В статье представлена методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» для обучающихся 1 класса.
Дидактическое обоснование внеурочного занятия
Внеурочное занятие разработано в свете ФГОС НОО.
Рассмотрены вопросы развития УУД на занятиях по внеурочной деятельности в 1 классе.
УМК «Школа 2100».
Система учебников: комплект учебно-методических пособий курса «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой.
Тип занятия: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Место данного занятия в системе занятий по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы»: третье.
Форма проведения занятия: занятие - путешествие с использованием системно - деятельностного подхода, с применением ИКТ.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Дидактическая цель: создание условий для формирования и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Методическое обоснование внеурочного занятия
Задачи внеурочного занятия:
Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.
- Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.
- Развивать навыки контроля и самоконтроля.
- Развивать навыки работы в парах, группах.
- Повышать учебную мотивацию детей, что способствует повышению уровня обученности учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Учить обобщать, делать несложные выводы.
- Давать определения тем или иным понятиям.
- Выявлять закономерности и проводить аналогии.
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу.
- Формировать положительную мотивацию учения.
Компоненты современных образовательных технологий:
технологии сотрудничества, проблемного, развивающего, личностно ориентированного обучения, ИКТ.