Просмотр содержимого документа
«Путешествие по континенту химия»
Внеклассное мероприятие по химии: «Путешествие по континенту Химия».
Учитель химии МБОУ СОШ №4 г.Ставрополя имени И.Д.Сургучева Сергеева Ирина Дмитриевна
Разделы: Внеклассная работа по химии.
Цель мероприятия: развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать; помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.
Воспитательная – воспитывать любовь и уважение к изучаемым предметам; чувство товарищества, взаимовыручку, умение работать в группах; самореализация личности обучающегося через внеклассную деятельность;
Развивающая – Развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии. Развитие умения анализировать представленный материал, делать обобщения и выводы, работать с Интернет-ресурсами; развитие творческих способностей учащихся;
Ход мероприятия.
Приветствие участников. Организационный момент.
Мы рады приветствовать вас ребята на станции «Путешествие по континенту Химия» в дни «Фестиваля наук». Сегодня Вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания. Надеюсь, задания, которые Вас ждут на каждой станции, раскроют перед Вами мир химии несколько с другой стороны. Мы Вам желаем успехов.
На этой станции в течение10 минут ребята должны дать как можно больше правильных ответов на вопросы:
8 класс.
1). Блиц турнир.
Вода в твердом состоянии.
Наука о веществах и их превращениях.
Очень легкий газ.
«Крылатый» металл».
Условная запись вещества посредством химических символов и индексов.
При работе, с какими веществами нужно быть максимально осторожными?
Газ, который применялся в качестве химического оружия во время Первой мировой войны.
Металл, обладающий бактерицидными свойствами.
Формула кислорода.
Недостаток этого металла приводит к кариесу.
За 1мин класс должен ответить на 10 вопросов.
За правильный ответ на 10 вопросов ставиться 1 балл, если ответ не полный – 0 баллов.
2). О каком из ученых идет речь? «Чемоданных дел мастер?» (Д.Менделеев) – 1 балл.
3) Назовите химические элементы названные в честь небесных тел или планет Солнечной системы?(Селен-Луна, Теллур-Земля, Уран, Нептун, Плутоний) - 1 балл.
4) Назовите неметалл. Его называют -«Холодный огонь», «элемент жизни и мысли»- очень важный химический элемент, без него невозможен углеводный обмен в клетках мозга, без него не зреют плоды и не цветут растения, если не хватает этого элемента, организмы слабеют и гибнут (Фосфор) – 1 балл.
5)Придумайте за 1 минуту как можно больше слов, имеющих отношение к химии и начинающие на букву «К».
- Не горит, не поддерживает горение. Эти свойства позволяют использовать его для тушения пожаров. (углекислый газ) – 1 балл.
- Применяется в производстве свечей (Парафин) – 1 балл.
7) Название металлов в образных выражениях.
Придумать пять образных выражений с использованием названия металла «Золото».
(Золотое сердце, Золотые руки, Золотая лихорадка, Золотое дно, Золотая осень, Золотые волосы, Золотая свадьба, Золотое кольцо России, Золотое Руно, Золотой запас , Золотая Орда )
За правильный ответ 1 балл. Итого: 10 баллов.
9кл.
Блиц - турнир.
Условная запись вещества посредством химических символов и индексов.
Вещество, ускоряющее химическую реакцию.
Единица количества вещества.
Вещество, отдающее электроны в процессе реакции.
Название солей серной кислоты.
Положительно заряженная частица.
Растворы или расплавы, проводящие электрический ток.
Единственный жидкий металл.
Сложное вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород.
Химические реакции, при которых из одного сложного вещества получается несколько веществ.
За 1мин класс должен ответить на 10 вопросов. За правильный ответ 1 балл.
2. Минеролог, химик, ботаник, географ, писатель, поэт, художник в одном лице. По мнению А.С.Пушкина, он не только создал университет, он сам был университетом. (М.Ломоносов).
3. Ляпис, его можно купить в аптеке, им выводят бородавки (Нитрат серебра).
4. Купоросное масло, «хлеб химии». Ни одно важное производство не обходится без этого вещества (серная кислота).
5. Содержится в свёкле, хурме, гранатах, красной икре, яблоках, мясе, зеленых листьях овощей (Железо в с.о. +2).
6. Назовите неметалл: Черное, белое, красное вещества образованы одним химическим элементом. Назовите его (Фосфор).
7. В начале 20 века из Нью-Йоркского порта вышла в открытый океан красавица яхта. Её владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус яхты сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись заклепками из другого металла. Это было красиво: сверкающий серебристый корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала быстро разрушаться из-за коррозии. Из какого металла были сделаны заклепки? (из меди).
8. Это вещество алхимики называли «живой ртутью» (Вода).
9. Карл Вильгельм Шееле назвал его «огненным воздухом». Газ образуется в процессе фотосинтеза и обеспечивает процессы дыхания, горения, гниения. (Кислород).
10. Название металлов в образных выражениях.
Придумать пять образных выражений с использованием названия металла «Серебро».
(Серебряная свадьба, Серебряный голос, Серебряный звон, Серебряный век, серебряный ветер, Серебряный смех, серебряные струны души, серебряный простор, серебряный мороз,Серебряный конь).(И, А, Бунин "Первый утренник, серебряный мороз!... На серебряном просторе, на дворе. "). серебряная дверь (А, С, Пушкин ",,Людмила...Бежит в серебряную дверь;...)
Участники игры должны придумать образные выражения с использованием названий указанных металлов. За 5 правильных образных выражений -1балл.Итого: 10 баллов.
10 класс.
Блиц - турнир.
Соединением какого элемента был отравлен Наполеон?
«Небесный» металл.
«Крылатый» металл.
Реакции, при которых вещества обмениваются ионами.
Вещество, содержащее металл и кислотный остаток.
Соли фосфорной кислоты.
Наука о веществах и их превращениях.
Очень легкий газ.
Формула азотистой кислоты.
Металл, обладающий бактерицидными свойствами.
Способность металлов изменять форму под влиянием внешнего воздействия и сохранять ее после прекращения воздействия.
За 1мин класс должен ответить на 10 вопросов. За правильный ответ 1 балл.
2.Его именем назван дефект зрения, которым страдал он сам и который подробно описал. (Джон Дальтон).
3.Раньше на Руси для мытья головы настаивали воду на золе и процеживали. Какую соль, снижающую жесткость воды, содержит зола? (Карбонат калия, поташ).
4. Какая кислота находится в стрекательных клетках крапивы? (муравьиная)
5. Галоген с признаками металла, радиоактивен, получен искусственно, в природе не встречается (Астат).
6. Назовите неметаллы. В книге рекордов Гиннесса это вещество названо самым твердым. Используется в технике и ювелирном деле (алмаз).
7. Создатель школы химиков - органиков. Разработал конструкцию противогаза (1916г). (Николай Дмитриевич Зелинский).
8. Индейцы называют этот продукт «слезы дерева». Было время, когда он стоил дороже золота (каучук).
9. Газ, используемый в смеси с кислородом для сварки черных металлов (Ацетилен).
10. Название металлов в образных выражениях.
Придумать пять образных выражений с использованием названия металла «Железо ».
(железные мускулы, железная дисциплина, железная логика, железные доводы, железный занавес).
Участники игры должны придумать образные выражения с использованием названий указанных металлов. За правильный ответ -1балл.
Итого: 10 баллов.
11 класс.
Блиц - турнир.
Мельчайшая частица химического элемента.
Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
Вещество, которое принимает электроны в процессе реакции.
Реакция между кислотой и основанием, приводящая к образованию соли.
Специально оборудованное помещение для проведения эксперимента и химического анализа вещества?
При работе, с какими веществами нужно быть максимально осторожными?
Газ, который применялся в качестве химического оружия во время Первой мировой войны.
Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды.
Аллотропные видоизменения кислорода.
Реакция, идущая с выделением теплоты.
За 1мин класс должен ответить на 10 вопросов. За правильный ответ 1 балл.
2. Самая именитая семья физиков и химиков, получившая четыре нобелевские премии. (Кюри)
3.Физиологический раствор вводят в организм человека при большой потери крови. Какое вещество является основой этого раствора? (Хлорид натрия)
4.Вещества, применяемые при оказании первой помощи в случае ожога кожи кислотой (вода и питьевая сода).
5.Из одного грамма этого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км (Золото)
6.Назовите неметаллы.Этот неметалл издавна использовали для изготовления лекарственных препаратов, чернения оружия и изготовления черного пороха (Сера).
7.Его соединения применяют в оптической и лазерной технике. При недостатке появляется кариес. При избытке наблюдается повышенная хрупкость костей (Фтор).
8.Если русские названия химических элементов разложить в алфавитном порядке, то он будет первым. В атмосфере вещества, которое он образует, хранят старинные рукописи. (Азот).
9. Этот газ с резким запахом легко сжижается при обычном давлении и температуре -33,4 С, поэтому применяется в холодильных установках. Используется в медицине в виде водного раствора, а также в производстве азотной кислоты (Аммиак).
10. Название металлов в образных выражениях.
Придумать пять образных выражений с использованием названия металла «Медь».
(медные трубы, медные лоб, медные глотка, гроша медного не стоит).
Участники игры должны придумать образные выражения с использованием названий указанных металлов. За правильный ответ -1балл.
Итого: 10 баллов.
Подведение итогов.
Дорогие ребята! Вы успешно прошли все испытания, приготовленные для Вас. Вы все достойны звания «Юный химик». Жюри решила наградить Дипломом III степени на звание «Юный химик» команду … , Дипломом II степени команду…, Дипломом I степени команду…. .