разработка общешкольного мероприятия по теме "Толерантность"
Разработка общешкольного мероприятия по теме "Толерантность"
Данная разработка представляет собой досуговое внеклассное мероприятие, направленное на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних.
Тема мероприятия: «Толерантность. Что это такое?»
Форма проведения - квест, которая предполагает работу учащихся по группам с участием и поддержкой преподавателей.
Цель мероприятия – дать знания и развить навыки толерантного поведения в групповом взаимодействии со сверстниками.
Задачи:
Дать эмоциональный настрой на принятие информации о понятии Толерантность.
Дать информацию и показать практически, что такое толерантное поведение и почему оно необходимо в общении.
Развить умение работать в группах (умение распределять роли и участвовать в выполнении группового задания соответственно взятой роли, уметь видеть и слышать собеседника).
Для этого использованы следующие приёмы:
- Эмоциональное воздействие
- Групповое взаимодействие
- Активное слушание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка общешкольного мероприятия по теме "Толерантность" »
Толерантность. Что это такое?
Общешкольное досуговое мероприятие.
Автор:
Викулова Ольга Анатольевна,
педагог-психолог, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №30 г. Дзержинск Нижегородской обл.
Пояснительная записка
Пожалуй, одним из самых злободневных вопросов, стоящих на повестке дня современного общества, является национальный вопрос. И не секрет, что это один из самых трудных вопросов современной школы. По сведениям СМИ, в Нижегородской области проживает более 170 тысяч только зарегистрированных мигрантов из разных стран. В нашей школе, МБОУ СОШ №30 г. Дзержинска, обучается 12% детей других национальностей, не являющихся коренными жителями Российской Федерации. Это туркмены, таджики, киргизы, вьетнамцы, корейцы. В каждом классе нашей школы учится от 1 до 4 таких детей. И поэтому остро встаёт вопрос о полноценном взаимодействии учащихся школы с этими детьми.
Многие из детей мигрантов испытывают дискомфорт, в котором и кроется одна из причин асоциального поведения детей: с одной стороны, - самих детей, представителей других национальностей, а с другой, - по отношению к этим детям коренных русских. В этой связи есть острая необходимость в создании информационного пространства, дающего учащимся знания и умения саморегуляции своего поведения, направленные на формирование навыков эффективного общения, а в случае невозможности такового, бесконфликтного взаимодействия с представителями других наций.
Данная разработка представляет собой досуговое внеклассное мероприятие, направленное на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних.
Тема мероприятия: «Толерантность. Что это такое?»
Форма проведения - квест, которая предполагает работу учащихся по группам с участием и поддержкой преподавателей.
Цель мероприятия – дать знания и развить навыки толерантного поведения в групповом взаимодействии со сверстниками.
Задачи:
Дать эмоциональный настрой на принятие информации о понятии Толерантность.
Дать информацию и показать практически, что такое толерантное поведение и почему оно необходимо в общении.
Развить умение работать в группах (умение распределять роли и участвовать в выполнении группового задания соответственно взятой роли, уметь видеть и слышать собеседника).
Для этого использованы следующие приёмы:
- Эмоциональное воздействие
- Групповое взаимодействие
- Активное слушание
Возраст учащихся – 12-14 лет.
Условия проведения: мероприятие проводится после уроков с параллелью 6 - 8 классов по 7-8 человек от каждого класса.
Оборудование:
слайд-шоу «Что такое толерантность?»
плакаты «понятие Толерантность в разных языках и у разных народов»;
цитаты и высказывания известных людей об отношении к людям, общении, взаимодействии;
музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов;
листы формата А3, А4, фломастеры, простые карандаши, ластики;
коробка-ларец, коробка с жетонами.
Подготовительный период включат в себя задания классам – найти определение понятия «толерантность».
Проводит мероприятие психолог, помогают классные руководители.
Методические советы по проведению мероприятия.
Ведущему необходимо уходить от трактовки понятия «толерантность» как терпимость, т.к. слово «терпимость» многозначно и может вызвать отторжение. Тем более, что при подготовки к мероприятию дети, наверняка, обращались к Интернет-ресурсам, где дано много негативных трактовок этого понятия. Поэтому нужно делать упор на понимание «толерантности» как саморегуляции своего поведения, направленной на бесконфликтное взаимодействие.
При выполнении групповых заданий возможно участие классных руководителей, оказывающих помощь при обсуждении и обдумывании заданий, а иногда и наводящих на оптимальный способ выполнения задания или формы его представления.
Будет очень уместно, если учителя, присутствующие на квесте, тоже выскажут свою точку зрения до того, как ведущий даст ответ на вопрос задания. Дети не всегда могут сделать правильный вывод, у них ещё нет большого жизненного опыта, а у некоторых детей узкий общий кругозор. Мнение учителей, как правило, совпадает с ответом ведущего и бывает подкреплено практическими комментариями, что даёт детям прекрасную возможность почувствовать практическую значимость ответа на вопрос задания.
При проверке выполнения заданий ведущий использует приём активного слушания: повторяет сказанное, переспрашивает, добавляет к сказанному для того, чтобы учащиеся самостоятельно сделали вывод по каждому выполненному заданию.
В конце мероприятия ведущий обращает внимание учащихся на то, что нет жюри и выполненные задания не оценивались в баллах. Важно отметить, что это не конкурс, а живое общение. А в общении невозможно побеждать: или побеждают все или проигрывают тоже все – такова специфика общения. Дети должны понять, что смысл этого конкурса не в соревновании, а в получении знаний и навыков полноценного общения и взаимодействия, поэтому сегодня выиграли все присутствующие.
Необходимость рефлексии, которую можно провести в зависимости от наличия времени и желания детей в виде анкеты, интервью, написания мини-эссе в школьную газету и т.п. Учащиеся проговаривают о том,
что они узнали,
чему научились,
что понравилось,
как это можно применить на практике.
Заключительный шаг мероприятия – это раздача учащимся материалов (копии наглядных материалов, рисунки и т.п.) для оформления в классах стенда о толерантности.
Сценарий мероприятия.
Дети входят в класс или зал, где будет проходить мероприятие. Ведущий обращает их внимание на плакаты, которые развешены доске и на стендах. Учащиеся рассматривают их перед тем, как занять места. Места занимаются произвольно. Включается слайд-шоу, состоящий из картинок и плакатов, иллюстрирующих понятие толерантность.
В самом начале мероприятия детям сообщается тема и выясняется, что им известно о том, что такое толерантность.
Затем ведущий даёт эмоциональный настрой на мероприятие, рассказывая притчу о людях и человеках.
Притча о людях и человеках.
(авторский текст)
Решил Творец создать что-то прекрасное и сотворил Землю, а на ней моря, океаны, реки, озёра, материки, острова, леса поля, цветы, бабочек, птиц, рыб, зверюшек разных.
И задумался Творец, для кого же он сотворил всю эту красоту? И создал Творец Человека. И был Человек счастлив. А Творец заботился о нём.
Но однажды Человек загрустил. Спросил его тогда Творец:
- Почему ты грустишь? Чем я могу помочь тебе?
На что Человек ответил:
- Мне стало грустно жить. Нет со мной рядом никого подобного мне, - и попросил - создай, Отец, таких же человеков, как и я сам.
Творец очень любил Человека и поэтому внял его просьбе. Он сказал:
- Это легко, я просто скопирую тебя и создам человеков, точь-в-точь таких же, как ты.
Сказал - и сделал. И появились на земле человеки, как капли воды, похожие на первого Человека: все они были одинакового роста, были у них одинаковые лица, цвет глаз и цвет волос. И все они мыслили, говорили, чувствовали одинаково. И был Человек счастлив.
Но шло время, и снова Человек загрустил и пришёл он к Творцу и сказал:
- Мне стало не интересно жить. Все мы говорим, мечтаем, думаем, чувствуем одинаково. Мы настолько похожи друг на друга, что я перестал быть самим собой.
-Чем же я могу помочь тебе? - спросил Творец?
И все человеки хором ответили:
- Отец наш, сделай так, чтобы все мы были разные!
На что Творец сказал:
- Подумайте хорошо, прежде, чем просить меня об этом, ведь тогда вы будете совершенно не похожи друг на друга, вы будете по-разному говорить, мыслить, чувствовать, мечтать, и я не смогу уже исполнить ваши желанья, потому что и они тоже будут разными.
На что все человеки ответили:
- Мы согласны!
И сказал Творец:
- Ну что ж, я сделаю вас разными. Это легко, я просто дам каждому из вас индивидуальность.
Сказал - и сделал. И стали люди совершенно не похожи друг на друга: все они стали разного роста, стали у них разные лица, цвет глаз, цвет волос и даже цвет кожи. И стали они говорить, думать, чувствовать, мечтать по-разному.
И были Люди счастливы. Но шло время, и стали люди ещё больше непохожими друг на друга, и начались между ними несогласие, вражда, войны. И снова пришёл Человек к Творцу и сказал:
- Мне стало страшно жить. Мы настолько не похожи друг на друга, что не можем найти ни общего языка, ни мира, ни согласия…
Но Творец прервал Человека:
- Я предупреждал тебя. Теперь я не могу сделать вас другими и не могу исполнить ваши желания, ведь ваши желания, как и вы сами, очень разные. А вы все – дети мои, и для меня вы все - одинаковы, и я одинаково люблю всех вас, поэтому я не могу выделить кого-то одного из вас. Но я помогу вам. Я дам вам заповедь мира и согласия, которую вы должны будете понять и применить – сами. А чтобы вы самостоятельно пришли к этой заповеди, я дам вам ключ к ней.
Сказал - и сделал!
Так что же сделал Творец?
Он дал людям понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Для проверки восприятия ведущий задаёт вопрос, понятно ли им теперь, что такое толерантность? Кто-то из учителей может обратить внимание детей на стенды, где написано, как понимают толерантность разные народы. Можно спросить учащихся о том, какое определение они считают наиболее удачным, понятным.
Ведущий подводит итог о том, что толерантность – это регуляция своего поведения, которая нацеливает людей на бесконфликтное взаимодействие. Разъясняет, что толерантность – это механизм, который обеспечивает эффективное общение, а если таковое невозможно, то обеспечивает такое взаимодействие, которое не допускает возникновения конфликта.
Далее ведущий объявляет о цели и об интриге мероприятия.
Интрига конкурса заключается в том, что слова заповеди, о которой говорилось в притче, находятся в ларце (ведущий показывает ларец). Ведущий говорит: «Здесь в ларце заповедь, которая откроет секрет толерантного поведения. Вам будут предложены задания. После выполнения каждого задания вы будете получать одно слово, содержащееся в заповеди. Таким образом, ваша цель – собрать фразу, скрытую в ларце».
Ведущий предлагает учащимся разбиться на группы. Ведущий выносит коробку, где находятся листочки (их количество строго соответствует числу участников). На обратной стороне листочков номер группы (номер 1.2.3.4… - по планируемому количеству групп). Оптимальное количество человек в группе 5-6. Оптимальное количество групп - 4-5.
Ведущий объясняет, что тот номер, который учащиеся вытащили из коробки обозначает номер группы. Теперь они должны найти всех участников своей группы и занять место, где указан номер группы.
Таким образом, в каждой группе оказываются ученики из разных классов.
Задание № 1. Все мы люди, все мы человеки.
Делая предисловие к заданию № 1, ведущий напоминает о том, что все люди разные и могут очень существенно отличаться друг от друга, но у всех людей всегда есть что-то общее.
Задание – найти как можно больше общего у всех членов вашей группы.
Время на обдумывание – 3 минуты.
Учителя, присутствующие на мероприятии, могут подсказать детям задать как можно больше вопросов на узнавание информации друг о друге: выяснить их хобби, у кого какой любимый школьный предмет, киноактёр, цвет, блюдо и т.п.
Выслушав ответы представителей каждой группы, ведущий подчёркивает, что у каждого из нас много общего по общечеловеческим понятиям: мы все люди, живём на планете Земля, для всех нас одинаково светит солнце, все любим своих мам и т.п. Дальше выделяем общее по признакам проживания, учёбы: все мы живём в одном городе, все находимся в одной школе № 30, и т.п. Дальше выделяем личностные признаки и признаки по сходству интересов и т.д. (например, у нас у всех серо-голубые глаза, все мы любим мороженое, уроки физкультуры, лето, катание на лыжах, у всех есть домашний питомец, у нас общая цель – хорошо учиться, а в данный момент мы все в джинсах). Дети делают вывод о том, что чем больше люди находят друг в друге личностных признаков, тем легче им наладить друг с другом общение.
Ведущий говорит всем: «Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь вы получаете первое слово фразы, содержащейся в сундуке». Это слово – ДРУГИЕ. Слово записывается на доске.
Задание № 2. Что такое счастье.
Ведущий читает стихотворение «Сказочка о счастье».(Взято из Интернета)
На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти?
И вот король в карету сел – И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета быстро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом – вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из леса я дрова – Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! – Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора, Еще немного – и ура! Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой – Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету…
Задание – что же сказал Старец? Обдумайте и сформулируйте мысль Старца. Подумайте, как закончится стихотворение.
Это задание дети обдумывают самостоятельно в течение 3-х минут. Учителя тоже могут после выступления высказать свою точку зрения о концовке стихотворения.
Выслушав все ответы и поблагодарив учащихся, ведущий читает конец стихотворения.
Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: Из дома довезешь дрова, Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет!
Второе слово заповеди - ТЫ.
Задание № 3. Формула мира и согласия.
Ведущий рассказывает притчу «Ладная семья». (Взято из Интернета)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял толстый свиток и стал что-то писать, писал долго – исписал целый свиток длиной в несколько метров. Затем передал его владыке. Тот развернул свиток и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Много-много раз (точнее сто раз – владыка не поленился: пересчитал) на свитке было написано сначала одно слово, затем сто раз другое и потом ещё одно слово тоже столько же раз.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Итак, если бы глава семьи знал математику, то его свиток был бы короче.
Задание – подумайте, какие же три слова были написаны по сто раз в этом свитке и запишите формулу согласия математически. Время выполнения – 3минуты.
Дети, как правило, быстро догадываются, что это формула представляет собой три слагаемых, умноженных на 100. В качестве слагаемых называют такие понятия, как: любовь, радость, понимание, забота, умение слушать других и т.п.
Поэтому все дети получают одобрение со стороны учителей и ведущего.
т.е. сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Ведущий может сказать, что истинная любовь предполагает умение слушать, понимание, заботу, несёт радость, но бывают моменты. Когда человек ошибается, заблуждается, вот тут и необходимо прощение как наивысшее понимание и принятие человека, и конечно же, терпение, ведь люди не идеальны, все люди не идеальны, и каждый из вас тоже – это всегда нужно помнить.
И ещё следует обратить внимание учащихся на то, что эта формула не только формула согласия, но и мира на земле.
Третье слово заповеди - КАК.
Задание № 4. Вавилонская башня.
Ведущий: вы, наверное, помните библейскую притчу о строительстве Вавилонской башни. Люди так и не смогли построить самую высокую башню, потому что мотивом её строительства было высокомерие людей. Чтобы спасти людей и не допустить распространения зла, Господь перемешал языки строителей башни, и люди, заговорив на разных языках, перестали понимать друг друга.
Задание – мы предлагаем вам нарисовать проект Вавилонской башни.
Но по сравнению с библейскими строителями, которые не смогли понять слов друг друга, вы должны будете договориться друг с другом в группе без слов. Каждый из вас получит своё задание, в котором содержится указание о том, какой должна быть башня, т.е. у каждого члена группы будет своё задание, которое он не имеет права озвучить или показать членам группы. Время выполнения – 6 минут.
Каждая команда получает листы формата А-3, фломастеры, простой карандаш, ластик. Каждому члену команды ведущий раздаёт листочек с индивидуальным заданием (см. ниже).
Опыт показывает, что при выполнении этого задания необходимо присутствие взрослых, которые следят, чтобы дети не разговаривали, а пользовались жестами и знаками.
Суть этого задания состоит в том, чтобы дети поняли свою очерёдность рисования башни и объяснились с группой жестами, как и в какой последоательности нужно рисовать.
Фундамент башни должен быть коричневым.
Башня состоит из синих кирпичиков.
На верху башни желтый купол.
У башни есть балкон и крыльцо.
Справа от башни растёт дерево.
Дети показывают рисунки и рассказывают о своих впечатлениях. Ведущий должен подчеркнуть, что в общении тоже очень важно не лезть вперёд, продвигая своё «Я», важно не только слышать, но и порой в большей мере, чем слышать, видеть собеседника, уметь уступать. Только тогда можно получить хороший результат и избежать недоразумений.
Ведущий записывает четвёртое слово – ТАК.
Задание № 5. Секрет волшебного ларца.
Ведущий подводит итоги. Итак, мы с вами сегодня поняли:
- несмотря на то, что все мы разные, у нас очень много общего,
- чтобы быть счастливым, нельзя замыкаться на себе, нужно видеть других людей, прислушиваться к ним,
- путь к миру и согласию лежит через любовь, терпение и прощение,
- при выполнении совместного дела, точно так же, как и просто в общении с кем бы то ни было, очень важно определить своё место, иначе результат будет смешён.
Вот теперь мы с вами вплотную подошли к тому, чтобы понять, что же за фраза находится в нашем волшебном ларце.
Задание - у вас есть 4 слова этой фразы. Попробуйте с помощью этих слов сформулировать заповедь, которая раскроет вам секрет толерантного поведения, ведущего к бесконфликтному взаимодействию.
Здесь не нужно заранее обговаривать время, отведённое на выполнение задания. Как показывает опыт, дети или сразу догадываются о смысле этой фразы или пытаются построить фразу из четырёх заданных слов, не включая другие слова.
После того, как группы высказались, ведущий открывает ларец и читает заповедь:
«Поступай с другими ТАК,
КАК ТЫ хочешь, чтобы ДРУГИЕ поступали с тобой».
И последнее задание. Заповедь Творца.
Ведущий говорит о том, что сегодня мы бы с вами чего-то не доделали, если бы не потренировались применять эту заповедь на практике, поэтому вам предлагается такое задание. Это задание выполняется в парах. Один сжимает кулак. Задача второго – сделать так, чтобы первый разжал кулак. Не забудьте, что вы знаете заповедь толерантного поведения.
Задание выполняется одновременно всеми парами. Учителя и ведущий смотрят, как дети выполняют это задание и помогают им в случае необходимости.
Затем ведущий озвучивает самые интересные решения, например,
Твоя рука выглядит гораздо красивее, когда она разжата. (девочке)
Знаешь, парень, сила не в кулаке.
Дай мне, пожалуйста, твою руку. (При этом протянуть свою для рукопожатия).
Тебе больше идёт улыбка, а не кулак.
У тебя в кулаке что-то интересное? Можно посмотреть?
Многие дети просто говорят: «Разожми кулак». Бывают случаи, когда кто-то не хочет сжимать кулак, тогда не стоит заставлять его это делать. Но очень важно, чтобы все, кто сжимал кулак, захотели бы его разжать. Может возникнуть вопрос, а что делать, если на мои слова тот, кто сжал кулак, не разожмёт его. В этом случае не нужно анализировать какой-то конкретный случай, а попробовать дать такой алгоритм:
- ну что ж, я тебя не тороплю, у тебя ещё всё впереди,
- знаешь, какая у меня любимая цитата из «Трёх богатырей»: хороший парень – могли бы дружить.
В заключении квеста все дети и взрослые берутся за руки и по очереди произносят заповедь каждый по одному слову.
Перед уходом дети получают раздаточные материалы для проведения классного часа или оформления стенда в классе.
Рефлексия мероприятия может быть проведена в виде беседы классных руководителей с учащимися своих классов.