kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка "Переменка" является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.  Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

           Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования »



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №25 с УИОП г. Россоши










Методические рекомендации для проведения объединений дополнительного образования для учащихся 5-9 классов

Номинация: «Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования».














Автор – составитель:

Ивлева Л.Е.

учитель русского языка и литературы, руководитель творческого объединения "Переменка"









Газета - это история мира за сутки.

Это история мира, в котором мы живем и события,

которые  интересуют нас больше, чем относящиеся

к прошлому, существующему лишь в памяти.

                                                                        А. Шопенгауэр


Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка "Переменка" является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.

Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.

Актуальность программы.

Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.

Новизна программы.

Программа построена по линейному принципу, состоит их трех частей, одна из которых рассчитана на учащихся 5-7 классов, а вторая - на учащихся 8-9 классов..

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет).

В зависимости от поставленных задач, педагог выбирает формы проведения занятий, которые способствовали бы развитию личности ребёнка, творческому воображению, развитию трудовых навыков.

Обучение журналистике - это сложный процесс, требующий от воспитанников усидчивости, трудолюбия, внимания и пр.

На занятиях кружка «Переменка» используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

При формировании практических навыков педагог наглядно показывает сам, как необходимо написать тот или иной материал, а затем предлагает воспитанникам кружка повторить демонстрируемое и концентрирует правильность выполнения.

Большое значение в эстетическом воспитании и расширении кругозора воспитанников имеют посещения библиотек, где они могут взять какую-либо идею для следующей работы, а также перенять опыт у более опытных коллег по бумажному делу. Программой предусмотрены различные выставки: академические по итогам I полугодия, по итогам года, а также показы для воспитанников и родителей, городские конкурсы.

Для выполнения работы подобран методический материал:

  1. Учебные занятия, представленные в аудио и видео формате.

  2. Учебные пособия по журналистике.

  3. Образцы опубликованных работ воспитанников.


Цели программы:

- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;

- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;

- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;

- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи данной программы.

Задачи:

- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

- активизировать познавательную мыслительную деятельность;

- развивать критическое мышление;

- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

- прививать культуру общения;

- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

-развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.

-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;

-формировать творческие способности детей;

-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;

-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;

- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.

Содержание и методы деятельности.

При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Переменка» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).

Форма проведения занятий

Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно–художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:

  • индивидуальные занятия;

  • занятия по звеньям;

  • семинары;

  • лекции;

  • выездные занятия;

  • встречи с интересными людьми;

  • практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)

Структура учебного занятия

П/№

Вид учебно-творческой деятельности


Время

(минут)

1

Формулирование целей и задач занятия

5

2

Основное содержание

20

3

Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся во время проведения кружкового занятия

20

4

Отдых, подвижные игры

15

5

Консультация

10

6

Отработка практической части по теме занятия

25

7

Контроль знаний по теме занятия

15

8

Подведение итогов занятия

5

9

Релаксация

5

Программа рассчитана на 5 учебных лет. Общее количество часов—740. Сроки реализации программы – 2013-2014 учебный год-148часов (5класс), 2014-2015 учебный год-148часов (6класс), 2015-2016 учебный год-148часов (7класс) 2016-2017учебный год-148 (8класс), 2018-2019 учебный год-148часов (9класс)

Кружок «Переменка» объединяет учащихся 5-11 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Предполагаемые результаты.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слова. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в квартал. Они могут быть тематическими, отдельные номера выходить с приложениями, например, «Для вас, родители», «Спортивная жизнь центра» и другие. Тематика определяется общим планом работы центра, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.

Результаты обучения

Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

1. Умение работать с разной литературой.

2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.

3. Умение брать и давать интервью.

4. Использование знаний основных жанров периодической печати.

5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.

Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.

Учащиеся должны знать:

  • понятие макета;

  • общие правила набора текста;

  • форматы графических файлов;

  • цветовые системы;

  • основные термины работы со шрифтами;

  • основные понятия верстки.

Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики являются:

  • желание овладеть навыками работы юного корреспондента;

  • активная позиция во время занятий;

  • выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Учебно-методический комплект, необходимый для занятий с кружковцами:

Группы


Техническое обеспечение

Наглядные пособия и дидактические материалы


Юнкоры - 1-2-ой год обучения



Аудиоплейер, аудиокассеты, магнитофон


В качестве наглядных пособий и дидактического материала используются лучшие коллажи, рисованные газеты, фотогазеты, изготовленные учащимися на практических занятиях, детские и юношеские газеты и журналы, имеющиеся в школьной библиотеке. Краски, гуашь, фломастеры, бумага.

Корреспондент -

3-й год обучения

Компьютер, принтер, сканер


Компьютерные программы – Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Office Publisher, Fine Reader и т.д

Юный журналист - 4-5-й год обучения


Аудиоплейер, аудиокассеты, магнитофон, Компьютер, принтер, сканер, ноутбук, резак, брошуратор.

Выполнение печатных изданий в разных форматах, создание мультемедийных презентаций различного содержания и уровня сложности, робота с программой Adabe Photoshop, Alcohol 120%, Nero7 и т.д



Таким образом, ориентация на открытие творческого потенциала каждого ребенка рассматривается нами как определяющая в современном дополнительном образовании детей. С этой точки зрения журналистская деятельность предоставляет целый ряд уникальных возможностей для реализации этой цели, а также решения воспитательных и развивающих задач. Журналистика дает ребенку возможность свободно выражать и выработать собственное мнение, провести своеобразную "ревизию" своего внутреннего и окружающего мира, определить свое место в социуме.

Прикосновение к творчеству не проходит бесследно для личности ребенка, оно становится как бы частью его самого, способствует самопознанию и саморазвитию ребенка, осознанию своей самоценности . Нельзя не упомянуть и о социальном спросе на предмет "журналистика" и "реклама". ХХI век еще в большей степени можно назвать эпохой средств массовой информации, что, несомненно, предопределяет устойчивую популярность, "модность" среди молодежи профессий, связанных со сферой коммуникации. Дополнительное образование, которое всегда чутко реагирует на запросы общества, стремится заполнить нишу допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации детей. Не случайно специалистами признается, что "программы социально-педагогической адаптации и профессиональной ориентации получают в практике дополнительного образования все большее распространение".

С этих позиций и была разработана данная комплексная образовательная программа "Переменка" .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования

Автор: Ивлева Людмила Евгеньевна

Дата: 25.05.2015

Номер свидетельства: 215113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(63) "rabota_s_odarennymi_detmi_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "577717"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1617876561"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Методический реферат на тему: "Способы выявления и развития детской одаренности на примере МБУ ДО "Дятьковская ДШИ""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskii_riefierat_na_tiemu_sposoby_vyiavlieniia_i_razvitiia_dietskoi_oda"
    ["file_id"] => string(6) "429311"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506098708"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ "
    ["seo_title"] => string(80) "rol-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "104110"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402668507"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Организация работы с детьми в учреждении дополнительного образования детей "
    ["seo_title"] => string(87) "orghanizatsiia-raboty-s-diet-mi-v-uchriezhdienii-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "230596"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442206931"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Методические рекомендации на тему: "Модель психолого-педагогического сопровождения развития детской одаренности в системе ДОД ""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_na_tiemu_modiel_psikhologho_piedaghoghichieskog"
    ["file_id"] => string(6) "429309"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506097174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства