Сценарий праздника «Прощай, БУКВАРЬ !»
Цели:
Образовательные:
Обобщить знания о буквах русского алфавита, о буквах гласных и согласных звуков.
Воспитательные:
Формировать умение работать в коллективе.
Развивающие:
Развивать коммуникативные способности первоклассников. Прививать навыки культурного общения.
Аннотация.
Прощание с первой учебной книгой «Букварем» проводится традиционно после окончания изучения «Букваря». Праздник для детей, учителей, родителей. На празднике учащиеся рассказывают стихотворения, разыгрывают сценки, поют песни, разгадывают загадки, узнают литературных героев. Задания составлены на знакомом материале уроков обучения грамоте.
Сценарий предназначен для организации праздника "Прощай, Букварь!" в первом классе начальной школе.
Праздник « СПАСИБО БУКВАРЮ»
Праздник начинается,
Гости улыбаются,
А дети постараются
Сегодня показать,
Всё – чему учились,
Всё – к чему стремились,
Потому что есть у нас,
Небольшой для вас рассказ.
(Дети под музыку входят в класс)
1.
Заходите, проходите!
Путь свободен , освящен.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Букварем!
2.
Если скуку ты оставил
И сомненья позади,
Если с другом не слукавил,
Заходи!
3.
Если лень свою оставил,
Нарушенья позади,
То смелей скорее в класс
Заходи!
4.
Если все у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!
5.
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем.
6.
Заходите, проходите,
Всех на праздник соберем.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Букварем.
7.
Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школах праздник,
Славный праздник –
Праздник Букваря.
8.
Первоклассники рядами
Стройными идут,
Первой книге, мудрой книге
Отдают салют!
Учитель: Сегодня у нас большой праздник. Мы собрались, чтобы поблагодарить нашу первую книгу Букварь за то, что он научил нас читать и попрощаться с ним. Путешествуя по страницам Букваря, мы изучали буквы, учились разгадывать ребусы, шарады, кроссворды, узнали с его помощью много нового и интересного. Букварь – это первая мудрая книга, и нет ни одного человека, который не начинал бы учебу с букваря.
А старшая сестра букваря - Азбука. Название книга получила от двух первых букв алфавита а и б . В старину эти буквы назывались аз и буки. Отсюда и пословица: Сначала аз да буки, а там и науки.
В этом (2013) году нашей азбуке исполнилось 1152 года. Создали её братья Кирилл и Мефодий.
Давайте споем песню про Азбуку. (Песня «Азбука»)
Песня «Азбука»
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Учитель: Ребята, давайте еще раз заглянем на страницы Букваря. О-еей! А где же Букварь, что-то я его не найду.
(Стук в дверь)
УЧИТЕЛЬ. Ребята, вы слышите, кто-то стучится?
(Входит “Печкин” с велосипедом, на багажнике – посылка).
Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес конверт для ребят 1 “Б” класса.
УЧИТЕЛЬ. Ой, мы так рады, нам еще никогда не присылали писем в класс!
Печкин: Только я вам его не отдам!
УЧИТЕЛЬ. Это почему же? На конверте написано: “ Город Михайловск, Школа № 5,
1 “Б” класс”. Значит нам!
Печкин: А потому, что у вас документов нету. Почем я знаю, может это1 “Г” или 1 “А” класс?
УЧИТЕЛЬ. Ребята, есть у вас с собой документы? У меня тоже нет... Ой, я вспомнила! Есть у нас документ! Один на всех! “Журнал” называется. Здесь и все фамилии детей в алфавитном порядке, и моя фамилия!
(Показывают журнал, Печкин внимательно изучает.)
Печкин: Все равно не отдам. Потому что за письмо расписываться надо, а вы еще маленькие, неграмотные.
УЧИТЕЛЬ. Да как это неграмотные? Да мы весь Букварь закончили, все изучили. Все ребята научились писать, хорошо читать. Правда ребята? Кто возьмет на себя такую ответственность, кто распишется в извещении у Печкина?
(Один ребенок расписывается).
Печкин: Ну, теперь все. Вот вам ваша письмо, а мне по делам надо, в Простоквашино. До свидания!
(Печкин уезжает).
УЧИТЕЛЬ. (рассматривает письмо): Интересно, что же в конверте такое? Откроем, ребята?
(Открывает, достаёт письмо в нем написано послание, читает кто-то из детей))
Я Букварь у вас украла,
Буквы все поразбросала.
Как все буквы соберете,
Так Букварь и заберете.
Баба Яга.
Баба Яга: Кто тут меня вспоминает? Здравствуйте, миленькие, здравствуйте, сладенькие!
Я - Баба Яга костяная нога,
Злая – презлая - вот я какая.
Учитель: Здравствуй, Бабушка Яга. Баба Яга, у нас же праздник, мы хотим попрощаться с нашим первым учебником, а ты у нас его украла, верни нам его, пожалуйста.
Баба Яга: Ишь какие хитрые, просто так не отдам. Выполните сначала мои задания.
Учитель: Ребята, можем мы прощаться с Букварем без него? Тогда нам нужно согласиться с Бабой Ягой и выполнять ее задания. Будем выручать нашего друга? Давай, Баба Яга, нам свои задания.
Баба Яга: Вы помните, какого числа пришли в школу? А как все проходило?
Рассказывайте.
(Дети читают стихи)
9.
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В наш самый лучший первый класс.
10.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
11.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Буквари и все тетрадки
На столах своих нашли.
12.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
13.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы Буквари свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
14.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
15.
И учительница наша
Начинала с «Букваря».
И директор наш, ребята,
С «Букварем» ходил когда-то.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
Баба Яга: Расхвастались тут, сказки они сами уже читают. А сейчас вот я проверю как вы их знает.
(Презентация)
Слайды «Узнай сказку»
1. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
2. С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
3.Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку и называется…. («Три поросёнка»)
4.Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)
5. Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»)
6.Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!
Названье этой книжки… («Маша и медведь»)
7.Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый ….. (Чебурашка)
8. Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный, говорливый, простодушный
И румяный… (Колобок)
Баба Яга: А как вы учили буквы?
Учитель: Мы об этом можем даже спеть.
Песня Урок. Игровая шуточная.
1. С Букварём уселись дети на лугу, на траве.
Дружно дети учат буквы: «А, бе, ве, а, бе, ве»
Ты нам, ветер, не мешай и страницы не листай.
Ты буквы не прочтёшь, только нас собьёшь.
Подошёл утёнок важно, подошёл: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный корешок букваря.
Ты, утенок, не мешай, деток столку не сбивай.
- Не «Кря-кря», а как?
- «А, бе, ве» - вот так!
3. Подошла, стуча копытцем, к нам коза. Что тебе?
Я коза хочу учиться. Бе-бе-бе! Бе-бе-бе!
Ты, коза, нам не мешай, кукол столку не сбивай.
- Не «Бе-бе!», а как?
- «А, бе, ве» - вот так!
А потом пришёл телёнок, замычал: «Му-му-му»!
Я – теленок несмышленый ничего не пойму.
Эй, теленок, не мешай, кукол столку не сбивай.
- Не «Му-му», а как?
- «А, бе, ве» - вот так!
Баба Яга: А я вот знаю, что буквы не всегда жили дружно.
Учитель: Но ведь они потом все подружились.
Баба Яга: Что-то я не помню конца, Расскажите мне, как все было. А я пока посижу, послушаю.
СЦЕНКА «Буква Я»
Рассказчик.
Всем известно буква "Я"
В азбуке - последняя.
А известно ли кому -
Отчего и почему?
Неизвестно?
Хором: « Неизвестно!»
Интересно?
Хором: « Интересно!»
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится -
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"...
В строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":
- Я, - сказала буква "Я", -
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
- Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "Эф",
От обиды покраснев.
- Срам! –
Сердито "эс" сказало.
"Вэ" кричит:
- Воображала!
Проворчала "Пэ":
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик.
"Я" затопала ногами.
Буква Я.
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик.
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
- Хорошо!
Идем на спор.
Буква А.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку -
Правда,
Стало быть,
Твоя!
Буква Я.
- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А "Я"!
Рассказчик.
Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела -
Написать она сумела
Только:
"Я - я - я - я - я!"
Буква Х.
Как зальется буква "Ха":
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха!
Буква О.
"О" от смеха покатилось!
Буква А. "А" за голову схватилось!
Буква Б. "Б" схватилось за живот..
Рассказчик.
Буква "Я"
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я.
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".
Буква Ю.
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик.
Буква "Я" всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место
Буквы "Я"!
Баба Яга: Ну, если вы еще со мной весело станцуете, то я верну вам ваш Букварь.
( Танец маленьких утят)
Баба Яга: Так и быть, возвращаю вам ваш Букварь.
(Под торжественную музыку входит Букварь)
Учились все по мне и встарь,
Я книга школьная - Букварь!
Как рад я встрече с вами!
Только в школу вы пришли –
Встретился я с вами.
Дни учебы потекли, стали мы друзьями.
Подведем итог мы с вами.
Какие получили знания?
Как идет образованье?
Чему же научил вас я?
Сейчас посмотрим мы, друзья!
Учитель: Дорогой, Букварь, мы тебе сейчас все расскажем и покажем.
16.
Букварем букварь назвали,
Потому что учит он
Записать звук-невидимку
Буквой – видимым значком.
17.
В устной речи звуки дружат,
Человеку верно служат.
Звук за звуком будет слово –
Слово «мама» уж готово!
18.
Дружат гласная с согласным,
Составляя вместе слог.
“Ма” и “ша”, а вместе – Маша
К вам явилась на урок!
19.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова
«Ты» и «Ква»,
А вместе -«тыква».
«Со» и «ва»-читай «сова»
20.
Мы знаем буквы, знаем слоги
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Научились мы читать!
21.
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в «Букварь» гляжу,
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю
Спасибо! Книге Букварю.
22.
Мы узнали в Букваре,
Как писать и «а», и «р»,
И узнали, например:
Говорят не «ре», а «эр».
23.
Мы знаем буквы, знаем слоги
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Научились мы читать!
24.
Научились мы писать
И большие фразы.
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
25.
Потрудились мы немало:
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало –
На страницах Букваря.
Букварь
Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Здесь их ровно 33!
Букварь -Гласные?
-Здесь!
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не умеют свистеть и ворчать.
Букварь -Согласные?
-Здесь!
Мы согласные согласны:
Шелестеть, скрипеть, свистеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется нам петь.
Выходят Тим и Том.
Тим. Я мягкий, нежный, милый Тим.
Том. Я строгий рослый Том.
Тим. В зеленом я люблю ходить.
Том. Я – только в голубом.
Тим. Мы о согласных день и ночь
Том. Заботимся вдвоем.
Тим. За мягких отвечаю я,
За твердых – братец Том.
Учитель: Дети даже знают в каком порядке должны стоять буквы.
По порядку алфавита выступай!
Изучаем алфавит:
Первой буква «А» стоит.
Припасла она для нас
И арбуз, и ананас.
Булки, бублики, баранки
Буква «Б» везёт на санках.
В» для всех варенье варит.
Винни-Пух варенье хвалит.
Гусь гогочет букве «Г»:
Я почти родня тебе;
Шею длинную имею,
Букву «Г» писать умею
Буква «Д» – уютный дом.
Динозаврик дремлет в нём.
Ежевику ел енот,
Перемазал соком рот.
Буква «Е» несёт водицу,
Чтобы мог енот умыться.
Ёж под ёлочкой поёт,
В гости букву «Ё» зовёт.
Добрались до буквы «Ж».
Пишем мы её уже.
Пишут букву вместе с нами
И жираф, и жук с рогами.
Зайка букву «З» учил
И пятёрку получил.
Буква «И» детей любила:
Всем игрушки подарила.
Как только «И краткое» в гости придёт,
Ты вспомни про йога, про йогурт и йод.
Алфавит не весь пока.
Мы дошли до буквы «К».
С буквой «К» всегда дружил
Добрый Гена-крокодил.
Взял художник акварель
И раскрасил букву «Л».
Значит, рядом на странице
Ты раскрасишь льва и львицу
Кто не любит букву «М»?
Я мороженое ем,
Мишка лижет сладкий мёд,
Всех в лесу малина ждёт.
Здравствуй, здравствуй буква «Н»!
Ты нужна девчонкам всем.
Нитки, ножницы берём
И для кукол платья шьём.
Ослик с буквой «О» играет:
Словно мяч, её катает.
Плыл по морю пароход,
А потом вернулся в порт.
Сходит буква «П» на берег,
Всем привет передаёт.
Ходит с тростью важный сэр.
Вместо трости – буква «Р».
Чтобы букву прочитать,
Надо, словно рысь, рычать.
Утром рано – всякий знает –
Солнышко в окне сияет.
С дремлющих ночных небес
Светит месяц буквой «С».
Буква «Т» приносит в дом
Телевизор, телефон.
Улитка с буквой «У» дружна
И рожки носит, как она.
Пригласил однажды лев
В кафетерий букву «Ф».
Фрак надел, конфет купил,
С буквой «Ф» он кофе пил.
«Ха-ха-ха!» да «ха-ха-ха!» -
Хохотала буква «Х».
Хомячок её смешил:
Хлеб за щёки положил.
Эту букву каждый знает.
В цирк нас буква приглашает.
И с цветами на крыльце
Всех встречает буква «Ц».
Червячок и черепаха
Ча-ча-ча пошли плясать.
Это значит, всем ребятам
Букву «Ч» пора писать.
За забором – хороша –
Притаилась буква «Ш».
И в шкафу её найдёшь,
Если все слова прочтёшь.
Щука, увидав леща,
Обещала букве «Щ»:
Я леща не буду есть,
Буква «Щ» в нём тоже есть.
Не могу найти никак
Я в подъезде «Твёрдый знак»
Дети, помогите!
«Твёрдый знак» найдите!
Букву «Ы» возьмём с собой,
Съедем с горки ледяной.
Без неё не едут лыжи,
Скучно без неё зимой.
Знакомьтесь! Это «Мягкий знак».
Не напишешь ты никак
Без него слова: тюлень,
Лось и гусь, олень и пень.
Эскимо несёт тебе
Сладкоежка буква «Э».
Буква «Ю» юлой кружится.
С нами хочет подружиться
Вдаль на яхте поплывём,
Букву «Я» с собой возьмём.
Будем яблоки жевать,
Буквы в клеточки писать.
Алфавит запомним сами,
А потом расскажем маме.
Учитель: Чтобы все дела спорились, надо чтобы все жили дружно.
Кто любит музыку и песни,
Тому живется интересней.
И в день прощанья с Букварем
О дружбе мы ему споем.
( Песня о дружбе)
26 .
Как хорошо уметь читать –
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай еще страницу!».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
27
С тобой, «Букварь», я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
28
Беру Букварь в последний раз!
Несу букварь в просторный класс!
И дорогому букварю я говорю:
– Благодарю!
Ты книга первая моя!
Теперь читать умею я!
На свете много книжек есть,
Все книжки я могу прочесть.
29
Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Букваре
Кончились странички.
Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Дети исполняют песню «Прощай, букварь!»
Слова и музыка Людмилы Мельниковой
Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Учитель
Вы прочли букварь до корки,
Вам по чтению – Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Вам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что вы букварь
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки!
Слово директору. Ученикам выдается дипломы. (под музыку)
Учитель
Учебник закрывается.
Пора с ним распроститься!
Он верным другом был для нас,
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя,
Ведь есть у Букваря друзья!
Букварь (ученик) Ребята, я пришел не один. Я к вам привел свою старшую подругу – книгу «Литературное чтение».Входит девочка в костюме книги «Литературное чтение»
Книга «Литературное чтение»
Очень рада встрече с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И помчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?
Все края тебе открыты
На страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами – мне награда.
Вот шелестят мои страницы,
И кто-то к нам уже стучится.
(Стук в дверь.)Заяц Пус (ученик) (выпрыгивает).
Здравствуйте, ребята!
Был я зайчонком, и рос я в лесу.
Пусом назвали меня за красу:
Очень пушистым сынком был у мамы,
Радостным очень, веселым по нраву.
Около леса школа была,
Вся детвора ходила туда.
Съел я волшебный клевер, друзья,
И в школу отправился мальчиком я.
Петя Зайцев стоит перед вами.
Думаю, скоро станем друзьями.
Каждый со мной отправляется в путь.
«Литературное чтение» взять не забудь!
(Стук в дверь)
УЧИТЕЛЬ. Ребята, к нам опять кто-то стучится.
(Входит “Печкин” с велосипедом, на багажнике – посылка).
Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес посылку для ребят 1 “Б” класса. Теперь я уже знаю, что здесь ученики 1 «Б» класса
УЧИТЕЛЬ. Ой, я уже боюсь ее открывать, а вдруг там опять что – ни будь неприятное.
Печкин: Ну, что забираете?
УЧИТЕЛЬ. А это точно нам?
Печкин: На ней написано: “ Город Михайловск, Школа № 5, 1 “Б” класс”. Значит вам.
УЧИТЕЛЬ. Ну тогда забираем.
Печкин: Так просто не отдам, за посылку расписываться надо.
УЧИТЕЛЬ. Кто , ребята, распишется за посылку?
(Один ребенок расписывается).
Печкин: Ну, теперь все. Вот вам ваша посылка, а я поехал домой в Простоквашино. До свидания!
(Печкин уезжает).
УЧИТЕЛЬ. (рассматривает посылку): Интересно, что же в ней такое? Откроем, ребята?
(Открывает, достаёт учебники Литературное чтение)
Дети получают подарки Литературное чтение. Праздник заканчивается чаепитием