МБОУ «Гимназия №5»
Классный час на первое сентября в 4 классе. "Мы тоже имеем права!" Автор
И.Л.Смазнова учитель начальных классов
г. Норильск 2013год. Сценарий урока на 1 сентября в 4 классе. "Мы тоже имеем права!" Цели:
познакомить детей с основными положениями Конвенции;
соотнести права и обязанности детей;
способствовать осознанию ответственности за свои права;
формировать положительное отношение к правам других;
способствовать формированию у детей правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Презентация урока "Мы тоже имеем права!"
Фонограмма песни Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».
Ход урока
Вступление
Слайд 1.
Учитель: - Первое сентября... В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя. Этот день в нашей стране является государственным праздником — Днем знаний. Он близок людям всех поколений.
-Токарь и космонавт, врач и хлебороб, строитель и офицер, академик и геолог – мы все «родом» из школы.
Только в нашей стране есть такой праздник – День знаний.
Для нас с вами это учебный год будет знаменательным. Мы закончим с вами начальную школу.
Незаметно вы стали взрослыми,
Быстро школьные годы летят,
Три класса уже стали прошлыми,
Их, увы, не вернуть назад.
Впереди будет год замечательный,
Замечательный, но непростой,
Будет он для вас испытательный,
Ведь четвёртый класс – выпускной!
Слайд 2. Я долго думала, как провести последнее первое сентября вместе с вами. Провести вас по дорогам сказок? Но вы уже такие взрослые! Попутешествовать по страничкам школьной жизни и побывать на различных уроках? Но мы это будем делать каждый день. И я решила соединить полезную информацию для вас с мозговым штурмом по литературным произведениям, которые все вы хорошо знаете. И вот что у меня получилось. Начинаем.
Слайд 3. В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Слайд 4. (читаю со слайда).
Слайд 5. Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
Слайд 6. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Слайд 7. Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:
покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.
Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». Наше государство подписало этот документ.
У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права. Они отличаются от прав взрослых. Послушайте, какие права есть у детей.
Слайд 8.
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята.
Слайд9.
Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родном мне языке.
Слайд 10.
Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить.
Слайд 11.
Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Слайд 12.
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
Слайд 13.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Слайд 14.
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Слайд 15.
Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Слайд 16.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Слайд 17.
Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
Литературная викторина
(Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».)
– Вам предлагается ответить на вопросы. Это необходимо для того, чтобы вы как можно больше вспомнили сказок для дальнейшей работы по теме о правах детей. (Проводится викторина). (Слайды 18-30).
Слайд 31. Мы сегодня с вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права, а также обязанности. Перед началом нового учебного года прошу заслушать указ!
Готовый указ! Написан для вас!
Утром рано просыпайтесь,
Хорошенько умывайтесь, чтобы в классе не зевать,
Носом в парту не клевать.
Одевайтесь аккуратно, чтоб смотреть было приятно,
Одежду тщательно проверь, четвероклассник ты теперь.
Приучай себя к порядку, не играй с вещами в прятки
Каждой книжкой дорожи в чистоте портфель держи.
На уроках не хихикай, стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай и соседу не мешай.
Не дразнись, не обзывайся, в классе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей, учиться будет веселей!
Слайд 32. Спасибо за работу!
В сценарии использованы следующие источники:
http://www.good.cnt.ru/family/ConUN-ChR.htm -статьи из Конвенции по правам ребёнка
- http://www.romanova.21202s14.edusite.ru/p5aa1.html - материалы классного часа Романовой Нины Юрьевны.
http://festival.1september.ru/articles/311603/ - материалы учителя Копыловой М. Н. учитель начальных классов
http://nach6bklas.ucoz.ru/index/konvencija_prav_rebjonka/0-23 - материалы учителя Татьяны Сергеевны Борзухиной.
материалы учителя Елены Владимировны Абаркиной учитель начальных классов.