Роль массажа карандашами в развитии мелкой моторики пальцев рук.
Роль массажа карандашами в развитии мелкой моторики пальцев рук.
Одной из логопедических форм работы с детьми является развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая над мелкой моторикой, мы формируем у ребенка не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и влияем на развитие речи, внимания, памяти. Для развития мелкой моторики пальцев рук очень хорошо использовать массаж карандашами. Вот несколько упражнений.
Одной из логопедических форм работы с детьми является развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая над мелкой моторикой, мы формируем у ребенка не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и влияем на развитие речи, внимания, памяти. Для развития мелкой моторики пальцев рук очень хорошо использовать массаж карандашами. Вот несколько упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль массажа карандашами в развитии мелкой моторики пальцев рук.»
Л.В Михайлова
Воспитатель МБОУ « Шалакушская СШ»
Структурное подразделение
« Ступинский д/с»
Д. Ступинская
Роль массажа карандашами в развитии мелкой моторики пальцев рук.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В. Сухомлинский.
Уважаемые взрослые! Современная логопедия как наука настолько многогранна, что многие приемы логопедической работы используются не только в коррекционных учреждениях, но и для разностороннего развития детей в общеобразовательных детских садах, в домашних условиях.
Жизнь ребенка – это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Насколько грамотно взрослый организует эту игру, настолько эта игра будет востребована ребенком. Именно в организации интересного, компетентного подхода к обучающим играм не заменима роль некоторых логопедических форм работы.
Одной из таких форм работы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Этот раздел как никакой другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения.
Работая над мелкой моторикой, мы формируем у ребенка не только моторные функции пальцев рук, готовя руку к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти. Поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук.
Для развития мелкой моторики пальцев рук очень хорошо использовать массаж карандашами. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны).
Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетать с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Игры с карандашами можно начинать с вводной беседы.
Мой маленький друг! В твоем доме, конечно же, живут карандаши. Они все разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, шестигранные, трехгранные, разноцветные.
А знаешь ли ты, дорогой друг, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? Это очень полезные игры. Скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетради. Необходимо, чтобы твои пальцы стали ловкими и умелыми.
Возьми свои карандаши и поиграй с ними!
Рекомендации
С начала все упражнения надо выполнять медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил положение кисти или пальцев и переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ему или научите помогать себе второй рукой.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой, после этого двумя руками одновременно.
Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их знакомыми рифмованными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и ему будет легче контролировать выполнение заданных движений.
Уважаемые коллеги! Предлагаемые ниже упражнения можно использовать как разминку на фронтальных занятиях.
Варианты упражнений
«Скольжение».
Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании. И с упором острым концом в стол.
И нструкция. « Держи пальцами карандаш так, как ты его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз. Повтори эти движения другой рукой».
Проговаривание рифмовки. « По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу».
Инструкция. « Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша».
Проговаривание рифмовки. « Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко».
« Эстафета»
Передача карандаша поочередно каждому пальцу из одной руки в другую.
И нструкция. « Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш как эстафетную палочку другим пальцам».
Проговаривание рифмовки. « Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду».
« Качалочка»
П рокатывание карандаша между пальцами.
Инструкция. « Возьми карандаш в правую руку и прокати его поочередно между пальцами левой руки. Теперь прокати карандаш левой рукой между пальцами правой руки. Постарайся его не уронить.
Проговаривание рифмовки. « Карандаш не отдыхает, между пальцами гуляет».
« Добывание огня»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Инструкция. « Положи карандаш на правую ладонь. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать сразу двумя карандашами».
Проговаривание рифмовки. « Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду».
« Утюжок»
П рокатывание карандаша по поверхности стола.
Инструкция. « Положи карандаш на стол. Прокати его сначала ладонью правой руки, а потом ладонью левой руки».
Проговаривание рифмовки. « Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу».
Таким образом, уважаемые взрослые, систематическое использование перечисленных упражнений способствует повышению речевой активности, концентрации внимания, развитию памяти и воображения, создает благоприятный эмоциональный фон. Овладев этими упражнениями, ребенок сможет «рассказать руками» целые истории с огромным удовольствием.
Успехов в работе!
Литература:
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е.И Санкт-Петербург 2012г «Пальчиковая гимнастика»
« Учимся, играя» от 2до3 лет.№8 2012г, № 10 2015г
О.П Рожков, И.В. Дворова «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4 года жизни» Москва-Воронеж 2007