зёрнышки съедаем, а из скорлупок на парте выложить картинку.
16 занятие.
-Зрительная память «Что изменилось?». С участием детей.
-Карточка. Мозаика. Раскрасить одинаковые фигуры одним цветом. Что получилось?
-Пластилин. Слово из шариков. Улитки и червячки.
-Игры по выбору.
17 занятие.
-Логика «Не плодовое ли дерево груша?»
-Пластилиновая разминка.
-Работа с разрезанной открыткой. Разрезаем каждую часть ещё пополам.
-Игры по выбору (если останется время).
18 занятие.
-Разминка. Пальцы «Собачка», «Строим дом».
-Пластилин. Из шариков выложить имя.
-Игра вопросов «Как нас зовут?».
-Карточка.
-Игры по выбору.
19 занятие.
-Игра вопросов «Не дерево ли берёза?»
-Пластилин. Каждая рука лепит свою фигуру.
-Тактильные ощущения. Из общей группы выбрать предмет по заданному признаку.
-Игры по выбору.
20 занятие.
-Игра вопросов «Кем (чем) будут?»
-Определение на ощупь пластмассовой буквы, а потом из пластилиновых шариков выложить слово, которое начинается с этой буквы.
-Упражнения с крупой «Золушка». Работают обе руки.
-Карточка.
-Игры по выбору.
21 занятие.
-Слуховая память «Кто я?».
-Пластилиновые цепочки. Работа в парах типа «Близнецы».
- Определение на ощупь пластмассовой буквы, а потом из пластилиновых шариков выложить слово, которое начинается с этой буквы.
-Карточка.
-Игры по выбору.
22 занятие.
-Интонации. Произносим одну фразу с разной интонацией.
-Упражнение на внимание. Хлопок на неправильно произнесённое слово.
-Пластилин. «Колобок» пуговица и дорожка.
-Карточка.
-Игры по выбору.
23 занятие.
-Игра «Не дерево ли сосна и клевер?»
-Пальцы «Части автомобиля» с ручкой.
-«Золушка». Крупу рассортировать и затем выложить из разных сортов крупы разные слова (Имя, фамилию, адрес и т.д.)
-Карточка.
-Игры по выбору.
24 занятие.
-Логические упражнения «Гнездо птицы, или птичье гнездо»
-Игра «Волшебные мешочки». (из тонкой ткани). На ощупь определить что за предметы и один вылепить из пластилина.
-«Цепочки» в парах.
-Игры по выбору.
25 занятие.
-Логика «Ваня ехал, да не доехал».
-«Золушка». Работают обе руки попеременно.
-Карточка.
-Игры по выбору.
26 занятие.
-Слуховая память (вербальная). Игра «Животные» (Лев. Лев, тигр. Лев, тигр, пантера, )
-Пальцы «Варим суп», «Собачка», «Лиса».
-Пластилин «У кого червяк длиннее?»
-Карточка.
-Игры по выбору.
27 занятие.
-Слуховая память «Найди пару».
-Пальцы «Узнаём букву». Работает одна рука.
-«Золушка»+ слово из крупы или картинка.
-Игры по выбору
28 занятие.
-Упражнение на внимание и ориентацию в пространстве. (Нарисовать в середине листа ёлку, справа дом и т.д. ).
-Упражнение «Семечки». Узор из скорлупок наклеить.
-Карточка.
-Игры по выбору.
29 занятие.
-Логика «Топором рубят, а пилой пилят».
-Пальцы «Узнаём букву». Работает один палец.
-Пальцы «Строим дом», «Канатоходец», «Собачка».
-Карточка.
-Игры по выбору.
30 занятие.
-Логика «Кем (чем) был?».
-Слуховая память. Игра «Посуда» (См. занятие №26)
-Определение буквы из твёрдого картона. Работают обе руки.
-Игры по выбору.
31 занятие.
-Слуховая память «Что бы это могло быть?».
-Пластилин. Вылепить цепочку из 4 звеньев.
-Карточка.
-Игры по выбору.
32 занятие.
-Зрительная память. Упражнения на воспроизведение предметов окружающей обстановки.
-Тактильная память «Кто перед тобой?».
-Пальцы. Упражнение «Семечки». Рисунок приклеить.
-Игры по выбору.
33 занятие.
-Слуховая память «Найди пару».
-Игра «Что часть чего?»
-Цепочка слов «Посуда».
-Пальцы. Слепить цепочку из 4 звеньев, но ничего не класть на стол. Всё удерживать в руках.
34 занятие.
-Тактильная память. «Волшебные мешочки» из толстой ткани. Определить на ощупь содержимое. Затем вылепить из пластилина один предмет.
-Карточка.
Второй год обучения
1 занятие.
-Пластилиновые цепочки. Вспоминаем упражнение «Цепочки». Работают обе руки.
-Упражнение «Золушка». Сортировка. Работают обе руки. Из разных сортов крупы выложить имя, отчество и фамилию.
-Карточка.
-Игры по выбору.
2 занятие.
-Слуховая память «Кто я?»
-Упражнение с пластилином «Цепочки». Работают руки попеременно.
-Упражнение «Золушка». Руки работают попеременно.
-Карточка.
-Игры по выбору.
3 занятие.
-Слуховая память «Что бы это могло быть?»
-Пластилин, «Цепочки». Работают обе руки за спиной.
-Карточка.
-Игры по выбору.
4 занятие.
-Тактильная память. Определить на ощупь пластмассовую букву, и из разных сортов крупы выложить слова, в которых эта буква в начале, середине и в конце слова.
-Карточка.
-Игры по выбору.
5 занятие.
-Тактильная память. «Волшебные мешочки» из толстой ткани. Определить на ощупь содержимое мешочка, затем вылепить из пластилина один предмет.
-Карточка.
-Игры по выбору.
6 занятие.
-Слуховая память «Найди пару»
-Пластилин. Лепим цепочку из 6 звеньев. Всё удерживаем в руках – и пластилин и цепочку.
-Карточка.
-Игры по выбору.
7 занятие.
-Тактильная память. Выбрать из заданных нужную букву. Из пластилина вылепить шариками слово с этой буквой в начале ( середине, конце).
-Карточка.
-Игры по выбору.
8 занятие.
-Тактильная память «Волшебные мешочки». Затем вылепить из пластилина предмет из мешочка.
-Карточка.
-Игры по выбору.
9 занятие.
-Слуховая память «Что бы это могло быть?» Выбрать из заданных предметов тот, который мог бы издать данный звук.
-Работа с пластилином.
-Карточка.
-Игры по выбору.
10 занятие.
-Слуховая память «Найди пару».
-Работа с крупой. Сортировка. Выкладывать имя, фамилию и адрес из разных сортов крупы. (адрес, название города и т.д.)
-Карточка.
-Игры по выбору.
11-25 занятия.
-Изготовление русского костюма. Выкройка из картона. Украшается крупой. Крупа наклеивается.
-Приклеивание «брёвен». Оформление домика. Наклеиваются окна и ставни. Можно сделать сени, собачью конуру. Домик раскрасить.
-Оформление работы.
Третий год обучения.
1 четверть.
-Изготовление русского костюма. Картонный шаблон обклеивается тканью, по выкройкам делается сарафан, блуза для девочки и штаны с рубахой для мальчика, закрепляется на шаблон. Украшения – бусы, пояс на мужской костюм, подол сарафана – вышивка бисером. Кокошник обтягивается тканью и расшивается бисером. Лапти – картонная основа, наклеивается соломка.
2 четверть.
-Коллективная работа «Русская деревня». На большом листе каждый ученик «строит» свой дом, подворье.
-Домик делается из «брёвен». Небольшой бумажный прямоугольник обернуть вокруг карандаша, склеить края и снять трубочку.
-Заготовка основы для домика.
-Приклеивание брёвен.
-Оформление домика. Его можно раскрасить, сделать пристройку, сарай, собачью конуру. Можно вырезать окна, приклеить шторы, ставни.
-Собачку у конуры делаем при помощи оригами.
-Оформление работы. Добавляем речку, мост (из бумажных трубочек), берёзы, собак, кошек, коров – оригами.
3 четверть.
-Коллективная работа «Чукотское становище».
-Чумы, чукчи, собаки – оригами. Чумы и чукчи делаются из коричневой бумаги, сверху вата – тонким слоем.
-Сани – соломка, упряжь – нитки.
-Украшение костюма – бисер.
-Снег – вата.
-Работа выполняется на большом листе ватмана.
4 четверть.
-Коллективная работа «На дне морском», либо «Цветущая земля». Оригами, аппликация.
-Можно использовать другие темы.
Приложение №1
Игра «Канатоходец». В левой руке держим ручку. Пальцами правой «идём» по ней.
«Кулак навыверт». Вытянутые перед собой руки сложить тыльными сторонами друг к другу, затем переместить ладонь к ладони, переплести пальцы. Руки вывернуть, не разжимая пальцев.
«Лечим зубы крокодилу». Нарисована пасть и в ней множество зубов. Зубы не целые. Нужно подобрать нужные осколки и приложить к зубам.
Игра «Варим суп». Взять ручку в руку. Представить, что варишь суп – перемешать – вращение кисти, солить – покрутить ручку в пальцах.
«Части автомобиля». Ручка в руке. «Открыть дверцу» - убрать в сторону большой палец, «поднять крышу» - поднять указательный палец. Ручку не ронять.
«Надуваем шарик». Кисти рук, плотно сжатые, держать около рта, Начать надувать шарик, ладони расходятся, принимая форму шарика. Парные пальцы рук не разъединять.
«Очки». Сделать очки из пальцев рук, приложить к глазам. Можно изобразить подзорную трубу, передать её или очки другому ученику.
«Собачка». Фигуры теневого театра.
«Строим дом».
Приложение №2
Используемая литература
Е.А.Барсукова «Программа сенсорного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста». Новосибирск. 1995г.
А.А.Бондаренко. И.В. Гуркова «Русский язык для весёлых девочек и мальчиков». Новосибирск, 1995г.
Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!». М. «Просвещение», 1999г.
Ш.А.Амонашвили «Как живёте, дети?». М. «Просвещение», 1999г.
Ш.А.Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике». М. Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001г.
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Ступеньки к школе. Тренируем пальчики». ООО «Дрофа», 2000г.
Л.Я.Желтовская, Е.Н. Соколова «Дидактический материал к урокам чистописания» 1, 2, 3 класс. М. «Просвещение, 1988г.
Л.В.Занков «Содружество учёного и учителя». М., «Просвещение»,2004г.
Н.Б.Истомина «Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах». М., «Просвещение», 1998г.
Т.А.Ладыженская «Речевые уроки». М. «Просвещение». 2004г.
М.И.Моро, Н.Ф.Вапняр «Карточки с математическими заданиями и играми» 2 класс. М., «Просвещение», 2002 г.
З.А.Михайлова «Игровые занимательные задания для дошкольников», М., «Просвещение», 1999г.
В. Ниорадзе «Уроки письменной речи». М. Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006г.
С.М.Оберемок «Проектирование в образовании». Новосибирск, 2009г.
Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче – Оол «Как помочь детям, которые не хотят учиться читать». М. 2007г.
А.А.Смоленцева «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием», М., «Просвещение», 1987г.